Почему необходимо заменить масло до наступления холодов, какие вещи стоит иметь при себе на протяжении всей зимы, что предпочтительнее – регулярные визиты на мойку, что означает маркировка 4x4x4 и другие важные аспекты, которые следует учитывать автомобилистам
Низкие температуры, гололед и агрессивные реагенты, используемые для борьбы с обледенением дорог, представляют серьезное испытание для автомобилей, даже если они адаптированы к сложным условиям. К приближению зимы необходимо готовиться основательно.
Значительное число автодилеров, в том числе и представители Lada, предлагают услуги по проведению межсезонного технического обслуживания, однако не все владельцы автомобилей выполняют его систематически. Как правило, с наступлением холодов автовладельцы ограничиваются заменой шин, заполнением системы охлаждения антифризом и обработкой замков и уплотнителей силиконовой смазкой. Какие же еще аспекты требуют внимания?
1. Проверяйте жидкости и фильтры
Константин Третякевич, эксперт компании «Ремонтиста», советует поменять моторное масло до наступления холодов, если с момента последнего технического обслуживания автомобиль проехал 8 тыс. километров. Также необходимо проверить состояние воздушного фильтра, особенно если он эксплуатировался на участках с повышенной запыленностью – зимой к дорожной грязи добавляются частицы антигололедных реагентов.
«На российском рынке преобладает зимнее моторное масло, что подтверждается информацией на его упаковке – например, в маркировке 0W30 буква W указывает на зимнюю эксплуатацию. Первое число в маркировке обозначает вязкость масла: чем оно выше, тем больше вязкость. Если в вашем регионе наблюдаются сильные морозы, доходящие до минус 40 градусов, рекомендуется использовать масло с меньшей вязкостью. Однако, необходимо придерживаться рекомендаций производителя автомобиля», – отметил директор Академии водительского мастерства Kaminsky Driving Academy Александр Каминский.
Замена антифриза будет полезной, особенно если он стал мутным, изменил свой цвет или в нем обнаружились осадки. Оценить состояние охлаждающей жидкости можно самостоятельно, используя специальные индикаторные полоски. Как правило, стандартные антифризы рекомендуется менять каждые два года. Карбоксилатные антифризы с антикоррозионными присадками могут сохранять свои свойства более пяти лет.
2. Проверьте всё, что сможете, самостоятельно
Владелец автомобиля может самостоятельно выполнить некоторые этапы подготовки, без обращения в автосервис. К примеру, можно проверить работоспособность отопителя и вентилятора. Также рекомендуется обработать замки дверей полимерной силиконовой смазкой, устойчивой к воздействию низких температур. Генеральный директор компании, специализирующейся на консервации автомобилей, Alfred Максим Снигирев советует дополнительно очистить дренажные каналы, чтобы избежать скопления воды.
3. Не мойте машину в сильный мороз
При интенсивной эксплуатации автомобиля в зимний период перед водителем неизбежно встает вопрос о мойке. Это связано с тем, что применяемые химические реагенты способны повредить лакокрасочное покрытие кузова и оказывать неблагоприятное воздействие на внешние пластиковые элементы. Однако, неправильная мойка также может нанести вред автомобилю, если не соблюдать определенные меры предосторожности. Поэтому, если есть такая возможность, зимой от этой процедуры лучше воздержаться и заранее обеспечить защиту кузова антикоррозийными средствами.
Если мойка все же необходима, то ее следует проводить в теплых боксах закрытого типа у профессионалов. Перед этим рекомендуется дать автомобилю постоять в помещении около 15 минут, чтобы он прогрелся. Также будет полезно обработать резиновые уплотнители специальной смазкой на основе глицерина или силикона.
Необходимо уделять повышенное внимание хромированным элементам, поскольку они подвержены воздействию химических веществ. Хотя некоторые производители автомобилей используют специальное покрытие, обеспечивающее устойчивость к агрессивным средам, для защиты этих деталей применяются различные консерванты, эффект от которых обычно сохраняется до следующей мойки. После обработки рекомендуется тщательно продувать воздухом под давлением все полости автомобиля, чтобы удалить влагу. Выезд из бокса допустим только после того, как кузов машины будет полностью сухим.
Специалисты настоятельно советуют избегать самостоятельной мойки автомобиля на открытом воздухе, особенно в холодную погоду. В противном случае это может привести к повреждению лакокрасочного слоя и ускоренному появлению коррозии на кузове. Кроме того, на зеркалах и стеклах могут появиться трещины.
Необходимо уделить пристальное внимание хромированным элементам, поскольку они подвержены воздействию химических веществ. Хотя некоторые производители автомобилей применяют специальное покрытие, способное противостоять агрессивным средам, для защиты этих деталей используются различные консерванты, эффект которых обычно длится до следующей мойки.
