Генри Форд и создание автомобильной империи

VozBox  » Новости »  Генри Форд и создание автомобильной империи

Компания Форд отметила день рождения.
Компания Ford отмечает 122-летие 16 июня 2025 года. Возвращаемся к истокам.

Кто такой Генри Форд

Генри Форд (1863-1947) — выдающийся американский предприниматель, инициировавший массовое автомобилестроение, которое способствовало развитию этой отрасли и в СССР. Создал по-прежнему существующую транснациональную компанию Ford Motor. Генри Форд был человеком с противоречивыми, включая неполиткорректные по современным меркам, социально-политическими взглядами.

Краткая биография Генри Форда

Родившийся 30 июля 1863 года Генри Форд был первенцем в семье фермера-иммигранта, проживавшей недалеко от Детройта (штат Мичиган, США). Отец будущего предпринимателя, Уильям Форд, происходил из рода, перебравшегося из Англии в Ирландию в XVI веке. Мать Генри, Мэри, имела бельгийские корни.

Генри, трудившийся в малоприбыльном сельском хозяйстве, испытывал трудности в отношениях с отцом, желавшим передать ему свой бизнес. Уильям Форд, возможно, неосознанно, заинтересовал Генри механикой, подарив ему карманные часы, которые подросток начал разбирать и собирать заново. Любопытство сопровождалось предпринимательским уклоном: Генри открыл мастерскую по ремонту часов. В 13 лет его тяга к сложным механизмам усилилась после встречи с паромобилем компании Nichols and Shepard. В том же 1876 году умерла мать Генри. Позднее, став знаменитым, он напишет: «Я никогда не испытывал особой страсти к сельскому хозяйству, но на ферме работала мама, которую я любил».

После печального события уход из отчего дома стал лишь вопросом времени. Пришло оно, когда Генри исполнилось 15 лет. Тогда юноша отправился в Детройт, чтобы пройти производственную практику на нескольких заводах… и вернуться на отцовскую ферму. Поводом стало желание жениться на Кларе Брайант. Родители девушки, также фермеры, не дали бы согласия на брак с человеком без гроша за душой. А тут как раз Уильям Форд посулил Генри за возвращение участок в 40 акров. Сделка показалась ему стоящей. В 1888 году он женился на Кларе, которую впечатлил не только своим умением отлично танцевать, но и отрицательным отношением к алкоголю, что было редкостью в американской глубинке, и конечно же, как часовых дел мастер. Это был брак на всю жизнь, чему способствовало умение Клары интересоваться делами мужа, не вмешиваясь в них. Генри ценил это, и однажды на вопрос журналистов, хочет ли он прожить еще одну жизнь, ответил: «Только если можно вновь жениться на Кларе».

Генри сосредоточился на создании механизмов, включая паровой трактор, но искал более легкую альтернативу паровику. Рассматривался вариант с электротягой, но прокладка линий токопередачи оказалась слишком затратной, а аккумуляторных батарей с необходимыми характеристиками не существовало. В итоге Генри выбрал бензиновый двигатель. Им он оснастят молотилку, патент на которую продаст Томасу Эдисону. В 1891 году Эдисон пригласит его в свою компанию, занимавшуюся освещением Детроита.

В 1893 году Генри стал главным инженером, не имея высшего образования. Высокооплачиваемая должность позволила продолжить разработку самодвижущегося экипажа с двигателем внутреннего сгорания. В результате в 1896 году появился Ford Quadricycle, о котором будет рассказано ниже.

В какой-то момент Форду пришлось определиться между работой и увлечением, но он выбрал второе благодаря моральной поддержке жены и финансированию Уильяма Мерфи, детройтского магната, заработавшего состояние на производстве пиломатериалов. 5 августа 1899 года была создана Detroit Automobile Company, первый автомобильный завод в будущем «городе моторов», руководителем которого стал Генри Форд. Но первые 20 автомобилей оказались некачественными и дорогими, из-за чего предприятие обанкротилось в январе 1901 года.

