
Компания Форд отметила день рожденья.
Шестнадцатого июня двухтысячного двадцать пятого года корпорация Форд отмечает двенадцатое девятнадцать второе юбилейное событие. Возвращаемся к истокам.

Генри Форд с моделью Т 1921 года
Кто такой Генри Форд
Генри Форд (1863—1947) — выдающийся американский предприниматель, который инициировал массовое автомобилестроение.
Его деятельность повлияла на развитие автомобильной промышленности и в СССР. Генри Форд основал компанию Ford Motor, которая до сих пор существует. Форд обладал противоречивыми социально-политическими взглядами, которые сегодня считаются неполиткорректными.
Краткая биография Генри Форда
Родившийся 30 июля 1863 года Генри Форд был первым ребёнком в семье фермера-иммигранта, жившего недалеко от Детройта (штат Мичиган, США). Отец будущего предпринимателя Уильям принадлежал к роду, который в XVI веке переехал из Англии в Ирландию, а мать Мэри имела бельгийские корни.
Генри, который не находил удовольствия в работе на ферме, которая приносила не большой доход, имел сложные отношения с отцом, желавшим передать старшему сыну своё дело. Возможно, сам того не желая, Уильям Форд привил Генри любовь к механике, подарив ему карманные часы, которые подросток начал разбирать и собирать вновь. Любопытство шло рука об руку с предпринимательским чутьём, и Генри открыл мастерскую по ремонту часов. В 13 лет интерес к более сложным механизмам возник после встречи на дороге с паромобилем компании Nichols and Shepard. В том же 1876 году умерла мать Генри. Став знаменитым, он напишет: «Я никогда не испытывал особой тяги к фермерству, но на ферме работала мама, которую я любил».
После трагического события уход из родительского дома стал вопросом времени. Пришло время, когда Генри исполнилось 15 лет. Тогда юноша отправился в Детройт для прохождения «производственной практики» на нескольких заводах с целью вернуться на отцовскую ферму. Его побудило желание жениться на Кларе Брайант. Родители девушки, также фермеры, не дали бы согласия на брак с человеком без средств. Уильям Форд предложил Генри участок в 40 акров за возвращение. Сделка показалась Генри выгодной. В 1888 году он женился на Кларе. Девушка была впечатлена его умением отлично танцевать, отрицательным отношением к алкоголю (что было редкостью в американской глубинке) и конечно же, как часовых дел мастер. Это был брак на всю жизнь, чему способствовало умение Клары интересоваться делами мужа, не вмешиваясь в них. Генри ценил это и однажды на вопрос журналистов, хочет ли он прожить еще одну жизнь, ответил: «Только если можно вновь жениться на Кларе».
Генри на ферме главным образом конструировал механизмы, включая паровой трактор, однако искал замену громоздкому и тяжелому паровику. Рассматривался вариант с электротягой, но прокладка подвесных линий токопередачи казалась слишком дорогой, а достаточно легких аккумуляторных батарей с подходящими характеристиками в то время не существовало. В итоге Генри остановился на бензиновом моторе. Им он оснастит молотилку зерна, патент на которую продаст знаменитому изобретателю Томасу Эдисону. В 1891 году Эдисон пригласит его в свою компанию, занимавшуюся обустройством системы городского освещения в Детройте.

Томас Эдисон и Генри Форд
В 1893 году Генри занял должность главного инженера, не имея высшего образования. Заработная плата позволила продолжить разработку самодвижущегося экипажа с двигателем внутреннего сгорания. В результате в 1896 году появился Ford Quadricycle, о котором будет рассказано ниже.
Форду пришлось выбрать между работой и увлечением. Жена поддержала его, а финансы Уильяма Мерфи, детройтского предпринимателя, помогли ему. Так, 5 августа 1899 года возникла Detroit Automobile Company, автомобилестроительный завод в будущем «городе моторов», руководителем которого стал Генри Форд. Первый автомобиль оказался некачественным и дорогим – предприятие обанкротилось в январе 1901 года после выпуска всего двадцати машин.
