Хетчбэк легендарной «восьмёрки» отмечает юбилей — 40 лет.
ВАЗ-2108
В декабре 1984 года с конвейера завода в Тольятти начал выпускаться трехдверный хетчбэк ВАЗ-2108 с передним приводом. Производство модели продолжалось двадцать лет и завершилось в 2004 году. За это время на заводе собрали 884 657 автомобилей, которые приобрели статус культовых в нашей стране.
Первый прототип и климатические тесты
Эскиз новой модели АвтоВАЗа
Разработка ВАЗ-2108 началась еще в 70-х годах прошлого века. Проект тогда носил название «Гамма». Первый эскиз будущей модели датируют весной 1977 года. В следующем году на заводе в Тольятти собрали первый тестовый экземпляр машины.
Проводя испытания модели, не отличались ни по сложности, ни по строгости от тестирования современных автомобилей. Тестовые образцы направили в разные регионы страны, начиная с Средней Азии и заканчивая Сибирью. Целью было проверить автомобиль в различных климатических и дорожных условиях.
В начале 1981 года на XXVI съезде КПСС министр автомобильной промышленности Виктор Поляков официально сообщил о разработке принципиально нового автомобиля для Советского Союза. По его словам, за разработку отвечает команда специалистов из Тольятти, а новая переднеприводная модель не будет уступать зарубежным аналогам.
В павильоне № 70 выставки «Автопром-84», посвященной 60-летию советского автомобилестроения на ВДНХ в Москве, проходившей в августе-сентябре 1984 года, представлен автомобиль ВАЗ-2108 «Спутник».
Цены и название
В разные даты — 17, 18 и 19 декабря 1984 года — источники отмечают день рождения легендарного ВАЗ-2108. В один из этих дней стартовало производство первого трехдверного переднеприводного хетчбэка в СССР (правда, сначала в пусконаладочном режиме). Полный серийный выпуск новой модели начался 22 декабря, а в продажу машина поступила только в следующем году — 1985.
Неизвестно многим, но официально автомобиль трехдверки изначально именовался «Спутник», а экспортная версия — «Самарой» (впоследствии это название применялось ко всему семейству модели). Среди народа хэтчбек получил прозвище «восьмерка». Ещё одно неофициальное имя, правда, не настолько популярное, — «зубило». Такое прозвище автомобиль получил из-за достаточно экстравагантного дизайна для того времени.
ВАЗ-2108
Модель стоила 8300 рублей. В то время средняя зарплата равнялась чуть больше 190 рублей. Автомобиль часто реализовывался по повышенной цене из-за дополнительного оборудования, как это происходит сегодня. К примеру, речь шла о заднем стеклоочистителе с омывателем, дополнительных ремнях безопасности или обогреве заднего стекла. Различные опции могли увеличить стоимость машины на около 100 рублей. Новинка не стала самой дорогой моделью на рынке СССР — она значительно уступала по цене более престижным «шестеркам» и «семеркам».
Автомобиль активно поставлялся за границу. Хетчбэк пользовался большой популярностью в странах Восточной Европы. Модель также можно было встретить на рынках Великобритании и Канады. Впрочем, экспортные машины чаще всего подвергались серьезной доработке зарубежными партнёрами. Например, этим занимались фирмы Scaldia-Volga и Deutsche-Lada.
Tоп-версия 2108 с двигателем 1,3 л для рынка Великобритании
«Клюв» и особые бамперы
Советский дизайнер Владислав Пашко, ранее занимавшийся созданием ВАЗ-2106, работал над внешним видом «восьмерки». Существующие слухи о помощи в дизайне экстерьера советского хетчбэка иностранными специалистами не подтвердились.
Характерная особенность внешнего вида «зубила» — необычная форма радиаторной решетки, которую прозвали «клювом». Такой прием вызвал разное мнение у автолюбителей (зарубежные водители даже старались сразу же заменить его). Еще одним нестандартным дизайнерским решением ВАЗ-2108 стали короткие крылья с пластиковой передней маской (защитой от сколов и коррозии). Но после рестайлинга 1992 года все эти детали ушли в прошлое.
ВАЗ-2108
Машина оснащена мощными ударопрочными бамперами, необычными ручками дверей в стиле Porsche и тонкими стойками. Коэффициент аэродинамического сопротивления автомобиля составил почти 0,4, что для того времени было весьма впечатляющим результатом.
Интерьер модели «восьмерки» предлагался в нескольких вариациях с различными цветами и оттенками. Наиболее популярными изначально были варианты в кирпичном, жёлтом и коричневом цветах. Сидения обшиты тканью.
ВАЗ-2108
Причем тут вообще Porsche
В вопросе техники без помощи иностранных специалистов не обошлось. Выбор пал на компанию Porsche. Контракт с этой фирмой был заключен еще в 1980 году, и с тех пор немцы внесли предложения в техническую часть разработки машины. Считается, что именно они настояли на установке переднего лонжерона, который заходил в пороги пола (такое решение уже было опробовано на новом Opel Kadett). Немецкие специалисты активно тестировали новую модель на полигонах и после этого вносили необходимые изменения в ходовую часть советского хетчбэка.
Помимо Porsche в разработке ВАЗ-2108 участвовала компания UTS, которая является дочерней компанией Fiat. Ее задачей было помогать советским инженерам в работе над передним приводом новой модели. На «восьмерке» также широко использовались иностранные комплектующие: автомобиль получил передние дисковые тормоза от Lucas, реечный рулевой механизм ZF, карбюратор Solex и шарниры Hardy Spicer.
ВАЗ-2108
Модель комплектовалась стандартным 1,3-литровым мотором на 64 лошадиных силы. Позже появилась модификация с 1,5-литровым двигателем мощностью 70 лошадиных сил. Оба двигателя сочетались с механической коробкой передач. На экспорт автомобиль поставлялся с другим, 1,1-литровым мотором на 54 лошадиные силы.
«Тарзан» и «Наташа»
ВАЗ-2108 имела множество модификаций. Например, для сотрудников МВД и КГБ в СССР выпускались так называемые «догонялки». Эти машины внешне не отличались от обычных версий, но оснащались моторами повышенной мощности. Такой модификацией была и ВАЗ-2108‑91. Ее двигателем был двухсекционный роторно-поршневой двигатель ВАЗ-415 мощностью более 100 л. с.
Lada Natacha
Трехдверная модель имела версию кабриолет под названием «Наташа». Автомобиль был создан в 1990 году в Бельгии поставщиками и сотрудниками из Тольятти. Главное отличие — складывающийся тканевый верх. «Наташа» также получила новые молдинги и бамперы. Выпуск осуществлялся небольшим тиражом, но экземпляры кабриолета иногда появляются на сайтах для продажи.
«Тарзан», гибрид ВАЗ-2108 и «Нивы», стал одной из самых необычных модификаций «восьмерки». Этот автомобиль, созданный в 1996 году, получил несущую раму, пластиковый обвес и заднюю независимую подвеску. В него установили двигатели объёмом 1,7 и 1,8 литра.
ВАЗ-210834 «Тарзан»
Экстравагантностью спорткара Lada ЭВА, созданного Экспериментальным вильнюсским автозаводом, можно сравниться разве что с «внедорожной» «восьмеркой». Автомобиль, построенный на базе ВАЗ-2108, внешне сильно отличался от прототипа. Новинку оснастили 1,9-литровым двигателем мощностью 300 л. с. и системой полного привода. История этого спорткара оказалась недолгой: машину готовили к участию в раллийных соревнованиях группы B, но ближе к концу 1980-х годов эта категория была упразднена из-за соображений безопасности.
Lada Eva