Эта неудача предоставила Форду не только опыт руководства производством, но и ценное знакомство с профессиональным инженером Гарольдом Уиллсом, которому было необходимо человеку, не умеющему читать чертежи (и так далее никогда не научившегося). В результате сотрудничества этого дуэта появилась удачная модель с 26-сильным двигателем. Она привлекла внимание спонсоров и привела к созданию 30 ноября 1901 года Henry Ford Company, где Генри занял пост главного инженера. А побочным эффектом стало возникновение компании Cadillac. После приглашения инвесторами в качестве консультанта инженера Генри Лиланда уязвленный Форд покинул компанию, носившую его имя. Затем она получила название Cadillac Automobile Company. Серьезный удар по самолюбию!

Генри исповедовал принцип: «Честная неудача не унизительна, унизителен страх перед неудачей». После поисков новых спонсоров и параллельной работы над успешным гоночным автомобилем № 999 он стал соучредителем компании Ford Motor Company, образованной 16 июня 1903 года. В 1905 году Генри стал владельцем контрольного пакета акций и президентом компании, которую сегодня возглавляют потомки основателя. Например, председателем совета директоров является правнук Уильям Клэй «Билл» Форд-младший.

Жизнь Генри Форда последних лет была омрачена смертью от рака единственного сына Эдсела, занимавшего пост президента компании с 1919 по 1943 год. Серия инсультов и предбанкротное состояние Ford Motor в 1945 году вынудили близких родственников, включая жену Клару, потребовать передачи полномочий старшему внуку, Генри Форду II. Такое требование вызвало гнев автомобильного короля, но он не имел другого выхода.

Социально-политические взгляды Генри Форда поражают своей резкой выраженностью и внутренней противоречивостью.

  1. С началом Первой мировой войны Генри Форд стал участником группы пацифистов, которые отправились в Европу на корабле «Оскар-2» с целью уговорить стороны прекратить боевые действия. Эта инициатива не нашла поддержки, а после вступления США в войну весной 1917 года Генри Форд переключился на выполнение военных заказов, пообещав вернуть государству всю полученную от них прибыль. Что касается исполнения этого обещания, то история хранит молчание. Тем не менее, этот ход промышленника получил широкую огласку в общественности.
  2. Генри Форд еще до Сталина понял важность кадров и применял систему стимуляции для борьбы с текучестью специалистов. В 1914 году заработки большинства работников компании были увеличены более чем вдвое, введена сокращенная рабочая неделя (сначала 48-часовая, затем 40-часовая – 5 дней по 8 часов). Сотрудники, проработавшие в компании более полугода, имели право участвовать в прибыли и могли, например, приобретать автомобили марки своей фирмы. Такая привилегия отменялась при выявлении злоупотреблений алкоголем, азартными играми, неуплате алиментов и других недопустимых поступков. До 1922 года за этим следил специальный «общественный департамент» компании. Генри Форд был против созданием профсоюзов в своей фирме, считая, что это вредит прибыльности. Лишь под сильным давлением в 1941 году он изменил свое мнение.
  3. С начала 1920-х годов Генри Форд взаимодействовал с СССР. Сначала организовали выпуск фордовских тракторов на месте, затем легковушек и грузовиков на заводе в Нижнем Новгороде/Горьком, построенном в начале 1930-х.
  4. Генри Форд симпатизировал нацистскому движению в Германии и был единственным американцем, получившим хвалебное упоминание в книге «Mein Kampf» Адольфа Гитлера. Портрет Форда висел над рабочим столом фюрера, а по случаю 75-летия предпринимателя его наградили орденом «За заслуги перед германским орлом». После начала Второй мировой войны заводы Ford в оккупированной Германией части Европы выпускали продукцию для вермахта. До вступления США в войну в декабре 1941 года Форд был видной фигурой в рядах изоляционистов, считая конфликт результатом сговора «жадных финансистов». Впрочем, затем заводы Ford активно включились в производство техники и вооружений для армии США и их союзников по антигитлеровской коалиции.
  5. С конца XIX века Генри Форд состоял в масонских организациях. В 1940 году на церемонии возведения в высшую, 33-ю степень Шотландского обряда, став Великим державным генеральным инспектором, заявил: «Масонство — это лучшее уравновешивающее колесо, которое есть в Соединенных Штатах».