Эта неудача подарила Форду не только опыт руководства производством, но и знакомство с профессиональным инженером Гарольдом Уиллсом. Сотрудничество этого дуэта привело к появлению удачной модели с 26-сильным двигателем, которая привлекла внимание спонсоров, и созданию 30 ноября 1901 года Henry Ford Company, где Генри занял пост главного инженера. Побочным эффектом стало возникновение компании Cadillac. После приглашения инвесторами в качестве консультанта инженера Генри Лиланда уязвленный Форд покинул компанию, носившую его имя, после чего она получила название Cadillac Automobile Company. Серьезный удар по самолюбию!
Генри придерживался принципа: «Честная неудача не унизительна, унизителен страх перед ней». После проблем с поиском спонсоров, одновременно строя успешный гоночный автомобиль № 999, он стал сооснователем компании Ford Motor Company, созданной 16 июня 1903 года. В 1905 году у него появился контрольный пакет акций и пост президента компании, которую по сей день возглавляют наследники ее основателя. Так, председателем совета директоров является правнук Уильям Клэй «Билл» Форд-младший.
Последние годы жизни Генри Форда омрачились смертью от рака единственного сына Эдсела, занимавшего пост президента компании в 1919-1943 годах, рядом инсультов и предбанкротным состоянием Ford Motor в 1945 году. Ближайшие родственники, включая жену Клару, настоятельно требовали передачи полномочий старшему внуку Генри Форду II. Такое положение дел вызвало гнев автомобильного короля, но не оставило ему другого выбора.

Генри Форд и Эдсель Форд, ок. 1927 г.
Социально-политические взгляды Генри Форда – явление неоднозначное и заметное.
- В начале Первой мировой войны Генри Форд присоединился к группе пацифистов, которые на корабле «Оскар-2» отправились в Европу с целью убедить враждующие стороны прекратить боевые действия. Эта инициатива не была воспринята положительно. После того как США вступили в войну весной 1917 года, Генри Форд занялся выполнением военных заказов, пообещав вернуть государству всю полученную прибыль. То, произошло ли это на самом деле, история умалчивает, но этот ход промышленника получил широкую огласку.
- До Сталина Генри Форд понял, что ключевую роль играют сотрудники. Вместо строгости ему пришлась по душе система стимулирования. В 1914 году заработки большинства работников компании были увеличены вдвое, рабочая неделя сократилась до 48 часов, а затем до 40 (5 дней по 8 часов). Сотрудники, отработавшие более полугода, получали долю прибыли, что позволяло, например, покупать автомобили фирмы. Такая привилегия уходила, если обнаруживались злоупотребления алкоголем, азартными играми, неуплата алиментов и другие негативные поступки. Компания следила за этим до 1922 года через специальный «общественный департамент». Форд был против созданием профсоюзов в своей компании, считая их вредными для прибыли. Лишь под давлением Форд изменил своё мнение в 1941 году.
- С начала 1920-х Генри Форд начал сотрудничество с СССР. Вначале организовали выпуск локализованных фордовских тракторов, а затем легковых и грузовых автомобилей на автозаводе в Нижнем Новгороде/Горьком, построенном в начале 1930-х годов.
- Генри Форд симпатизировал нацистскому движению в Германии. За свои антисемитские взгляды его упомянул Адольф Гитлер в своей книге «Mein Kampf» (в России отнесена к экстремистским материалам и не подлежит публикации и распространению). Портрет Форда висел над рабочим столом фюрера, а по случаю 75-летия предпринимателя ему была вручена высшая награда III Рейха для иностранцев — Орден «За заслуги перед германским орлом». После начала Второй мировой войны заводы Ford в оккупированной Германией части Европы выпускали продукцию для вермахта. До вступления США в войну в декабре 1941 года Форд был видной фигурой среди изоляционистов, утверждая, что конфликт является результатом сговора «жадных финансистов, наживающихся на бедствиях людей». Затем заводы Ford активно включились в производство разнообразной техники и вооружений для армии США и их союзников по антигитлеровской коалиции.
- С конца XIX века Генри Форд был членом масонских организаций. В 1940 году на церемонии возведения в высшую, 33-ю степень Шотландского обряда, став Великим державным генеральным инспектором, он заявил: «Масонство — это лучшее уравновешивающее колесо, которое есть в Соединенных Штатах».