4. Не тяните с резиной
В российских климатических условиях рекомендуется использовать шины с соответствующей маркировкой: символ в виде снежинки, расположенной внутри изображения горной вершины с тремя пиками, или буквенные обозначения «М+S», «M&S» или «M S». Шипованные шины наиболее эффективны для поездок за пределы города, поскольку они обеспечивают надежное сцепление на обледенелых дорогах. Нешипованные шины, в свою очередь, являются более предпочтительным выбором для езды по мокрому асфальту и отличаются более тихой работой. Колеса с узкой шириной профиля лучше адаптированы для передвижения по снегу, но уступают в характеристиках на более жестких покрытиях.
Известный гонщик и специалист по обучению вождению Михаилу Горбачеву приписывают создание правила 4х4х4 для зимних шин. Согласно этому правилу, возраст шин не должен превышать 4 года, на всех осях необходимо использовать 4 шины одинакового типа, а глубина протектора должна составлять не менее 4 миллиметра. В случае несоблюдения любого из этих условий рекомендуется заменить зимний комплект.
5. Защищайте кузов
Для защиты кузова от воздействия реагентов, снега и льда существует способ, который не отличается низкой стоимостью, но при этом демонстрирует высокую эффективность: полный детейлинг, включающий глубокую очистку, устранение сколов с помощью подкрашивания, полировку и нанесение специализированных защитных средств.
«Определить необходимость в профессиональной мойке автомобиля не составляет труда: если после обычной процедуры очистки вы ощущаете неровности при касании боковых поверхностей кузова, это указывает на потребность в более глубокой очистке. Кроме того, если при освещении лакокрасочного покрытия фонариком видны царапины и так называемая «паутина», то автомобиль нуждается в полировке, — пояснил руководитель компании «Стартрек Детейлинг» Алексей Кольчугин. По мнению специалиста, эффект от нанесения «жидкого стекла» сохраняется в течение 4-6 месяцев, в то время как покрытие «керамики» рассчитано на год при условии использования трех и более слоев.
6. Берегите электричество
Зимой аккумулятор автомобильной батареи испытывает повышенную нагрузку: снижение температуры приводит к уменьшению емкости, а загустевшее масло затрудняет работу двигателя. К тому же, для обогрева стекол, салона, сидений и руля требуется дополнительное энергопотребление. Если поездки не продолжительные, аккумулятор не получает достаточной подзарядки.
«По мнению Евгения Гришкевича, директора по послепродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр», первая морозная ночь может привести к разрядке аккумуляторной батареи, что затруднит запуск автомобиля без обращения к специалистам. Для предотвращения данной проблемы рекомендуется подготовить аккумулятор к эксплуатации в условиях низких температур: необходимо проверить уровень электролита в сервисном центре и зарядить батареи до наступления холодов.
7. Держите лобовое в чистоте
Перед наступлением холодной погоды специалисты советуют заменить щетки стеклоочистителя. Некоторые компании предлагают даже зимние модели «дворников», каркас которых защищен специальным покрытием от воздействия льда и снега. Можно использовать и универсальные щетки, главное, чтобы они эффективно очищали стекло: со временем резиновые элементы дубеют и растрескиваются, на стекле остаются разводы, увеличивается потребление незамерзающей жидкости.
В ходе испытаний незамерзающих жидкостей, организованных некоммерческой организацией «Росконтроль», было установлено, что в четырех из двенадцати протестированных образцах обнаружен запрещенный метанол, а фактическая температура кристаллизации во многих случаях превышает указанные на упаковке значения. Как следствие, незамерзающая жидкость, заявленная для эксплуатации при «минус 30» градусах, может потерять свои свойства уже при минус 15.
В бюджетных моющих средствах нередко присутствуют органические растворители, способные негативно повлиять на головной. На транспортных средствах, оборудованных струйными системами очистки фар, плафоны из поликарбоната могут потерять прозрачность или даже получить трещины.
8. Запасайтесь зимним комплектом
Водителям советуют иметь в автомобиле специальный «зимний комплект», включающий щетку для удаления снега, скребок для льда, лопату и влажные салфетки для очистки стекол. Также целесообразно приобрести размораживатель для замков и силиконовую смазку для резиновых уплотнителей, а еще комплект проводов для привода двигателя. Необходимо заменить тканевые коврики на резиновые с высокими бортиками. При планировании дальней поездки будет полезно положить в багажник цепи противоскольжения, канистру, а также теплую одежду и обувь.
Владельцам автомобилей с дизельными двигателями в период перехода АЗС с летнего на зимнее топливо и наступления холодов советуют иметь при себе антигели, снижающие температуру кристаллизации дизельного топлива. Их следует добавлять в топливный бак при каждой заправке, однако антигель не может «растопить» уже затвердевшее топливо и заменить летнюю солярку на полноценную зимнюю. Также важно учитывать, что добавление антигеля может негативно сказаться на воспламеняемости топлива и его смазывающих свойствах.
Как утеплить машину на зиму
Защита радиатора
В России традиционно самым распространенным методом утепления автомобиля является размещение картона на радиаторе. Благодаря такому недорогому «апгрейду» водители частично ограничивают поступление холодного воздуха, проходящего через решетку радиатора. Некоторые автомобилисты, однако, предпочитают использовать специальные съемные чехлы или пластиковые заглушки. По оценке специалистов, такой прием может быть полезным при движении на высокой скорости по трассе. Однако утеплять радиатор стоит только при очень низких температурах (около минус 10 градусов и ниже). В противном случае такая перегородка может вызвать перегрев двигателя. По аналогичным причинам не рекомендуется использовать заглушки во время движения в городских пробках.
