В истории российского автомобилестроения встречаются случаи, когда увлеченные люди, действуя в одиночку, реализовывали новаторские идеи и демонстрировали впечатляющие результаты. Гаджи Ибадуллаев – один из таких талантливых новаторов, много лет работавший над усовершенствованием стандартного российского двигателя, создав на его базе уникальную разработку. Несмотря на то, что его проекты не были запущены в массовое производство, сам факт проведения экспериментов заслуживает признания.
Интеретный факт: Ибадуллаев по роду деятельности не является инженером. Его профессиональный опыт был связан с правоохранительной сферой, а увлечение техникой оставалось хобби. В качестве базы он использовал стандартный 1,5-литровый двигатель ВАЗ-21083 с восемью клапанами и мощностью 73 л.с. По словам конструктора-самоучки, после нескольких относительно простых модификаций этот двигатель смог продемонстрировать мощность, почти втрое превышающую первоначальную – около 180 л.с.
Основная задача эксперимента состояла не просто в увеличении мощности, но и в улучшении производительности. Заводской двигатель демонстрировал эффективность примерно в 25%, что изобретатель считал неприемлемо малым значением. На протяжении одиннадцати лет он систематически совершенствовал агрегат и утверждал, что достиг повышения коэффициента полезного действия почти до 60%, при этом сохранив изначальную конструкцию двигателя ВАЗ.
Для существенной прибавки мощности оригинального двигателя ВАЗ, Гаджи Ибадуллаев предпринял кардинальные преобразования. В рамках его разработки было применено множество технических усовершенствований: коэффициент сжатия увеличился почти в два раза – с 9,9:1 до впечатляющих 23:1; конструкция шатунно-поршневого механизма была модифицирована; угол опережения зажигания был сдвинут; улучшены системы смазки и охлаждения; применены катушки зажигания большей мощности.
Специалистов больше всего удивила аномально высокая степень сжатия. Такие показатели превышают возможности даже большинства дизельных двигателей. Казалось бы, при данных параметрах даже бензин с высоким октановым числом АИ-100 должен был бы вызывать детонацию в цилиндрах и приводить к разрушению двигателя. Однако автор представил доказательства обратного: уникальная форма поршней в сочетании с запоздалым зажиганием обеспечивала стабильную работу двигателя. К тому же, он заявлял, что высокая температура горения вызывает «плазменный эффект», который благоприятно сказывается на мощности.
Основываясь на представленных данных, увеличение мощности уже не кажется невозможным. Даже если 205 лошадиных сил могут показаться завышенной оценкой, диапазон в 160-180 сил при использовании качественного топлива представляется вполне достижимым. К примеру, атмосферный двигатель Mazda SkyActiv-X с показателем степени сжатия 16,3:1 и эффективностью около 45% выдает 190 л.с., а специалисты Honda ранее достигли мощности в 240 л.с. с двухлитрового двигателя S2000 без использования турбонаддува, исключительно благодаря системе изменения фаз газораспределения.
История создания двигателя Гаджи Ибадуллаева получила широкую огласку, в том числе и благодаря телевидению, однако в профессиональном сообществе его разработки вызвали скептицизм. Несмотря на критику, конструктор-самоучка не прекратил экспериментировать: он модернизировал автомобиль ВАЗ-2110, внедрив собственные разработки, и передал несколько экземпляров в МАДИ. При этом автор сам отмечал ключевую проблему конструкции – «перекладку поршней», из-за которой при изменении хода они касались стенок цилиндров. По словам разработчика, устранение этой проблемы было возможно, но требовало значительных финансовых вложений.
Судьба проекта остаётся неясной. Предположительно, конструктивная проблема не была решена, и Ибадуллаев не получил поддержки со стороны промышленных предприятий. Однако в сети до сих пор циркулируют шуточные предположения о том, что его разработки, возможно, послужили источником вдохновения для японских инженеров Mazda при создании серии атмосферных двигателей SkyActiv с высокой степенью сжатия, выпущенной на рынок в 2011 году.