Первая машина Генри Форда

Генри Форд и Генри Форд-младший на квадроцикле, 1946 год.
Двухлетние эксперименты привели к появлению в 1896 году первого автомобиля Генри Форда – Quadricycle. Машину так назвали из-за четырех велосипедных колес, приводящихся в движение цепью. Двухцилиндровый бензиновый двигатель выдавал мощность в 4 л.с., передававшуюся на двухступенчатую коробку передач без задней передачи. Максимальная скорость составляла 32 км/ч. Оригинальный Quadricycle хранится в музее Генри Форда в Дирборне, где расположена штаб-квартира концерна Ford Motor.
Достижения Генри Форда
Генри Форд известен не только автомобилями, выпускаемыми его компанией.
Прекратил патентное господство в промышленности автомобилей.
Генри Форд одержал победу в восьмилетнем судебном разбирательстве против Ассоциации производителей лицензионных автомобилей (ALAM), которая выплачивала роялти Джорджу Селдону, получившему 5 ноября 1895 года патент на общую концепцию дорожного транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания. Объем материалов дела составил 14 тысяч страниц. В 1911 году, выиграв апелляцию на первоначальное решение суда в пользу Селдона, Генри Форд заявил: «Можно с полной уверенностью сказать, что Джордж Селдон никогда не сделал чего-либо конкретного для развития автомобильной промышленности… и, возможно, она продвинулась бы дальше, чем сейчас, если бы он никогда не родился». Эта победа привела к распаду монопольного объединения ALAM, а Генри Форд получил репутацию борца за интересы потребителей.
Первый воплотил идею массового авто.
Генри Форд изменил представление об автомобиле, сделав его доступным для среднего класса благодаря упрощённой конструкции и рационализации производства. Эта концепция воплотилась в модели Ford T, разработанной Гарольдом Уиллсом. Model T стала первым автомобилем в мире, выпущенным миллионными тиражами (около 15 млн с 1908 по 1927 год). Модель выпускалась не только на заводах США, но и в нескольких странах Европы, а также в Австралии. «Я совершенно уверен, что гораздо выгоднее продавать большое количество автомобилей по разумно низкой цене, чем небольшое количество по завышенной», — писал Генри Форд в своей автобиографической книге «Моя жизнь, мои достижения».

Эдсел Форд везёт отцу Генри с завода Форд-Хайленд-Парк на машине «Модель Т» — выпускной экземпляр серии.
Первый применил масштабное конвейерное производство.
Хотя Генри Форд не изобрел метод конвейерной сборки, еще и не первым применивший его в автомобилестроении ( Рэнсом Эли Олдс сделал это в 1901 году при производстве модели Oldsmobile Curved Dash), он усовершенствовал эту технологию и внедрил её на широких масштабах. Это имело решающее значение для сокращения стоимости производства, увеличения объемов выпуска (время сборки одной машины сократилось примерно в шесть раз) и снижения отпускной цены автомобилей. Так, Model T в 1908 году стоила 850 долларов, а после запуска первой конвейерной линии на фордовском заводе Highland Park в 1913 году уже 550 долларов, в 1916-м 360 долларов, а в 1926-м еще на 70 долларов дешевле. Отчасти это связано и со сведением к 1914 году цветовой гаммы всех выпускаемых в США моделей Ford к единственному варианту. Широко известно высказывание Генри Форда: «Покупатель может выбрать автомобиль любого цвета, при условии, что он черный». Куда менее известно, что такое ограничение имеет вполне рациональное обоснование: после многочисленных проб выяснилось, что для высыхания черной краски тогда требовалось двое суток против порядка двух недель в случае с альтернативными вариантами. Цветовое разнообразие вернулось в гамму набравшей мощь Ford Motor Company лишь во второй половине 1920-х.
Уделял большое внимание освоению новейших технологий.
В 1930-х годах при изготовлении некоторых частей моделей Ford применялась пластмасса из сои. В 1942 году Генри Форд запатентовал автомобиль с кузовом из пластика, закрепленным на стальной трубчатой раме. Форд также проявлял интерес к использованию ДСП и кукурузы в автомобилестроении для производства биотоплива. Общее количество патентов США у Генри Форда насчитывает 161 за различные изобретения.
