
Совершенно разные вещи — слушать заявления представителей китайских брендов об инновационных технологиях, высоком качестве и долговечности их автомобилей, и лично убедиться в процессе производства и контроле качества сборки машин.
Менее чем за 2,5 часа и преодолев 220 км по платной трассе М-4 «Дон», мы добрались до завода, расположенного в индустриальном парке «Узловая» в Тульской области. Целью нашей поездки было проведение проверки системы контроля качества и адаптации производимых кроссоверов к российским условиям. Производство автомобилей здесь осуществляется по всей технологической цепочке, включая сварку, штамповку и окраску кузовов.
Искры летят
В штамповочном цехе слышны отчетливые, глухие удары многотонных прессов. Линия включает в себя четыре мощных и современных пресса, общий вес которых превышает 1,7 тыс. т. Эти прессы используются для изготовления крупных кузовных деталей, включая днище, крышу, боковины кузова и дверные панели, изготавливаемых из листовой стали, поставляемой из России и Китая.
Собранные детали направляются в сварочный цех, где постоянно ощущается динамичная рабочая атмосфера. Сварка пола, крыши и боковин осуществляется на автоматизированных линиях. Меньшие операции выполняются рабочими, но также с использованием высокой степени автоматизации. Сварочные процессы часто сопровождаются разлетами искр, что делает их интересными для наблюдения, особенно на крупных роботизированных комплексах.
Сварка крыши кажется поистине мистическим процессом: длинная рука робота-манипулятора берет деталь со стапеля, поворачивает ее в воздухе и устанавливает в строго отведенное место. Затем другой робот сначала фиксирует сопряженные детали точечной сваркой, а после – наносит основной сварной шов.
Вид, открывающийся, впечатляет, и в итоге формируется основа автомобиля без внешних элементов. Затем специалисты отдела технического контроля осматривают кузов, оценивая качество точечной сварки и швов. Отдельные корпуса направляют в помещение с заданным температурным режимом для проверки геометрии и основных параметров на специализированном стенде. Если размеры не соответствуют установленным допускам, кузов признается негодным. В целом, на предприятии продукция проходит проверку на каждом этапе производства, охватывая все этапы — от входного контроля материалов и комплектующих до заключительной сборки.
Красят только роботы
Цех окраски и антикоррозийной обработки также произвел значительное впечатление. Он полностью автоматизирован и оснащен современным оборудованием, поставляемым из Китая, Кореи и Франции. Двадцать шесть автоматических роботов, использующих метод распыления, гарантируют высокое качество окраски. Кроме того, в цехе применяются 11 манипуляторов для открытия дверей и 14 автоматических роботов для нанесения герметика. Технологический процесс начинается с промывки и фосфатирования кузова.
Далее следует захватывающий и зрелищный этап — нанесение катафорезного грунта. Представьте себе, как кузов, медленно перемещающийся по подвесному конвейеру, плавно погружается в ванну с катафорезным составом, постепенно и полностью исчезая в ней. В этот момент наглядно демонстрируется, что модель Haval надежно защищена от коррозии. Один раз увидеть — и этого достаточно.
При чем тут экология
На производстве уделяется значительное внимание экологическим аспектам. Даже технологические процессы, которые традиционно считаются вредными, например покраска, были оптимизированы с целью уменьшения негативного воздействия на окружающую среду. Использование экологически чистой краски на водной основе требует сушки каждого слоя кузова в специализированной печи.
Для уменьшения вредных выбросов в атмосферу во время покраски и сушки применяется технология регенеративного термического окисления, которая позволяет сжигать отработанные газы. Также на каждом этапе производства осуществляется контроль качества окраски.
Свадьба на производстве
После покраски кузов направляется в сборочный цех, где выполняется установка двигателя на корпус и сборка шасси, что обычно называют «свадьбой». Несмотря на то, что этот этап максимально автоматизирован, участие человека все равно необходимо. На производстве достаточно персонала, но каждый работник хорошо знает свои обязанности и не создает помех другим.
