В РФ планируют пересмотреть нормативные акты для сенсорных экранов в автомобилях.
В чем суть предложения
Идею впервые выдвинули на круглом столе «Инновационные технологии в обеспечении безопасности автомобиля как источника повышенной опасности», проходившем в Общественной палате. Концепцию продвигает заместитель председателя Всероссийского общества автомобилистов Владимир Коробчак. Предлагается установить минимальный набор физических клавиш и органов управления на законодательном уровне, без которого доступ транспортных средств к дорогам общего пользования будет закрыт.
Везде используется электроникаПроблема отчетливо видна на примере китайских моделей. Эксперты заметили обсуждаемую водителями трудность: современные автомобили всё чаще превращаются в гаджеты с двумя мониторами по 20 дюймов и более вместо традиционных рычажков, клавиш и крутилок. В связи с этим принято решение предложить органам исполнительной власти рекомендации.
Коробчак привел простой пример: автомобиль выезжает из гаража, начинается холодный дождь, запотевает стекло. Чтобы включить обдув стекла, водителю нужно в меню на планшете искать эту функцию. То же самое касается настроек кресел, системы «старт-сто» и ряда других важных функций. На большинстве современных машин все это управляется не с помощью привычных физических кнопок, а через сенсорные экраны.
Предложение предполагает введение в закон списка элементов автомобиля, требующих дублирования физическими органами управления. В него должны войти интерфейс освещения, дворники, поворотники, обогрев стекол и зеркал, а также некоторые другие функции. Список пока не окончательный и обсуждается.
Человеку не следует искать это в меню, а властям следует определить перечень элементов, доступных к физическому и тактильному восприятию человеком.
Необходимо установить контроль и за самими экранами, их допустимыми размерами, а также за формой рулевого колеса. На некоторых автомобилях китайского производства или, например, Tesla рулевое колесо уже давно не круглое.
Автор идеи утверждает, что новые правила не позволят регистрировать автомобили с недостаточно безопасными системами и запретят им продажу в России. Но от современных функций никто не откажется.
Электронные помощники — полезный инструмент, но водителю в машине всегда должно предоставляться преимущество.
Говорящий пояснил, что Общественная палата подняла эти вопросы лишь для обсуждения, как вопрос кибербезопасности автомобилей. Конкретные предложения составят и направят в МВД, Минтранс и Росстандарт. Ведомства и министерства предпримут дальнейшие действия по реализации задумки, если посчитают её нужной и полезной.
Будет ли польза
Тузов полагает, что водители уделяют меньше внимания дороге, находя нужную функцию на экране.
Вице-президент НАС Ян Хайцеэр разделяет его точку зрения.
По логике понятно: кнопкам место в машине и их иногда недостаточно. Автолюбители со стажем, как правило, предпочитают «живые» кнопки.
По мнению собеседника, ситуация не требует драматизма: «Это не трагедия, если их нет».
Тузов считает необходимой стандартизацию размещения и видов органов управления в машинах для повышения безопасности на дороге.
Многофункциональный экран требует у водителя больше времени для поиска нужной информации, отвлекая его от дорожной обстановки.
Он считает, что физические кнопки решают эту проблему и дают водителю возможность оперативно менять настройки без отрыва рук от руля. Эти меры уменьшат вероятность ошибок управления и повысят безопасность на дорогах. Такой подход способствует быстрому освоению автомобиля и сокращает число ДТП благодаря интуитивному взаимодействию с машиной.
Хайцеэр полагает, что диктовать сегодня условия китайским производителям практически невозможно из-за большой зависимости от их продукции. Внесение изменений им нежелательно.
Заместитель председателя НАС указал, что перенос физических кнопок в виртуальное пространство обусловлен в первую очередь экономией. Также эксперт подчеркнул неясность с тем, как будет проводиться работа — на уровне национального технического регламента или на уровне Таможенного союза.
Что думают в Европе
Проблема безопасности современных автомобилей, создаваемых преимущественно в Китае, давно обсуждается европейскими специалистами. Некоммерческая организация Euro NCAP, занимающаяся краш-тестами, планирует с 2029 года снижать баллы за безопасность транспортных средств, где основные функции управления осуществляются через тачскрины.
В организации считают, что небольшое отвлечение водителя от дорожного движения увеличивает риск аварий. Исследования подтвердили, что реакция снижается даже больше, чем под воздействием лекарств, алкоголя или некоторых запрещенных веществ.
В Европе к вопросу подошли более гибко и предложили активнее применять современные технологии — голосовых помощников и искусственный интеллект. В Euro NCAP уже определились с требованиями к автопроизводителям: управление дворниками, фарами, индикаторами поворота, клаксоном и аварийными сигналами должно осуществляться с физических органов управления. Эксперты организации при выставлении итоговых оценок за безопасность обращают внимание именно на эти пять функций.