Способствовал развитию пассажирских авиаперевозок в США
Авиационное подразделение компании, основанное в 1925 году, разработало Ford 4AT Trimotor — самый популярный пассажирский самолет в США до появления Douglas DC2 и DC3 в середине 1930-х годов. В 1984 году Генри Форда посмертно включили в Национальный авиационный Зал Славы за вклад в развитие авиации.
Успешно участвовал в автогонках

Генри Форд с гоночной командой Model T выиграл первую трансконтинентальную автомобильную гонку из Нью-Йорка в Сиэтл, состоявшуюся в 1909 году. Путешествие заняло 22 дня и 55 минут при средней скорости 7,75 миль в час.
В начале карьеры Генри Форд участвовал в автогонках для рекламы и призовых денег, но как пилот выступал только один раз. В 1901 году он победил Александра Уинтона, известнейшего американского гонщика того времени, на овале Гросс-Пойнт в Детройте. До 1911 года водители Ford устанавливали рекорды и выигрывали трансконтинентальную гонку «От океана до океана» (1909). В 1913 году Форд пытался заявить Model T на 500 миль Индианаполиса, но после требования утяжелить автомобиль на 1000 фунтов отказался от участия. Он сказал: «Мы строим гоночные автомобили, а не грузовики». Впоследствии Форд пренебрежительно относился к автоспорту, считая, что победы могут служить мерилом ценности автомобиля только для непрофессионалов. Тем не менее, в 1996 году его включили в Американский Зал Славы автоспорта, спустя полвека после зачисления в национальный Автомобильный зал славы и Зал деловой славы США.
Компания Форд
В 2022 году Ford Motor Company, занимавшая четвертое место в мире по объему выпуска автомобилей за всю историю своего существования, заняла 53-ю строчку в списке Fortune Global 500 крупнейших компаний мира. Более века компания контролируется семьей Фордов, однако Ford Motor — публичная компания с акциями, котируемыми на Нью-Йоркской фондовой бирже.

В 1913 году на заводе в Хайленд-Парке Генри Форд продемонстрировал первую автоматизированную сборочную линию для автомобилей. За 18 месяцев модель T была изготовлена всего за 1,5 человеко-часа. Так возникла современная автомобильная индустрия.
Генри Форд строил свою империю на двух ключевых принципах: жестком контроле над стоимостью продукции и международной торговле. Для обеспечения контроля создавались огромные вертикально-интегрированные структуры, например, завод полного цикла River Rouge в Дирборне. Форд считал, что производство за пределами США и кооперация будут способствовать установлению прочного мира. Первым зарубежным предприятием Ford Motor стал открытый в 1904 году завод в Канаде. К 1929 году империя Генри Форда имела филиалы на всех континентах кроме Антарктиды. В начале 1930-х годов на заводах Ford выпускался практически каждый третий автомобиль в мире. После распада СССР Ford стала первой иностранной автомобильной компанией, открывшей производство в России (2002). ссылке.
Компания разделена на три структуры по месту расположения: Ford North America, Ford Asia Pacific и Ford of Europe. В 2022 году было продано 3 438 272 автомобиля марки Ford, а подразделение Lincoln реализовало еще 163 747 автомобилей. Lincoln входит в состав Ford Motor с 1922 года.
Десять лидеров по объему продаж автомобилей Ford.
- США — 1837915 шт.
- Великобритания — 234097 шт.
- Канада — 233114 шт.
- Китай — 224172 шт.
- Германия — 168108 шт.
- Италия — 95004 шт.
- Франция — 67559 шт.
- Австралия — 60463 шт.
- Турция — 56430 шт.
- Испания — 41422 шт.
В прошлом году наибольшей популярностью среди моделей Ford пользовался полноразмерный пикап F-Series (778 269 единиц). ссылке.
Книги Генри Форда
Две книги Генри Форда приобрели известность, хотя оценки им разнились.

Первоначально изданная в 1922 году, «Моя жизнь, мои достижения» — это не обычная автобиография, а труд, передающий в лаконичных и запоминающихся фразах взгляды Форда на автомобильную промышленность и жизнь.
- Пытливые души — фронтовые воины. Энтузиазм – основа всех достижений! Только при его наличии возможна победа.
