
Легендарный ГАЗ-66, известный как «шишига», остаётся одним из ярких представителей отечественной автомобильной промышленности. Его запоминающийся силуэт, появившийся более пятидесяти лет назад, по-прежнему встречается на дорогах России.

ГАЗ-66 – продукт своей эпохи, однако превзошел ее.
Что такое «шишига»
ГАЗ-66, советский двухосный грузовик повышенной проходимости, выпущенный с 1964 по 1999 год, получил прозвище «Шишига» или «шишок». Существует два предположения о происхождении народного названия автомобиля.
- В русских сказаниях Шишига — существо, подобное кикиморе, живущее у рек и болот. ГАЗ-66 в таких местах себя хорошо чувствовал, а грубая внешность грузовика отвечала представлениям о нечисти.
- Слово «шишига» звучит как шестнадцать.
ГАЗ-66 получил славу легенды отечественного автопрома благодаря сочетанию длительного периода эксплуатации, исключительных возможностей по преодолению бездорожья и легко узнаваемого внешнего вида кабины.
История создания «шишиги»
Автомобиль ГАЗ-66 разрабатывался с учётом пожеланий военных, которые были недовольны предыдущей моделью — полным приводом ГАЗ-63.
- недостаточно мощный 70-сильный двигатель;
- Высокий центр масс делал грузовик более неустойчивым к опрокидыванию.
- посредственная проходимость.
Кроме исправления недостатков ГАЗ-63, ставилась задача создать новый автомобиль максимально компакным при сохранении грузоподъёмности два тонны для упрощения перевозки воздушным транспортом.
Инженеры Горьковского автозавода, под руководством Александра Дмитриевича Просвирнина, разрабатывали «шишигу». Главный конструктор ГАЗа в это время награждался медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и Сталинской премией за грузовик ГАЗ-51. Запоминающийся облик «шишиги» принадлежит дизайнерам ГАЗа Льву Михайловичу Еремееву и Борису Борисовичу Лебедеву.

В октябре 1968 года грузовик ГАЗ-66, выпущенный Горьковским автомобильным заводом, проходил испытания на крутом склоне.
В 1957 году опытные образцы ГАЗ-66 проходили испытания, однако серийное производство грузовика затянулось на семь лет из-за нехватки подходящего двигателя. До 1962 года выпускался бескапотный ГАЗ-62 с 85-сильным, трехлитровым шестицилиндровым мотором довоенной конструкции в небольшой серии.
В конце 1950-х Заволжский моторный завод начал производство полностью алюминиевого бензинового V8 для представительских ГАЗ-13 «Чайка» и спецверсий 21-й «Волги». На базе этого двигателя разработали версию ЗМЗ-53-66 с уменьшенным до 4,3 л рабочим объемом и мощностью 115 л.с., которую сразу же начали устанавливать на ГАЗ-66. Первая серийная «шишига» сошла с конвейера в июле 1964 года. Новый грузовик по сравнению с предшественником, ГАЗ-63, выгодно отличался следующими параметрами.
- Тяговая мощность значительно выше (32 против 21 л.с./т полной массы). Максимальная скорость увеличилась с 65 до 90 км/ч.
- Благодаря смещению двигателя под кабину центр тяжести снизился. Развесовка по осям стала 50:50, что также улучшило управляемость грузовика. В результате грузовик «Шишига» опрокидывался в повороте радиусом 25 м на скорости 65 км/ч, а ГАЗ-63 — на 44 км/ч.
- Благодаря увеличению клиренса до 315 мм и применению двухступенчатой раздаточной коробки, а также переднего и заднего межколесных дифференциалов с блокировкой, ГАЗ-66 обладал более высокой проходимостью. Вместе с централизованной системой регулирования давления в шинах, которая появилась в 1966 году, он позволял преодолевать подъем в 37 градусов на хорошем грунте и 22 градуса на сыпучем в сухую погоду. В то время как ГАЗ-63 срывался в пробуксовку на уклонах в 28 и 4 градуса соответственно. В этом помогал мощный двигатель, развивающий крутящий момент в 284 Нм при 2000–2500 об./мин., против 205 Нм при 1500–1700 об./мин. у ГАЗ-63.
- Гидроусилитель руля делал управление значительно легче.
- Увеличенной площадью грузовой платформы.

