Несмотря на приостановку работы японских автомобильных компаний в России, спрос на их автомобили сохраняется. Продавцы автомобилей доставляют модели через параллельный импорт.
Японские автомобильные бренды прекратили официальные поставки машин в РоссиюНесмотря на это, машины поступают к российским клиентам. Раскрываем секрет их популярности и анализируем самые успешные марки.
История японских автомобилей
Японская автомобильная промышленность возникла на рубеже XIX—XX веков вследствие Революции Мейдзи — последовательности реформ, сделавших страну индустриальной. В первые десятилетия производство автомобилей японских брендов осуществлялось малыми партиями, а дороги Японии преобладали иномарками. Несмотря на то что история большинства известных японских автоконцернов началась в начале XX века, настоящий успех в автомобилестроении пришел к ним уже после Второй мировой войны.
В 1945 году после оккупации Японии американцами встала задача восстановления разрушенной экономики. По одной версии, было принято решение о развитии именно автомобильной промышленности из-за убеждения, что японские автомобили никогда не превзойдут по качеству американские и не смогут им составить конкуренцию. Кроме того, армия США нуждалась в недорогих внедорожниках и грузовиках в регионе, где присутствовало сразу три потенциальных противника: СССР, а также коммунистическая Северная Корея и Китай.
Не секрет, что такие легендарные автомобили, как Toyota Land Cruiser Nissan Patrol и появились благодаря заказам американской армии на разработку автомобилей, сравнимых с уже зарекомендовавшими себя военными внедорожниками. Jeep.
Японское автомобилестроение отличалось нехваткой ресурсов и низкой покупательной способностью населения после войны. В результате появился класс сверхкомпактных, экономичных и дешевых машин, которые сейчас называют Kei Car.
Для развития японской автомобильной промышленности немаловажную роль сыграла доступная и квалифицированная рабочая сила. Спустя время к этому добавилась высокая мотивация и дисциплинированность рабочих, готовых трудиться во благо своих компаний. В то же время на американских автомобильных заводах коллеги постоянно устраивали забастовки.
К 1980-м годам Япония превзошла США по объему производства автомобилей и заняла первое место в мире. 1980-е и начало 1990-х годов считаются периодом расцвета японского автомобилестроения. Последующие экономические кризисы привели к нехватке финансирования и инвестиций в разработку новых технологий и моделей для японского автопрома. Это не повлияло на качество и надежность продукции, но замедлило его развитие. В 2009 году Япония уступила Китаю звание крупнейшего производителя автомобилей в мире, а в 2023 году, спустя год после введения санкций, Китай обогнал Японию и по объему экспорта машин.
Какие иномарки из Японии пользуются спросом в России?
1. Toyota
Бренды, входящие в состав компании: Lexus, Daihatsu, Hino.
Toyota Vios
Тойота — самый большой производитель машин в Японии и по всему миру, выпускающий большое разнообразие авто. До 2022 года марка имела собственное производство в Санкт-Петербурге.
Сейчас на рынок поставляют в основном модели Vios, Camry и кроссоверы RAV4. Все эти модели производятся в Китае. Из ОАЭ поступают легендарные внедорожники Toyota Land Cruiser 300.
2. Mitsubishi
Mitsubishi Xpander
Марка Mitsubishi запомнилась мировой автомобильной индустрии как первая, массово внедрившая технологию непосредственного впрыска топлива в бензиновые двигатели. Также прогрессивным решением стала система полного привода с тремя дифференциалами, возможностью отключения передней оси и блокировки центрального и заднего дифференциалов.
На российском рынке Mitsubishi всегда занимал более высокий процент по сравнению с другими странами. Такой успех объясняется ориентацией бренда на внедорожники и кроссоверы. Параллельный импорт привёл в Россию новую модель Xpander — компактный кроссовер, созданный изначально для азиатских рынков. Также к российским дилерам попали новые кроссоверы Outlander.
3. Mazda
Дочерние бренды: Xedos, Eunos.