Автоодеяло
Ранее автовладельцы часто использовали для утепления моторного отсека одеяла, войлок и другие подобные материалы. Такая практика была довольно опасной и могла привести к пожару. Сегодня в магазинах автотоваров можно найти специальные автоодеяла для моторного отсека, которые предотвращают остывание двигателя во время стоянки и способствуют более быстрому прогреву при запуске. Однако данный метод эффективен лишь при кратковременных остановках. Если автомобиль стоит всю ночь, никакой утеплитель не сможет предотвратить остывание двигателя. Также подобные «покрывала» рекомендуется использовать только при низких температурах, чтобы избежать перегрева двигателя.
Термокейс для аккумулятора
Термочехол для аккумулятора предназначен для защиты АКБ от воздействия колебаний температуры окружающей среды. Изготовленный из материала с низкой теплопроводностью, он препятствует быстрому нагреву или охлаждению аккумулятора, что облегчает запуск двигателя в условиях низких температур. К достоинствам термокейса также относятся доступная стоимость и простота монтажа. Однако применять термокейсы рекомендуется только во время непродолжительных остановок и в условиях сильных морозов.
Нужно ли прогревать двигатель зимой
Дискуссии о необходимости прогрева двигателя автомобиля перед началом движения до сих пор широко распространены среди автомобилистов. Многие производители утверждают, что в современных автомобилях такие действия не требуются, поскольку все технические процессы управляются и контролируются современной электроникой. Более того, в некоторых европейских странах прогрев двигателя может повлечь за собой значительный штраф. Эти меры связаны с охраной окружающей среды. К примеру, в России правила дорожного движения устанавливают запрет на работу двигателя в жилых зонах более пяти минут.
Несмотря на это, отсутствуют убедительные научные работы, позволяющие точно определить, как холодный запуск влияет на долговечность двигателя. Тем не менее, большинство специалистов рекомендуют дождаться полного стабилизирования работы мотора и корректного отображения данных приборной панелью. Также важно помнить, что нейтрализатор, не достигший рабочей температуры, функционирует неэффективно, и продолжительная работа на холостом ходу приводит к выбросу значительного количества вредных веществ. Движение способствует более быстрому прогреву двигателя, а выпускная система начинает более эффективно очищать выхлопные газы.
По словам Андрея Конева, технического директора сервисного центра «Автоглобус», в условиях умеренного холода предварительный прогрев двигателя не обязателен. Он отмечает, что до наступления температуры ниже минус 12–15 градусов прогревать двигатель не требуется, поскольку современные моторные масла обеспечивают стабильную работу и сохранение ресурса даже при небольшом минусе».
Настоятельно советуется избегать резкого ускорения в начале движения. Это может создать излишнюю нагрузку на еще не прогретые двигатель и коробку передач. Кроме того, это может оказать неблагоприятное воздействие на подвеску транспортного средства.
Разрешается ли использовать кондиционер в холодное время года
Специалисты автосервисов считаю, что использование кондиционеров зимой не только допустимо, но и необходимо. Не смотря на холодное время году установку следует включать, как минимум раз в неделю на 10 минут для поддержания ресурса и смазки деталей компрессора. Кроме этого, использовать кондиционер зимой можно и для борьбы с запотевшими окнами. Дело в том, что испаритель отлично конденсирует влагу на своей поверхности и выводит наружу через специальный дренажный канал. При этом следует помнить, что работающий кондиционер повышает расход у автомобиля.
Иногда, при экстремально низких температурах, кондиционер может не включиться. В таких условиях рекомендуется периодически запускать систему на отапливаемом паркинге торгового центра или в теплом гаражном помещении в течение нескольких минут, пока автомобиль прогревается. Если этого не сделать, после окончания холодного периода водителю может потребоваться техническое обслуживание системы, включая очистку салонного фильтра и проведение антибактериальной обработки, прежде чем начинать ее использование.
Дизельный автомобиль зимой
В холодное время года для дизельных двигателей необходимо использовать только зимний дизельное топливо, поэтому на крупных автозаправочных станциях всегда строго придерживаются сезонной замены. В результате, исправный дизельный автомобиль, заправленный соответствующим топливом и использующий качественное моторное масло, запускается с такой же легкостью, как и бензиновый. Существует распространенное убеждение, что дизельные двигатели медленно прогревают салон. Однако, в настоящее время большинство дизельных автомобилей оснащены дополнительными электрическими обогревателями, обеспечивающими поступление тепла уже в первые минуты после запуска. Для повышения комфорта транспортное средство можно усовершенствовать системой дистанционного запуска или установить более экологичный и экономичный предпусковой подогреватель, который использует дизельное топливо исключительно для обогрева салона и прогрева охлаждающей жидкости двигателя.