В конце сентября на должность На должность директора по легковым автомобилям КАМАЗа утвердили Елену Фролову. Женщина, которая ранее занимала должность генерального директора совместного предприятия «Мазда-Соллерс» во Владивостоке, возглавила новый проект по оценке целесообразности организации в России сборки электромобиля JAC Yttrium 3. Эта «зеленая новинка» этого года была представлена на автосалоне в Шанхае. Электромобиль построен на масштабируемой электрической платформе DI и представляет собой переднеприводный хэтчбек В-класса с колесной базой 2620 мм и длиной 4 метра. Yttrium 3 формально пятиместный, но не ясно, смогут ли комфортно разместиться сзади три европейца. На родине автомобиль представлен двумя версиями батарей: базовая обеспечивает пробег на одной зарядке в 405 км, а более дальнобойная — 505 км. Базовая батарея комплектуется электромотором мощностью 70 кВт и моментом 135 Нм, АКБ большей емкости — мотором в 100 кВт и моментом 175 Нм. Максимальная скорость обеих версий ограничена потолком в 150 км/ч. Кстати, в технических характеристиках на китайском сайте JAC указано, что терморегуляция батареи жидкостная, а в описании платформы DI на презентации весной говорилось о применении «теплового насоса». По типу катода расхождений нет — литий-железо-фосфатный.
В Китае JAC Yttrium 3 стоит от 89 900 до 127 900 юаней. При курсе 14 рублей за юань это эквивалентно диапазону от 1,26 до 1,8 млн рублей. Начало сборки в России и дополнительные расходы теоретически позволят установить цену в пределах 2,7-2,9 млн рублей без учёта государственных субсидий. В то же время российские дилеры предлагают доставку автомобиля из Китая по цене от 2,1 млн рублей.
Согласно проекту КАМАЗа, в первый год планируется собрать одну тысячу электромобилей JAC Yttrium 3. Пока вопрос о выпуске машин в России окончательно не разрешен. Руководство JAC дало ли отмашку на старт проекта — неизвестно. JAC выпускает еще несколько электромобилей в Китае, среди которых есть и более дешевые, например, хэтчбек А-класса Huaxianzi с колесной базой 2390 мм за 59 900 юаней. Выбор Yttrium 3 объясняется просто — это первая модель, сконструированная на новейшей платформе DI, разработанной в сотрудничестве со специалистами VW, и все следующие электромобили JAC будут выпускать на ней. Пока проект сборки JAC Yttrium 3 не включен в специальный инвестиционный контракт КАМАЗа: в нем только две легковые машины — Москвич 3 и Москвич 3е.
Возникло удивление, когда стало известно об информации о возможности «русификации» JAC Yttrium 3. российского электрического проекта AtomО проблемах финансирования и реализации идеи, о которых мы уже писали несколько раз. Эксécuтив директор Харальд Грюбель лично анализировал конкуренцию с машиной Атом. Мы можем успокоить руководителя: Yttrium 3 не конкурент Атому, по крайней мере потому, что китайцы уже производят его, а у российского стартапа пока только один ходовой макет базового уровня, способный разогнаться до 15 км/ч. Макет недавно разобрали на выставке TAXI 2023 в Сочи во время обратной дороги. По нашим данным, без госсубсидии маленький Atom с сомнительными эргономическими решениями будет стоить около трех миллионов рублей. Это значит, что китайский проект КАМАЗа может оказаться еще и дешевле…
В то же время, настоящей соперницей Атому может стать другая российская компания-новичек. Электромобиль E-Neva производства Обуховского завода. Его проект детальнее проработан, концепция знакомее потребителям, а для сборки уже выбрано место — бывший завод Toyota в Санкт-Петербурге. Помимо этого, ходовой макет его разгоняется быстрее, чем разобранный макет Атома… Впрочем, искренне желаем удачи всем трем проектам, а лучший, как всегда, выберет покупатель.