Первая машина Генри Форда

В результате двухлетних экспериментов в 1896 году появился первый автомобиль Генри Форда, Quadricycle. Машину назвали так, потому что поставили на четыре велосипедных колеса, приводящихся в движение цепью. Двухцилиндровый бензиновый мотор мощностью в 4 л.с. передавал вращение на двухступенчатую коробку передач, не имевшую задней передачи. Максимальная скорость составляла 32 км/ч. Оригинальный Quadricycle хранится в музее Генри Форда в пригороде Детройта, Дирборне, где также находится штаб-квартира концерна Ford Motor.

Достижения Генри Форда

Генри Форд известен не только автомобилями, выпускаемыми его компанией.

Покончил с монополизмом патентов в автопроме.

В результате восьмилетнего судебного процесса Генри Форд одержал победу над Ассоциацией производителей лицензионных автомобилей (ALAM), выплачивавшей роялти Джорджу Селдону – американскому изобретателю, патентному юристу и махинатору. 5 ноября 1895 года Селдон получил патент на общую концепцию автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Объем материалов дела составил 14 000 страниц. В 1911 году, выиграв апелляцию против первоначального решения суда в пользу Селдона, Генри Форд заявил: «Можно с уверенностью сказать, что Джордж Селдон никогда не сделал ничего конкретного для развития автомобильной промышленности… возможно, она продвинулась бы дальше, чем сейчас, если бы он никогда не родился». Эта победа привела к распаду монопольного объединения ALAM, а Генри Форд получил репутацию борца за интересы потребителей.

Первым применил идею массового автомобиля.

Генри Форд нарушил существующую систему, где автомобиль являлся предметом роскоши высших слоёв общества. За счёт рационализации конструкции и повышения эффективности производства он сделал его доступным для среднего класса. Эта концепция получила полное воплощение при производстве модели Ford T, разработанной Гарольдом Уиллсом. Model T стала первым автомобилем в мире, выпущенным миллионными тиражами (около 15 млн с 1908 по 1927 год), и первой глобальной моделью, выпускавшейся заводами Ford не только в США, но и в нескольких странах Европы, а также в Австралии. «Я совершенно уверен, что выгоднее продавать большое количество автомобилей по разумно низкой цене, чем небольшое количество по завышенной», — писал Генри Форд в автобиографической книге «Моя жизнь, мои достижения».

Первый установил крупномасштабное конвейерное производство.

Хотя Генри Форд не изобрел метод конвейерной сборки, он его усовершенствовал и внедрил широко, что позволило сократить стоимость производства, увеличить объемы выпуска (время сборки одной машины сократилось примерно в шесть раз) и снизить цену автомобилей. Так, Model T в 1908 году стоила 850 долларов, а после запуска конвейерной линии в Highland Park в 1913 году уже 550 долларов. В 1916-м цена составила 360 долларов, а к 1926-му – ещё на 70 долларов ниже. Это объясняется также тем, что к 1914 году цветовая гамма всех моделей Ford в США была ограничена одним вариантом – чёрным. Известно высказывание Генри Форда: «Покупатель может выбрать автомобиль любого цвета, при условии, что он чёрный». Менее известно, что это ограничение имело рациональное обоснование: для высыхания черной краски требовалось два дня против двух недель для других цветов. Цветовое разнообразие вернулось в Ford Motor Company во второй половине 1920-х годов.

Изучал применение новейших технологий активно.

В тридцатых годах при изготовлении отдельных деталей моделей Ford применялась пластмасса из сои. В 1942 году Генри Форд запатентовал автомобиль с кузовом из пластика, закрепленным на стальной трубчатой раме. Также его интересовала возможность использования ДСП и кукурузы для производства биотоплива в автомобилестроении. Всего за различные изобретения у Генри Форда 161 патент США.

