Холостой ход: что это и как его настроить

VozBox  » Новости »  Холостой ход: что это и как его настроить


Часто можно услышать фразы «двигатель работает на холостом ходу» или «на холостых оборотах». Что подразумевается под этими выражениями и почему важно следить за работой двигателя при стоянке автомобиля?


Фото: Mateusz Rostek / Shutterstock / FOTODOM

Что такое холостой ход

Холостой ход — режим работы двигателя внутреннего сгорания при неподвижном автомобиле и отпущенной педали акселератора.
Режим необходим для подготовки ДВС к нагрузке при нажатии на газ; без него мотор будет глохнуть. На ранних машинах выраженного режима ХХ не было из-за ограниченного диапазона оборотов у двигателей с простыми карбюраторами. Тем не менее, отказ от режима ХХ возможен: коленвал ДВС раскручивается до необходимых оборотов электромотором, как в моделях с системой Start/Stop или гибридной силовой установкой.

Датчик холостого хода

Режим ХХ реализован датчиком или регулятором холостого хода. При запуске двигателя без нажатия педали газа устройство с электромотором открывает канал, минуя закрытую дроссельную заслонку, для подачи воздуха. Количество подаваемого воздуха регулируется клапанным механизмом. Датчик холостого хода отключается при нажатии педали акселератора и снова включается при остановках или стоянке с работающим двигателем.

Расход топлива на холостом ходу

Расход топлива на холостом ходу зависит от типа и состояния двигателя, его рабочего объема и температуры воздуха за бортом. Бензиновые двигатели в режиме ХХ потребляют примерно от 0,6 до 2,6 л топлива в час. Дизельные — от 0,4 до 4+ л/ч. Ради экономии горючего отключать двигатели при движении под уклон не нужно. С 1970-х годов на карбюраторных двигателях используются экономайзеры принудительного холостого хода. Эти устройства, представляющие собой электромагнитный клапан, закрывают отверстие жиклера ХХ карбюратора и тем самым прекращают подачу топлива в цилиндры в режиме торможения двигателем (педаль газа отпущена, но передача включена). На двигателях с электронной системой впрыска та же задача решается временным отключением форсунок. Отключать двигатель в движении крайне небезопасно, поскольку одновременно отключатся вакуумный усилитель тормозов и гидроусилитель руля. Тем более противопоказано на ходу отключать двигатель на машинах с автоматической коробкой передач. Маслонасосы АКП приводятся от коленвала двигателя, и отсутствие принудительной смазки компонентов трансмиссии быстро приведет к ее выходу из строя.

Потребление топлива при простоях определяется типом и состоянием силового агрегата, объемом его работы и температурой наружного воздуха.
(Фото: EAKNARIN JITONG / Shutterstock / FOTODOM)

Какое количество оборотов требуется на холостом ходу?

Оптимальное количество оборотов коленвала двигателя на холостом ходу (ХХ), в свою очередь, различно для каждого типа двигателя и устанавливается производителем. Такое значение выбирают так, чтобы:

  • устойчивость работы ДВС;
  • Правильную работу генератора, масляного насоса двигателя и автоматической коробки передач (если имеется), помпы системы охлаждения и кондиционера.
  • экономичность.

У прогретого двигателя внутреннего сгорания обороты холостого хода постоянны и составляют примерно от 600 до 1000 об/мин в зависимости от модели. На моделях с автоматической коробкой передач обороты ХХ несколько выше, так как коробка-«автомат» забирает часть мощности двигателя для корректной работы своей механико-гидравлической системы управления. Временно режим ХХ повышается с помощью соответствующего датчика/регулятора для более быстрого выхода непрогретого ДВС и катализаторов в оптимальный температурный режим. По достижении необходимой температуры обороты ХХ снижаются до значений, указанных в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Не стоит пренебрегать отклонениями от нормы. Мало оборотов двигателя приводят к:

  • Быстрый рост налета на деталях системы распределения газа и поршней двигателя внутреннего сгорания.
  • Уменьшение производительности масляного насоса, насоса системы охлаждения и кондеятера.

Высокие обороты двигателя приводят к большему потреблению горючего.

Плавающие обороты XX сигнализируют о различных потенциальных неполадках.

  • загрязнение топливного фильтра;
  • износ или засорение инжекторов;
  • неисправность свечей зажигания;
  • износ топливного насоса;
  • загрязнение датчика ХХ;
  • загрязнение дроссельной заслонки;
  • Сбой работы датчика температуры мотора.
  • Загрязнение клапана системы очистки выхлопных газов.

Как настроить холостой ход

Карбюраторные двигатели внутреннего сгорания предоставляют возможность автовладельцу осуществить самостоятельную регулировку.
(Фото: S.Candide / Shutterstock / FOTODOM)

Блок управления двигателем в современных силовых установках с электронным управлением впрыском топлива определяет режим холостого хода, а изменение частоты вращения при этом выполняется исключительно программно.

Карбюраторные двигатели дают возможность владельцу авто выполнить необходимые настройки своими руками. Например, для мотора ВАЗ-2105 с карбюратором «Озон» порядок действий такой:

  1. Прогреть двигатель.
  2. Заглушить двигатель.
  3. Убедиться, полностью ли погружена рукоятка «подсоса».
  4. Снять корпус с воздушным фильтром.
  5. Используя плоскую отвертку, закрутите до конца винты регулировки количества и качества рабочей смеси на карбюраторе.
  6. Настроить регулятор качества на один или два оборота.
  7. Повернуть регулятор количества на два или три оборота.
  8. Поместив регулятор качества в различные положения, найдите то, которое обеспечивает максимальные обороты холостого хода.
  9. Изменив положение винта регулировки, можно получить более высокую частоту вращения двигателя XX.
  10. Регулируя винт качества в различных направлениях, удостоверьтесь, что обороты достигают максимума для текущего положения регулятора количества. В случае отрицательного результата повторите пункты 8 и 9.
  11. При неподвижном винте регулировки состава топлива закрутите винт качества так, чтобы частота вращения двигателя составляла 850–900 оборотов в минуту.

Авторы
Теги