
Воропаев сообщил о корректировках правил дорожного движения по детским автокреслам.
С 26 июля действие многих удерживающих устройств станет незаконным. За нарушение правил предусмотрено наказание в виде штрафа от трёх до ста тысяч рублей.
Что произошло
В мае 2025 года Минтранс России подготовил проект Предлагались поправки в правила дорожного движения, включающие уточнение понятия «детская удерживающая система (устройство)», которое ранее не разъяснялось. Согласно предложенным изменениям, перевозка детей должна осуществляться только в специальных автокреслах или с использованием бустеров. постановление было подписано председателем правительства Михаилом Мишустиным.
В Министерстве транспорта считают, что массово применяемые в России адаптеры, лямки, фиксаторы и накладки на ремни безопасности не защищают детей при ДТП, а ухудшают последствия аварий. В соответствии с внесенными поправками в ПДД, вступающими в силу 26 июля 2025 года, перевозка детей в России возможна только в креслах или с бустерами.
Что меняется
Требования к детским автомобильным креслам регламентируются Таможенным союзом о безопасности транспортных средств. В обращении находится много устройств без сертификации: бескаркасные кресла и адаптеры для штатных ремней. Приобретение и эксплуатация таких устройств экономит деньги, но не защищают детей в авариях.
Некоторые подобные устройства получили сертификаты, разрешающие продажу и представление их как полноценных автокресел. В отношении водителей, применяющих данные устройства, претензии не могут предъявить даже сотрудники ГИБДД: штрафовать за них с точки зрения закона пока невозможно.
Минтранс принял решение ликвидировать пробелы в законе. По этой причине в Правила дорожного движения было добавлено понятие «детская удерживающая система».
Детская удерживающая система – конструкция для перевозки детей в транспортном средстве, которая снижает риск причинения вреда жизни и здоровью. Лямки, гибкие элементы с пряжками, адаптеры, фиксаторы, накладки на ремни безопасности и подобные предметы не относятся к детским удерживающим системам.
С 26 июля перечисленные устройства считаться недопустимыми. За их применение нарушителям назначат штраф в три тысячи рублей.
Согласно пункту 22.9 ПДД детей младше семи лет перевозят в автокреслах и бустерах, подходящих по весу и росту. Детей от семи до одиннадцати лет можно перевозить с помощью ДУУ или ремней безопасности на заднем сиденье, на переднем — только с ДУУ. За нарушение правил штрафуют должностных лиц. штрафом в 25 тыс. руб., а юрлиц — 100 тыс. руб.
Что говорят в МВД
В МВД также отметили проблему детского травматизма. проекте Предложенные меры по повышению безопасности дорожного движения опубликованы на федеральном портале с проектами нормативных правовых актов.
Более шестидесяти процентов погибших в ДТП детей (61,4% в 2024 году) находились в автомобилях пассажирами. Свыше четверти из них перевозились с нарушением правил, без детских удерживающих систем или ремней безопасности, что почти вдвое повышает опасность последствий ДТП. На ситуацию влияют также не соответствующие требованиям безопасности так называемые «суррогаты» детских удерживающих устройств.
В проекте стратегии в пункте 49 указано, что на рынке доступен широкий ассортимент товаров и услуг, связанных с дорожным движением. Не все из них соответствуют требованиям безопасности, а некоторые способны использоваться для противоправных действий: устройства для маскировки гос номеров, заглушки ремней безопасности, подделки водительских удостоверений, медицинских справок, лицензий на пассажирские перевозки автобусами и так далее.
В Министерстве внутренних дел предложили усилить разработку и внедрение мер по контролю за производством, продажей и использованием товаров и услуг, нарушающих правила дорожного движения или мешающих их соблюдению.
Что нового в ПДД
Антон Шапарин, президент Национального автомобильного союза, указал на то, что ежегодно инспекторы ГИБДД составляют около 600 тысяч протоколов за данное нарушение, но формулировка в ПДД предусматривает возможности для уловок.
Вместо указания о необходимости перевозки ребенка в кресле или с бустером, составили бессмысленный текст, – констатировал участник разговора.
Лев Воропаев, эксперт по юриспруденции, считает, что новое постановление не принесёт существенных изменений в безопасность на дорогах.
Изменения внесутся в нормативно-правовые акты. Через СМИ всем сообщат, что адаптеры, активно рекламируемые как устройства для безопасной перевозки детей, не признаются таковыми. Будет разъяснено, что такое устройство не гарантирует безопасность ребенка.
По мнению собеседника, введение нового термина не препятствует использованию подушек и подобных вещей.
Данным понятием не запрещено пользоваться, хотя есть отсылка к нормативным актам, которые четко регламентируют, что такое удерживающее устройство, каким требованиям оно должно отвечать. Но наши ПДД позволяют в зависимости от возраста, роста детей перевозить их даже с помощью обычного ремня безопасности в определенных ситуациях. Надеюсь, что со временем люди осознают, что устройства, которые перечислены в изменениях, действительно могут негативно повлиять на детей, — конкретизировал Воропаев.
Сотрудники ГИБДД на дорогах могут изменить ситуацию с применением сомнительных удерживающих устройств. В основном именно их работа связана с выявлением нарушений в этой сфере. Но сейчас инспекторов на наших дорогах очень мало, поэтому кардинально ситуация после корректировки ПДД не улучшится.