Способствовал развитию пассажирских авиаперевозок в США

Основанное в 1925 году авиационное подразделение компании разработало Ford 4AT Trimotor, самый популярный пассажирский самолет в США до середины 1930-х годов, когда появились Douglas DC2 и легендарный DC3. В 1984 году Генри Форда посмертно включили в Национальный авиационный Зал Славы за вклад в эту отрасль.

Успешно участвовал в автогонках

В начале карьеры Генри Форд участвовал в автогонках для рекламы и призовых. В 1901 году он победил Александра Уинтона на овале Гросс-Пойнт. До 1911 года водители Ford установили рекорды и выиграли трансконтинентальную гонку «От океана до океана». В 1913 году Форд отказался от участия в 500 милях Индианаполиса после требования утяжелить автомобиль. В своих воспоминаниях Генри Форд пренебрежительно относился к автоспорту, считая победы мерой ценности только для непрофессионалов. Тем не менее, в 1996 году его включили в Американский Зал Славы автоспорта.

Компания Форд Мотор.

В 2022 году Ford Motor Company, занимавшая четвёртое место в мире по объему выпуска автомобилей за всю историю существования, заняла 53-е место в списке Fortune Global 500 крупнейших компаний мира. Компания Ford Motor уже более века находится под контролем семьи Фордов, при этом является публичной компанией с акциями, котирующимися на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Генри Форд строил свою империю на двух ключевых принципах. С одной стороны, для обеспечения жесткого контроля над стоимостью продукции создавались огромные вертикально-интегрированные структуры, вроде завода полного цикла River Rouge в Дирборне. С другой — Форд создавал производственные мощности и за пределами США, считая, что международная торговля и кооперация будут способствовать установлению прочного мира. Первым зарубежным предприятием Ford Motor стал открытый в августе 1904 года завод в Канаде, а уже к 1929 году империя Генри Форда имела филиалы на всех континентах кроме Антарктиды. В начале 1930-х на заводах Ford выпускался практически каждый третий автомобиль в мире. После распада СССР Ford стал первой иностранной автомобильной компанией, открывшей производство в России (2002). ссылке.

Компания разделена на три структуры по регионам: Ford North America, Ford Asia Pacific и Ford of Europe. В 2022 году было продано 3 438 272 автомобиля марки Ford. Еще 163 747 автомобилей реализовал премиальный бренд Lincoln, ставший частью Ford Motor в 1922 году.

В топ-10 стран по объёмам продаж автомобилей Ford входят:

  1. США — 1837915 шт.
  2. Великобритания — 234097 шт.
  3. Канада — 233114 шт.
  4. Китай — 224172 шт.
  5. Германия — 168108 шт.
  6. Италия — 95004 шт.
  7. Франция — 67559 шт.
  8. Австралия — 60463 шт.
  9. Турция — 56430 шт.
  10. Испания — 41422 шт.

В прошлом году самой популярной моделью Ford стала полноразмерная пикап F-Series. ссылке.

Книги Генри Форда

Две книги Генри Форда стали широко известны, хотя и вызывали разногласия.

Первая публикация «Моя жизнь, мои достижения» состоялась в 1922 году. Это не только автобиография, но и работа, где кратко и ярко изложены взгляды Форда на автомобильное дело и жизнь во всех её проявлениях.

