
Неисправность тормозной системы представляет собой одну из наиболее опасных ситуаций для автомобилиста. Даже владелец новой машины может столкнуться с подобной проблемой. Поэтому крайне важно заранее знать, какие меры помогут остановить транспортное средство и предотвратить серьёзные последствия. На портале vozbox.ru представлены несколько техник контраварийного вождения, позволяющих эффективно снижать скорость автомобиля.
Современные автомобили редко оснащаются системами без резервных вариантов. Принцип их работы основан на дублировании: при повреждении одного контура, другой продолжает обеспечивать работу. Кроме того, водитель получает уведомление – при снижении уровня жидкости на приборной панели загорается предупреждающий индикатор, сопровождаемый звуковым сигналом.
Основной признак полной неисправности – педаль тормоза проваливается до упора, при этом замедления не происходит. Однако встречаются и другие ситуации: при перегреве тормозных механизмов эффективность значительно снижается, и даже при интенсивном нажатии достигается менее заметный результат, чем обычно.
В таких обстоятельствах ключевым фактором является способность оперативно и корректно затормозить транспортное средство, минуя основную тормозную систему. Точные действия определяются маркой автомобиля и дорожными условиями, однако основные принципы остаются неизменными и должны быть известны любому водителю.
В случае неисправности основной тормозной системы у водителя остаются альтернативные способы снижения скорости. Это можно сделать с помощью двигателя или, используя стояночный тормоз. Первый вариант предпочтительнее с точки зрения безопасности: плавное переключение на пониженные передачи позволяет двигателю создавать сопротивление, что приводит к замедлению транспортного средства.
При вождении необходимо избегать резких переключений. Между ними рекомендуется делать небольшие паузы и внимательно наблюдать за показаниями приборов. Слишком быстрое снижение передачи может привести к рывкам и потере устойчивости транспортного средства. Таким образом, оптимальная стратегия – переходить на другие передачи мягко, ориентируясь на реакцию автомобиля.
В критических ситуациях допустимо применение ручного тормоза. Однако, при работе с ним требуется максимальная внимательность. Современные электронные системы могут реагировать по-разному: кратковременное нажатие кнопки выполняет функцию фиксации при парковке, а удержание приводит к блокировке задних колёс, даже если автомобиль находится в движении. Традиционный механический ручной тормоз позволяет самостоятельно настраивать усилие, однако его использование предполагает наличие опыта и требует повышенной осторожности.
Применение стояночного тормоза на высокой скорости почти всегда сопряжено с риском. Внезапное усилие может привести к заносу транспортного средства. Даже на ровной поверхности автомобиль начнет непредсказуемо двигаться в стороны, и водителю потребуется оперативно реагировать, постоянно корректируя траекторию. Данный метод целесообразен только в ситуациях, когда нет альтернативы, и необходима экстренная остановка. Контроль над автомобилем в такой ситуации достигается поворотом рулевого колеса в сторону, в которую происходит снос.
Комбинированный способ торможения является более эффективным. Водитель сначала уменьшает скорость с помощью двигателя, используя плавное переключение на пониженные передачи. Применение ручного тормоза допустимо только после того, как скорость снизится примерно до 30 км/ч, при этом риск потери управления существенно уменьшается.
В условиях, требующих мгновенной реакции, когда каждая секунда на счету, ручной тормоз способен остановить транспортное средство наиболее оперативно. Вместе с тем возникает дополнительная сложность: для сохранения управляемости водителю необходимо удерживать направление движения с помощью рулевого колеса, иначе автомобиль может потерять контроль и начать непредсказуемое скольжение.
Для уменьшения скорости также можно использовать маневры, например, изменение траектории движения, выезд на возвышение или даже контактное торможение, такое как прикосновение к отбойнику.