
Часто можно услышать фразы «двигатель работает на холостом ходу» или «на холостых оборотах». Что подразумевается под этими выражениями и почему важно следить за работой двигателя при стоянке автомобиля?

Что такое холостой ход
Холостой ход — режим работы двигателя внутреннего сгорания при неподвижном автомобиле и отпущенной педали акселератора.
Режим необходим для подготовки ДВС к нагрузке при нажатии на газ; без него мотор будет глохнуть. На ранних машинах выраженного режима ХХ не было из-за ограниченного диапазона оборотов у двигателей с простыми карбюраторами. Тем не менее, отказ от режима ХХ возможен: коленвал ДВС раскручивается до необходимых оборотов электромотором, как в моделях с системой Start/Stop или гибридной силовой установкой.
Датчик холостого хода
Режим ХХ реализован датчиком или регулятором холостого хода. При запуске двигателя без нажатия педали газа устройство с электромотором открывает канал, минуя закрытую дроссельную заслонку, для подачи воздуха. Количество подаваемого воздуха регулируется клапанным механизмом. Датчик холостого хода отключается при нажатии педали акселератора и снова включается при остановках или стоянке с работающим двигателем.
Расход топлива на холостом ходу
Расход топлива на холостом ходу зависит от типа и состояния двигателя, его рабочего объема и температуры воздуха за бортом. Бензиновые двигатели в режиме ХХ потребляют примерно от 0,6 до 2,6 л топлива в час. Дизельные — от 0,4 до 4+ л/ч. Ради экономии горючего отключать двигатели при движении под уклон не нужно. С 1970-х годов на карбюраторных двигателях используются экономайзеры принудительного холостого хода. Эти устройства, представляющие собой электромагнитный клапан, закрывают отверстие жиклера ХХ карбюратора и тем самым прекращают подачу топлива в цилиндры в режиме торможения двигателем (педаль газа отпущена, но передача включена). На двигателях с электронной системой впрыска та же задача решается временным отключением форсунок. Отключать двигатель в движении крайне небезопасно, поскольку одновременно отключатся вакуумный усилитель тормозов и гидроусилитель руля. Тем более противопоказано на ходу отключать двигатель на машинах с автоматической коробкой передач. Маслонасосы АКП приводятся от коленвала двигателя, и отсутствие принудительной смазки компонентов трансмиссии быстро приведет к ее выходу из строя.

Потребление топлива при простоях определяется типом и состоянием силового агрегата, объемом его работы и температурой наружного воздуха.
Какое количество оборотов требуется на холостом ходу?
Оптимальное количество оборотов коленвала двигателя на холостом ходу (ХХ), в свою очередь, различно для каждого типа двигателя и устанавливается производителем. Такое значение выбирают так, чтобы:
- устойчивость работы ДВС;
- Правильную работу генератора, масляного насоса двигателя и автоматической коробки передач (если имеется), помпы системы охлаждения и кондиционера.
- экономичность.
У прогретого двигателя внутреннего сгорания обороты холостого хода постоянны и составляют примерно от 600 до 1000 об/мин в зависимости от модели. На моделях с автоматической коробкой передач обороты ХХ несколько выше, так как коробка-«автомат» забирает часть мощности двигателя для корректной работы своей механико-гидравлической системы управления. Временно режим ХХ повышается с помощью соответствующего датчика/регулятора для более быстрого выхода непрогретого ДВС и катализаторов в оптимальный температурный режим. По достижении необходимой температуры обороты ХХ снижаются до значений, указанных в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Не стоит пренебрегать отклонениями от нормы. Мало оборотов двигателя приводят к:
- Быстрый рост налета на деталях системы распределения газа и поршней двигателя внутреннего сгорания.
- Уменьшение производительности масляного насоса, насоса системы охлаждения и кондеятера.
Высокие обороты двигателя приводят к большему потреблению горючего.
Плавающие обороты XX сигнализируют о различных потенциальных неполадках.
- загрязнение топливного фильтра;
- износ или засорение инжекторов;
- неисправность свечей зажигания;
- износ топливного насоса;
- загрязнение датчика ХХ;
- загрязнение дроссельной заслонки;
- Сбой работы датчика температуры мотора.
- Загрязнение клапана системы очистки выхлопных газов.
Как настроить холостой ход

Карбюраторные двигатели внутреннего сгорания предоставляют возможность автовладельцу осуществить самостоятельную регулировку.
Блок управления двигателем в современных силовых установках с электронным управлением впрыском топлива определяет режим холостого хода, а изменение частоты вращения при этом выполняется исключительно программно.
Карбюраторные двигатели дают возможность владельцу авто выполнить необходимые настройки своими руками. Например, для мотора ВАЗ-2105 с карбюратором «Озон» порядок действий такой:
- Прогреть двигатель.
- Заглушить двигатель.
- Убедиться, полностью ли погружена рукоятка «подсоса».
- Снять корпус с воздушным фильтром.
- Используя плоскую отвертку, закрутите до конца винты регулировки количества и качества рабочей смеси на карбюраторе.
- Настроить регулятор качества на один или два оборота.
- Повернуть регулятор количества на два или три оборота.
- Поместив регулятор качества в различные положения, найдите то, которое обеспечивает максимальные обороты холостого хода.
- Изменив положение винта регулировки, можно получить более высокую частоту вращения двигателя XX.
- Регулируя винт качества в различных направлениях, удостоверьтесь, что обороты достигают максимума для текущего положения регулятора количества. В случае отрицательного результата повторите пункты 8 и 9.
- При неподвижном винте регулировки состава топлива закрутите винт качества так, чтобы частота вращения двигателя составляла 850–900 оборотов в минуту.
Авторы
Теги