«Формула-1» празднует 75-летний юбилей: от истоков до легендарных пилотов

VozBox  » Новости »  «Формула-1» празднует 75-летний юбилей: от истоков до легендарных пилотов

Что такое «Формула-1»

«Формула-1» — это один из самых зрелищных видов автоспорта, представляющий собой международные гонки на одноместных спортивных машинах с открытыми колесами, которые называются болидами и способны развивать скорость более 300 км/ч.

Ежегодный мировой чемпионат состоит из этапов — серий Гран-при. Международная автомобильная федерация (FIA) организует гонки, а коммерческую сторону контролирует холдинг Formula One Group, объединяющий несколько крупных компаний. Для установления единых стандартов в «Формуле-1» FIA разработала технический регламент.

В международных гонках участвуют не только пилоты, но и команды, которые берут на себя задачу проектирования и постройки болидов с нуля, а также подбора опытного гонщика. Каждая команда выступает на болидах собственного производства и обеспечивает их техническое обслуживание.

«Формула-1» – самая престижная гоночная серия мира, считающаяся вершиной карьеры для большинства гонщиков.

История «Формулы-1»

В Европе в 1920-х годах начались масштабные гонки — Гран-при. Скорость 100 км/ч считалась невероятной и привлекала десятки тысяч зрителей. В 1930-х годах был создан чемпионат Европы, ставший предшественником современной «Формулы-1».

Регламент для будущего чемпионата был разработан до Второй мировой войны, но планы пришлось отложить. FIA опубликовала правила «Формулы-1» в 1946 году, а первая гонка состоялась на трассе «Сильверстоун» в Великобритании в 1950 году. Победу в чемпионате тогда одержал итальянец Джузеппе Фарина, выступавший за команду Alfa Romeo. Интересно, что с 1958 по 1969 год титулы чемпионов мира выигрывали только пилоты из англоговорящих стран — Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и США.

Гоночные автомобили середины XX века были весьма различны от современных. Инновации внедрялись постепенно. Так, в 1959 году инженеры команды «Купер» установили задний двигатель, из-за чего их машина дважды заняла первое место в общем зачёте. Вскоре все машины «Формулы-1» стали заднемоторными.

В 1958 году чемпионат добавил второй титул: награждали не только пилота, но и команду, создавшую самый быстрый автомобиль. Позже этот титул получил название Кубка конструкторов. С этого момента началась настоящая гонка за скоростью.

В конце 1960-х правила чемпионата претерпели изменения: мощность двигателей разрешили увеличить почти вдвое, однако трассы и система безопасности остались прежними. Это был период контрастов: с одной стороны, царила атмосфера товарищества — гонщики и их семьи дружили, отдыхали и путешествовали вместе. С другой — стремительный прогресс в скорости и технологиях опережал развитие безопасности, что часто приводило к трагедиям на трассе.

С появлении рекламы на гоночных автомобилях поступающие от спонсоров средства позволили сделать машины быстрее, что также повысило уровень риска.

В 1970-х годах в «Формуле-1» случился настоящий технический прорыв. Команда Lotus первой внедрила авиационные технологии, что существенно улучшило прохождение поворотов. В 1980-х появились антикрылья, увеличивающие прижимную силу и помогающие машинам крепче держаться на трассе. Это повысило безопасность (ранее многие аварии происходили из-за потери сцепления в поворотах) и позволило гонщикам быстрее проходить трассу.

Появились ещё различные технические новшества: машины стали более совершенными, появились турбированные моторы, добавились новые аэродинамические детали.

1980-е и 1990-е годы справедливо называются золотым веком «Формулы-1». В этот период Ferrari, McLaren, Williams, Lotus и Benetton сформировали плеяду легендарных команд, задававших тон чемпионату. Но настоящими символами эпохи стали гонщики: яростное соперничество Айртона Сенны и Алена Проста навсегда вписано в историю автоспорта. Эпическая борьба продолжалась до 1993 года, когда Прост закончил карьеру.

В конце двадцатого века «Формула-1» столкнулась с новой реальностью: мир увидел всю смертоносность этого вида спорта. гибель Айртона Сенны Известие о смерти легендарного трехкратного чемпиона потрясло всех. Трагическая авария произошла 1 мая 1994 года во время гонки на трассе в Имоле, превратив Гран-при Сан-Марино в черный день автоспорта.