Популярный в народном хозяйстве ГАЗ-66 после появления получил золотые медали выставок сельскохозяйственной техники в Москве и Лейпциге, а в 1969 году стал первым советским автомобилем, получившим Государственный знак качества.
Технические характеристики «шишиги»
Длина/ширина/высота, мм | 5655х2322х2440 |
Колесная база, мм | 3300 |
Длина/ширина/высота бортовой платформы, мм | 3330х2050х340 |
Дорожный просвет, мм | 315 |
Глубина преодолеваемого брода, мм | 800-1000 |
Углы въезда/съезда, градус | 40/32 |
Тип двигателя | V8 бензиновый, карбюраторный |
Рабочий объем, см3 | 4254 |
Мощность, л.с./об./мин. | 115/3200 |
Крутящий момент, Нм/об./мин. | 284/2000-2500 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Разгон 0–60 км/ч, с | 30 |
Топливо | Бензин А-72, А-76, А-80 |
Объем бака, л | 2х105 |
Расход топлива, л/100 км | 20–30+ |
Коробка передач | Механическая 4-ступенчатая |
Привод | Полный подключаемый без межосевого дифференциала |
Снаряженная масса, кг | 3650 |
Максимальная масса, кг | 5940 |
Грузоподъемность, кг | 2000 |
Масса буксируемого прицепа, кг | 2000 |
Запас хода, км | 850 |
Модификации «шишиги»
За 35 лет существования на конвейере появилось три поколения ГАЗ-66 с множеством вариаций.
Первое поколение (1964–1968)
Стоит отметить:
- ГАЗ-66А был оснащён передней лебёдкой грузоподъёмностью 3,5 тонны.
- Для десантных войск модель ГАЗ-66Б оснащалась кабиной с складывающимся брезентовым верхом, откидным лобовым стеклом и телескопической рулевой колонкой.
- Рама автомобиля ГАЗ-66Ф для монтажа специализированных военных кузовов-фургонов.

В октябре 1968 года грузовик ГАЗ-66, выпускаемый Горьковским автозаводом, проходил испытания на способность преодолевать водную преграду.
Второе поколение (1966–1984)
Кроме модифицированной радиаторной решетки, грузовику добавили централизованную систему управления давлением в шинах. Разрабатывается линейка экспортных модификаций автомобиля.
Третье поколение (1985–1999)
Его отличали увеличенные передний бампера и впервые установленные на корпусах кабины повторители поворотов.
- Мощность бензинового двигателя V8 после модернизаций 1985 и 1991 года составила 120 и 125 лошадиных сил соответственно.
- В период с 1995 по 1998 год выпускался грузовик с четырехцилиндровым турбодизелем воздушного охлаждения объемом 4,15 литра (116 л.с./382 Нм). Грузоподъемность достигала 2,3 т.
На базе ГАЗ-66 разрабатывали необычные опытные модели: трёхколесный вариант, модель с гусеничным движителем вместо колёс, а также автобус с аэродинамическим кузовом из стеклопластика и пенопласта, предназначенный для снижения воздействия взрывной волны и радиации в случае ядерного удара.
Серийно выпускаемый автомобиль ГАЗ-66 проявил себя универсальным транспортным средством.
В войсках автомобиль грузовой и модификации с тентованными отсеками применяли как:
- буксировщика пушек и крупнокалиберных минометов;
- платформы для установки зенитных пушек;
- командного пункта;
- радиостанции;
- машины аэродромного обслуживания;
- заряжающей машины;
- бензовоза;
- санитарной машины.
На гражданке ГАЗ-66 освоил профессии:
- самосвала;
- вахтового автобуса;
- платформы для бурильной установки;
- автовышки;
- пожарной машины.