  • Борцы — энтузиасты. Энтузиазм – основа всех достижений! Только благодаря ему приходит успех. Без него остаются лишь возможности.
  • Размышляя о будущем и стремясь к большему, человек открывает для себя мир возможностей.
  • Идеи важны, однако каждая задумка в итоге остается лишь мыслью. Важно осуществить ее на практике.
  • Похоже, все стремились к быстрому обогащению, минуя самый простой путь — путь труда.
  • Лучшая работа — это любимое дело, хорошо оплачиваемое.
  • Неудача может стать началом чего-то нового, продуманнее предыдущего.
  • Поражения происходят из-за страха, бездействия, нежной жизни и пренебрежительности.
    Освобождение от страха дарует уверенность и изобилие. Поднимитесь и вооружайтесь, пусть слабые получат подаяние.
  • «Успех — это 99% неудач».
  • Если вам кажется, что всё враждебно направлено против вас, вспомните, как самолет взмывает в небо навстречу ветру.
  • «Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор».
  • Хороший результат достигается даже при отсутствии наблюдения.
  • По какой-то причине первым делом стремятся сократить издержки производства, а не сделать товар проще. С этого и стоит начать.
  • «В качестве девиза я выбрал следующее: «Если кому-нибудь не понравится мой автомобиль, значит, виной тому являюсь я».»
  • Основное значение капитала не в увеличении доходов, а в использовании средств для повышения качества жизни.
  • Деньги необходимы, но цель их — не бездействие, а рост капитала для помощи людям. Нет ничего хуже праздного образа жизни, никто из нас не заслуживает такого. Место бездельников в цивилизации отсутствует.
  • Развести костер из собственноручно порубленных дров позволит тебе согреться дважды.
  • Промышленник должен выпускать товары наивысшего качества по максимально доступной цене, выплачивая сотрудникам как можно больше.
  • Компании, чья главная цель — извлечение прибыли, недолговечны.
  • Чтобы обрести богатство, как и счастье, нужно сосредоточиться на оказании пользы другим, а не стремиться к ним прямо.
  • К счастью, люди не осведомлены о принципах работы банковской системы. В противном случае произошел бы бунт.
  • «80% красоты автомобиля — в его колесах».
  • «Лучший автомобиль — новый автомобиль».
  • Кто прекращает учиться, тот состарится вне зависимости от возраста. Кто же учится дальше, тот остаётся молодым душой. Главное в жизни – хранить свой разум молодым.
  • Мышление — это самое сложное занятие. Возможно, именно поэтому им занимаются не так много людей.
  • Гимнастика — бесполезное занятие. Здоровым нет необходимости заниматься ею, а больным это противопоказано.
  • Три вещи приобретают большую ценность со временем: дрова для розжига огня, книги для чтения и друзья для приятного времяпрепровождения.
  • По моему мнению, жизнь – это не пункт назначения, а непрерывное движение. Всё всегда в процессе изменения и с самого начала обречено на этот путь.

Издать цитату из второй книги Генри Форда «Международное еврейство», состоящей из статей, опубликованных в принадлежавшей ему газете The Dearborn Independent с 1920 по 1922 год, невозможно.
Работа, изданная в России в 1990-х, а затем дважды — в 2009 и 2015 годах, включена в Федеральный список экстремистских материалов. Распространение такой литературы запрещено законом, и за это предусмотрена ответственность в виде штрафа от 1000 до 3000 рублей или административного ареста на срок до 15 суток.
В США широкая общественная кампания с осуждением антисемитских утверждений, опубликованных в The Dearborn Independent, и поданные исками заставили Генри Форда уладить конфликт внесудебным путем. Это произошло с помощью выплаты крупной суммы — размер которой неизвестен — и публичных письменных извинений перед евреями.

Книга «Международное еврейство», увидевшая свет в Германии в начале 1920-х годов, оказала значительное влияние на немецких национал-социалистов. В биографии американского автомобильного магната, написанной британским историком Робертом Лэйси, приводится свидетельство сотрудника Ford Motor, который утверждал, что после просмотра хроники, снятой в нацистских концлагерях, Генри Форд получил обширный инсульт и не смог от него оправиться. Потомки магната прилагают много усилий для заглаживания его вины перед еврейским народом, в частности, спонсировали съемки фильма о Холокосте «Список Шиндлера» (1993) режиссера Стивена Спилберга. Уильям Клэй «Билл» Форд-младший на торжественном собрании по случаю награждения за крупные пожертвования еврейским организациям заявил: «Не может быть никаких сомнений в антисемитизме Генри Форда, но теперь всё это — лишь достояние истории».