Автоюрист рассказал в интервью порталу, что случится, если водитель, соблюдающий правила дорожного движения, вдруг столкнется с автомобилем, оставленным на дороге с нарушением правил.
Определение виновного в авариях, где пострадавший также является нарушителем — дело не из простых. Такие эпизоды часто становятся причиной разбирательств в ГАИ. Теоретически виновным в подобном ДТП можно назвать водителя, не соблюдающего пункт 10.1 ПДД, который предписывает принять все возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, чтобы избежать аварии.
Если автомобиль оставлен на проезжей части с нарушением правил дорожного движения, возможны разные сценарии развития событий. Главное — понять, насколько неправильно припаркованный транспорт мешает другим водителям видеть его и своевременно реагировать. Потому нужно учитывать пункт 12.5 ПДД, который прямо запрещает парковку за чертой населенных пунктов на проезжей части дорог, на которых установлен указатель 2.1 — «главная дорога».
Предположим, что на темной дороге за городом автомобилист легкового автомобиля сталкивается с грузовиком, оставленным на проезжей части без включенных габаритных или аварийных огней. Водитель грузовика нарушил правила дорожного движения, поскольку его действия создают серьезную угрозу безопасности.
Но, как ни парадоксально, это не делает его автоматически виновным в ДТП. Инспектор разъяснит вам, что в таком случае виновен именно водитель авто, который неверно подобрал скорость, двигаясь быстрее, чем позволяли условия видимости. Он обязан был заметить препятствие и своевременно затормозить – это явное несоблюдение пункта 10.1 ПДД, который требует снижения скорости при обнаружении опасности. Таким образом, именно его действия будут считаться причиной аварии, в то время как водитель грузовика отделается лишь штрафом за неправильную парковку.
Давайте теперь проанализируем другую, но не менее захватывающую дорожную обстановку. Она разворачивается на той же загородной дороге, однако теперь речь идёт о крутом, скрытом повороте, который создаёт дополнительные трудности для водителей. За поворотом, прямо на проезжей части, оказывается припаркованный грузовик — и заметить его невозможно заранее. Легковушка, не ожидая такого препятствия, на высокой скорости врезается в его заднюю часть.
В этой ситуации ГАИ признает виновным водителя грузовика, так как он припаркован с явным нарушением — слишком близко к повороту, на участке с ограниченной видимостью, без учёта требования о соблюдении минимального расстояния в 100 метров от поворота. В данном случае водитель легковушки никак не мог заметить препятствие вовремя и избежать столкновения, вся ответственность за происшествие ляжет на плечи водителя грузовика. В данном контексте, несмотря на то, что врезалась именно легковушка, именно тот, кто неправильно припарковал своё транспортное средство, окажется виновным в аварии.