Гонщиков защищают не только дуги безопасности, но и специальные огнеупорные комбинезоны, а также перчатки из негорючих материалов. Каждый пилот обязательно надевает шлем, а конструкция болида позволяет выбраться из кокпита за короткое время — нужно лишь расстегнуть ремни и снять руль. Несмотря на все достижения и меры безопасности, «Формула-1» по-прежнему остается одним из самых опасных видов спорта.

Последние годы характеризуются частыми изменениями регламента чемпионата. Особенно ужесточены требования к двигателям – всё это направлено на снижение скорости автомобилей и увеличение числа обгонов в ходе гонки. Такой подход повышает безопасность соревнований для пилотов и делает их более интересными для зрителей.

Гонщики «Формулы-1»: 5 лучших

1. Михаэль Шумахер

Семь раз становился миром и победил в 91 Гран-при. Шумахер вошел в историю «Формулы-1» благодаря мастерству, настойчивости и умению сотрудничать с командой. О его карьере – в статье. Михаэль Шумахер: краткая информация о нем и его нынешнее состояние. .

2. Айртон Сенна

Трёхкратный чемпион мира, прославившийся агрессивной манерой вождения и любовью к скорости, стал для поклонников автоспорта символом. Его трагическая гибель в 1994 году на Гран-при Сан-Марино оставила неизгладимый след в истории. Подробности происшествия — в статье. Причины трагедии с Айртоном Сенной, фотографии аварии. .

3. Льюис Хэмилтон

Семь раз становившийся чемпионом мира, он владеет рекордным числом поулов и побед в гонках. В конце сезона 2024 года Льюис Хэмилтон покинул команду Mercedes и подписал многолетний контракт с Scuderia Ferrari.

4. Себастьян Феттель

Четырехкратный чемпион мира и обладатель 53 Гран-при. Карьера началась в 2007 году, принесла множество побед и титулов, включая доминирование с командой Red Bull в период с 2010 по 2013 год. Завершил карьеру в 2022 году.

5. Ален Прост

Четырехкратный чемпион мира и победитель 51 Гран-при, Прост запомнился точностью и стратегическим подходом, став одним из самых успешных гонщиков своего времени. Его карьера в «Формуле-1» продолжалась с 1980 по 1993 год.

Интересные факты о «Формуле-1»

Что означают флаги в «Формуле-1»

Флаги в автогоночных соревнованиях «Формула-1» передают информацию пилотам на трассе. Вот краткое значение основных флагов.

  • Зеленый свет означает дорогу свободной и разрешает движение на полную скорость.
  • Знак жёлтого цвета означает предупреждение о возможном риске на дороге, и манёвры обгона недопустимы.
  • Красный — сессия остановлена.
  • Черный — дисквалификация или вызов в боксы.
  • Белый — медленный автомобиль впереди.
  • Черно-белый — предупреждение за неспортивное поведение.
  • По техническим причинам, потребуется обращение к команде в боксах.
  • Клетка чёрно-белого цвета — это финиш гонки или сессии.

Что такое спринт в «Формуле-1»

Спринт в «Формуле-1» — это сокращенная гонка на дистанции около 100 километров, которая проводится на некоторых этапах чемпионата мира. Продолжительность спринта около 30 минут, что составляет примерно треть дистанции основной гонки. В отличие от традиционного Гран-при, спринт представляет собой более короткое соревнование, где гонщики борются не только за позиции, но и за дополнительные очки чемпионата.

Что такое пит-стоп в «Формуле-1»

Пит-стоп — техническая остановка, во время которой десятки механиков за считанные секунды обслуживают гоночный автомобиль. Она длится около двух секунд: успевают поднять машину, снять старые колеса, установить новые и опустить её обратно на трассу.

Сколько женщин участвовали в «Формуле-1»

За всю историю «Формулы-1» в гонках приняли участие пять женщин. Только Лейла Ломбарди заработала очки, заняв шестое место на Гран-при Испании в 1975 году.

Каковы физические требования к пилоту Формулы 1?

Во время гонки в «Формуле-1» пилот испытывает экстремальные физические нагрузки. Перегрузки до 5–6 g воздействуют на него при поворотах, торможениях и ускорениях, что означает вес тела в 5–6 раз превышающий обычный. В кокпите болида температура достигает 50 °C, из-за чего пилоты теряют до 3 кг веса за гонку. Пульс нередко держится на уровне 160–180 ударов в минуту на протяжении всей дистанции.