- Размышления о будущем и стремление к достижению большего способствуют возникновению состояния ума, в котором ничего не кажется невыполнимым.
- Идеи сами по себе важны, но каждая в конечном итоге остаётся лишь идеей. Цель — воплотить ее в жизнь.
- Все будто стремились быстро разбогатеть, минуя самый прямой путь — путь труда.
- Лучшая работа – это любимое занятие, за которое платят хорошо.
- Проигрыш — шанс всё переделать с умом.
- Схваткой неудач становятся страх, бездеятельность, избалованность и пренебрежение. Прогнав страх, обретаем уверенность и достаток. Поднимитесь и одолейте сомнения, пусть немощные прибегают к милости.
- «Успех — это 99% неудач».
- Если вам кажется, что все враждебно настроено, вспомните о том, как самолёт взлетает против ветра.
- «Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор».
- Работать качественно значит делать всё верно, независимо от наблюдателей.
- Всегда сначала стремятся сделать производство дешевле, а не проще само изделие. С этого и следует начать.
- Мой выбранный лозунг звучит так: «Если кто-либо откажется от моего автомобиля, значит, вина за это моя».
- Основная ценность капитала заключается не в увеличении доходов, а в использовании заработанных средств для повышения качества жизни.
- Деньги необходимы, но их назначение – не безделье, а умножение для помощи людям. Праздная жизнь неприемлема ни для кого. В цивилизованном обществе нет места лентяям.
- Самостоятельно рубя дрова, получишь тепло дважды.
- Промышленнику следует выпускать товары наивысшего качества по минимально возможной цене и предоставлять сотрудникам максимально высокие оклады.
- Предприятие, существующее только ради прибыли, — это некачественное предприятие.
- Благая цель – послужить людям, а богатство и счастье придут сами собой в процессе.
- Хорошо, что люди не знают, как функционирует банковский мир. В противном случае началось бы восстание.
- «80% красоты автомобиля — в его колесах».
- «Лучший автомобиль — новый автомобиль».
- Кто прекращает учиться, тот стареет, независимо от возраста. Кто учится, тот всегда молод. В жизни важнее всего хранить разум юным.
- Мышление — это самое сложное занятие. Именно поэтому этим увлекаются мало кто.
- Гимнастика — бесполезное занятие. Здоровым она не требуется, а больным запрещена.
- Три вещи обретают большую ценность с годами: дрова для розжига огня, книги для чтения и друзья для приятного времяпрепровождения.
- По моему мнению, жизнь — это путешествие, а не простое состояние покоя. Всё всё время движется и всегда обречено на это с самого момента своего возникновения.
Невозможно привести цитаты из второй книги Генри Форда «Международное еврейство», состоящей из статей, опубликованных в газете The Dearborn Independent в период с 1920 по 1922 год. Данная работа, вышедшая в России в 1990-х годах и затем переизданная в 2009 и 2015 годах, включена в Федеральный список экстремистских материалов, распространение которых запрещено. За нарушение статьи 20.29 КоАП России предусматривается штраф от 1000 до 3000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. В США развернулась кампания осуждения антисемитских утверждений, содержащихся в статьях The Dearborn Independent, и поданных исков. Генри Форд решил урегулировать конфликт вне суда: выплатив значительную сумму (размер которой неизвестен) и опубликовав письменные извинения перед евреями.
Книга «Международное еврейство», издававшаяся в Германии в начале 1920-х годов, оказала существенное влияние на немецких национал-социалистов. В биографии американского автомобильного короля, написанной британским историком Робертом Лэйси, приводится свидетельство сотрудника Ford Motor, который утверждал, что после просмотра хроники из нацистских концлагерей Генри Форд перенёс обширный инсульт, от которого уже не смог оправиться. Потомки магната предпринимали много усилий для заглаживания его вины перед еврейским народом, в частности, спонсировали съемки фильма о Холокосте «Список Шиндлера» (1993) режиссёра Стивена Спилберга. Уильям Клэй «Билл» Форд-младший на торжественном собрании по случаю награждения его за крупные пожертвования еврейским организациям заявил: «Не может быть никаких сомнений в антисемитизме Генри Форда, но теперь все это — лишь достояние истории».
Авторы
Теги