Апрель 1984 года. Казахская Советская Социалистическая Республика. Группа покидает машину.
Конец эпохи «шишиги»
За три с половиной десятилетия производства ГАЗ-66 превратился в настоящую автоклассику. Сюжет финала жизни грузовика на конвейере оказался заимствован из классической литературы. Военные как породили «шишигу», так и убили её. Война в Афганистане быстро показала, что при подрыве на мине шансы выжить у сидящих в кабине бескапотного грузовика близки к нулю. В Афганистане ГАЗ-66 сменили «Уралы» и ЗИЛы, а после распада СССР прямой заменой «шишиге» стал капотный ГАЗ-3308 «Садко» грузоподъемностью 2,5 т.
Без униформы, ГАЗ-66 массовыми партиями не пользовался в мирной жизни по нескольким причинам.
- Эргономичные решения, с которыми считались во времена существования железного занавеса, после появления зарубежной техники стали вызывать недовольство. Рычаг переключения передач располагался очень неудобно, почти за спиной водителя. Чтобы не ударялся локтем об стенку кабины, в ней даже сделали специальную выемку.
- Мощный двигатель V8 занимал значительную часть салона, делая его тесным даже для двух человек. Для третьего найти место было просто невозможно. Удивительно, но конструкторы нашли способ разместить крюк для подвешивания гамака в таком ограниченном пространстве.
- В теплую пору V8 мотор превращал кабину ГАЗ-66 в настоящую печь.
- В условиях рыночной экономики расход бензина, даже низкооктанового, превышающий 30 литров на 100 километров, стал невыгоден для большинства владельцев автомобилей. Лицензионный немецкий турбодизель, установленный на ГАЗ-66 в середине 1990-х годов, оказался нерентабельным в производстве.
В июле 1999 года с конвейера Горьковского автозавода сошла последняя «шишига», всего выпустив 965 941 экземпляр легендарной модели.

Причины популярности ГАЗ-66 до сих пор связаны не только с большим объёмом выпускаемых машин.
- простота и надежность конструкции;
- доступность запчастей;
- Платформа предлагает широкие возможности. Например, многие туристические компании применяют моторхоумы на базе ГАЗ-66 для посещения отдаленных мест. «Шишига» — верный помощник в таких ситуациях. Именно она обеспечит невероятную проходимость.
ГАЗ-66 «Шишига» — знаменитый советский грузовик.
1. Что такое «Шишига»?
- ГАЗ-66 — советский полноприводный грузовик (1964–1999).
- Прозвище «Шишига» — от мифологического существа или созвучности с числом «66».
- Легендарная проходимость Был востребован в армии, сельском хозяйстве и при выполнении экстремальных задач.
2. История создания
- Разработан в 1960-х как замена устаревшему ГАЗ-63.
- Особенности:
- V8 двигатель ЗМЗ-66 (115 л.с.).
- Полный привод с блокировкой дифференциалов.
- Система автоматического поддержания давления в шинах.
- Первый советский автомобиль со знаком качества (1969).
3. Технические характеристики
Грузоподъемность | 2 тонны |
Двигатель | 4.3 л V8 (115–125 л.с.) |
Коробка передач | 4-ступенчатая механика |
Макс. скорость | 90 км/ч |
Расход топлива | 20–30 л/100 км |
Глубина брода | до 1 метра |
Дорожный просвет | 315 мм |
4. Модификации
- Военные:
- ГАЗ-66Б (для десантных войск со складной кабиной).
- ГАЗ-66А (с лебедкой).
- Фургоны, радиостанции, бензовозы.
- Гражданские:
- Самосвалы, автовышки, пожарные машины.
- В 1990-х появилась дизельная версия (116 л.с.).
5. Почему сняли с производства?
- Афганская война — уязвимость при подрыве на минах.
- Неудобная кабина:
- Теснота, жара от двигателя.
- Неэргономичное расположение рычага КПП.
- Высокий расход топлива (30+ л/100 км).
- Замена: ГАЗ-3308 «Садко» (капотная компоновка).
6. Почему «Шишига» до сих пор жива?
- Простота и надежность — ремонт «на коленке».
- Высокая проходимость — внедорожные качества.
- Доступность запчастей.
- Культовый статус Находит применение в туристической отрасли, сельском хозяйстве и резервной воинской службе.
Авторы
Теги