Двигатели также производятся на этом же заводе, поскольку моторный цех находится на его территории. Несмотря на то, что представители Haval называют это местом производства заводом, такое название представляется преувеличением. Действительно, на предприятие доставляются только литьевые заготовки для блоков и головок цилиндров, которые затем обрабатываются на пяти горизонтально-расточных станках с ЧПУ. Дальнейшие комплектующие для двигателей импортируются из Китая и собираются непосредственно здесь.
На предприятии под Тулой делают два двигателя:
- 1,5-литровый с турбонаддувом мощностью 150 л. с. (230 Нм);
- 2,0-литровый турбомотор отдачей 192 л. с. (320 Нм).
Это позволяет сформировать полный модельный ряд кроссоверов, производимых на предприятии в «Узловой». Ежегодно здесь выпускается свыше 100 тыс. двигателей.
Горячие тесты
Каждый двигатель, произведенный на заводе, проходит обязательную проверку – «горячий тест». Для этого на моторном стенде подключают топливопровод, проводку и патрубки охлаждения, после чего осуществляется первый запуск, моделирующий условия реальной эксплуатации. Операторы фиксируют силовые характеристики двигателей и сопоставляют полученные данные с эталонными значениями. Затем мотор поступает на склад готовой продукции и направляется в цех сборки для установки на автомобиль. Таким образом, можно быть уверенным в надежности силовых агрегатов Haval.
Испытания и брак
Очевидно, что детальное описание всего технологического процесса нецелесообразно. Важно подчеркнуть, что контроль качества осуществляется на каждой производственной линии, оборудованных так называемыми контрольными точками, где проверяется полнота и соответствие требованиям данного этапа производства. Готовый автомобиль проходит полный цикл испытаний, в ходе которых оцениваются все системы, качество сборки, герметичность кузова, работа подвесок и управляемость.
В световом туннеле проводится проверка внешнего вида автомобиля, и этот процесс выполняется с особой тщательностью. Наличие помеченных мелом дефектов на кузове, которые видны издалека, служит дополнительным доказательством этой внимательности. Для оценки герметичности кузова проводится «дождевой тест», имитирующий неблагоприятные погодные условия. В течение четырех минут автомобиль перемещается по конвейеру через дождевую камеру, где на него подается значительный объем воды под давлением из множества форсунок. После сушки контролеры осматривают все внутренние полости кузова для проверки на герметичность.
Проверка на ходу
На финальном этапе каждый автомобиль проходит проверку управляемости, ходовых качеств и эффективности торможения на собственном полигоне. Завод Haval в России располагает испытательным полигоном, позволяющим тестировать автомобили на ровном асфальте, на скользкой и мокрой поверхности, а также на искусственно созданных неровностях, гравийных дорогах, спусках и подъемах. Помимо этого, проводятся испытания динамических характеристик и экстренного торможения, тестируются двигатель, трансмиссия и подвеска, а также проводятся испытания электронных систем.
На предприятии функционирует центр исследований и разработок. Команда водителей-испытателей проводит тестирование автомобилей в условиях холодного климата российских регионов, где дороги обрабатываются реагентами. Климатическая лаборатория, входящая в состав центра, используется для проверки лакокрасочного покрытия на устойчивость к коррозии. Таким образом, прилагаются все усилия для адаптации кроссоверов Haval к российским условиям эксплуатации.
Нюансы адаптации
Внесены определенные конструктивные изменения в модели, предназначенные для российского рынка, в результате проведенных комплексных исследований и испытаний.
- антикоррозийная обработка кузова,
- специальная настройка двигателя и подвески,
- увеличенный бачок омывающей жидкости,
- аккумулятор увеличенной емкости,
- пневматические упоры капота,
- подготовительные работы по установке прицепа и сертификация сцепного устройства.
- теплый пакет обеспечивает обогрев лобового стекла, зеркал и форсунок стеклоомывателя.
- ограничитель скорости для круиз-контроля.