Mazda CX-4
Mazda – символ жизнестойкости японского автопрома. Штаб-квартира и основные заводы расположены в Хиросиме, пережившей атомную бомбардировку. Трудолюбие позволило восстановить производство и добиться успеха. Важным достижением Mazda является продолжение работ над роторно-поршневыми двигателями. Сейчас подобных моторов выпускает никто кроме Mazda.
Официальные поставки в Россию прекращены, хотя ранее марка имела собственный завод во Владивостоке. Из Китая поступают модели, которых раньше не было на российском рынке. В частности, кроссовер CX-4, уже пользующийся определенной популярностью в России.
4. Lexus
Lexus ES
Вопреки распространенному заблуждению Lexus Не став первым японским автомобильным премиум-брендом (превосходство Acura), Lexus стал самой успешной японской автомобильной премиальной маркой, включая Россию.
В Россию прибыли три новых модели Lexus, ранее не представленные на российском рынке. кроссовера RXНовый полноразмерный кроссовер TX и премиальный минивэн LM, являющийся усовершенствованной версией Toyota Alphard.
5. Nissan
Дочерние бренды: Infiniti, Datsun.
Nissan Qashqai
Бренд Nissan Является одним из старейших в Японии. В конце 1990-х годов пережил кризис, спастись от которого помогло создание альянса с Renault. Вместе с французскими партнерами Nissan развивал бизнес в России, построил завод в Санкт-Петербурге и стал совладельцем АвтоВАЗа.
В 2022 году Nissan покинул российский рынок. Производство в Санкт-Петербурге передано АвтоВАZu, берущему на себя и обслуживание клиентов Nissan. На заводе начался выпуск моделей. Xcite.
Продажи автомобилей Nissan в России остаются активными, а ассортимент моделей пополняется новинками. К примеру, на российский рынок поступают кроссоверы X-Trail новой версии и свежий Juke.
6. Suzuki
Suzuki Ciaz
Японская марка Suzuki Эта компания знаменита умением создавать одни из лучших компактных автомобилей, которые всегда отличаются удивительно низким весом без ущерба надежности и безопасности. До 2022 года Suzuki не могла похвастаться большими продажами в России, но после официального прекращения поставок машины этой марки оказались востребованы в параллельном импорте.
7. Subaru
Subaru Forester
Марка Subaru Она всегда выделялась среди японских автопроизводителей. Ее машины отличались сложными и дорогими техническими решениями, но оформление интерьеров было далеким от премиальности. Оппозитные моторы, которые сейчас устанавливают на автомобили кроме Subaru только Porsche, настоящий полный привод, а качество отделки салона соответствовало уровню Toyota или Nissan в лучшем случае.
Несмотря на это, Subaru пользуется большой популярностью в России, поэтому машины из параллельного импорта встречаются часто.
8. Honda
Дочерние бренды: Acura.
Honda Fit Crosstar
Марка Honda — одна из самых молодых в Японии. Концерн появился после Второй мировой войны и первоначально выпускал мотоциклы. До сих пор Honda остается крупнейшим производителем мотоциклов в мире, опережая ближайших соперников.
Производство автомобилей компания начала в 1960-х годах; изначально это были весьма необычные машины: быстрые и спортивные, но при этом экономичные, мощные, но надежные, компактные, но просторные. Honda официально ушла из России в конце 2022 года, о решении заявили еще в 2020 году. Сотрудники бывшего представительства марки продолжают поставлять машины с китайского рынка и даже предоставлять на них гарантию, которую называют официальной. Сейчас можно купить самые востребованные модели, включая популярные у нас кроссоверы CR-V, хэтчбеки Civic и седаны Accord.
Выбор японского авто. Важные моменты.
Машины японских марок признаны одними из лучших в мире благодаря высокой надежности, экономичности и богатому оснащению. Японские бренды первыми массово начали выпускать бюджетные модели с автоматическими коробками передач, тогда как эта опция в других странах оставалась доступна только для больших и мощных машин.
Шестнадцать ключевых китайских автобрендов: краткий обзор истории и особенностей.
К 2035 году Япония может запретить реализацию автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.