
В салон машины постоянно проникает воздух с улицы, загрязненный пылью, выхлопными газами, испаринами гудрона и другими вредными веществами. Без фильтрации всё это накапливается на обивке салона и в лёгких пассажиров.
Салонный фильтр – это небольшая «гармошка» из ткани или бумаги, которая частично решает проблему загрязненного воздуха.
Фильтр задерживает мельчайшие вредные частицы, создавая барьер между пассажирами и поступающим воздухом.
На рынке представлен широкий выбор салонных фильтров, отличающихся составом и ценой. Важно понимать, в чем разница и как определить, что его пора менять.
Для чего нужен салонный фильтр
Фильтр салона защищает салон машины от пыли, pollen, маленьких частиц, неприятных запахов и других загрязнений.
Полагают, что Saab первым применил его в конце 80-х годов. Это был обычный бумажный фильтр, который задерживал пыль. Через десять лет новый элемент конструкции устанавливали почти на всех серийных моделях, даже среднего ценового уровня.
Современные фильтры удаляют 99,995% переносимых по воздуху веществ размером до 0,1–0,3 микрона. Поглощают неприятные запахи и обеспечивают антиаллергенную защиту. Салонный фильтр интегрирован в систему HVAC и выполняет следующие задачи:
- Обеспечивает чистый воздух в автомобильном салоне.
- препятствует попаданию неприятных запахов;
- Способствует эффективной работе системы отопления и кондиционирования.
- Сохраняет чистоту салона автомобиля от пыли и мельчайших частиц.
Размер и способ установки салонного фильтра зависят от марки и модели автомобиля. При выборе следует руководствоваться рекомендациями производителя. Лучше отдавать предпочтение известным брендам. Срок службы, в зависимости от типа и условий эксплуатации, составляет от 30 до 60 тысяч километров пробега.
Где находится салонный фильтр
Фильтр салона — плоский гофрированный прямоугольный картридж в пластиковой рамке. Может быть однослойным или многослойным. Однослойный вариант самый простой, отсеивает крупные частицы пыли и грязи. Многослойные элементы состоят из бумаги, синтетических волокон, хлопка и/или активированного угля. Такие модели не только задерживают вредные примеси, но и очищают воздух. Некоторые фильтры содержат бактерицидные пропитки и дополнительный наэлектризованный слой, который притягивает взвеси.
В большинстве автомобилей салонный фильтр размещен за перчаточным ящиком. В отдельных моделях его устанавливают у основания лобового стекла под капотом или за приборной панелью. Информацию о местонахождении салонного фильтра можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Типы салонных фильтров
Хотя задача каждого салонного фильтра идентична, существует несколько их видов, которые нужно изучить:
Барьерные салонные фильтры
Самый простой вид фильтра грубой очистки воздуха изготовляют чаще всего из синтетического волокна белого цвета, реже — из бумаги. Барьерный или сажевый салонный фильтр хорошо отделяет крупные частицы, но воздух не очищает. В салоне всё равно будут попадать неприятные запахи и угарный газ.
Угольные салонные фильтры
Изготовлен из синтетического волокна с одним или несколькими слоями активированного угля. Такой фильтр легко узнать по черному цвету. Угольные кассеты, в отличие от барьерных аналогов, не только задерживают мельчайшие частицы, но и очищают воздух от запахов, которые затем поступают в салон.
Производитель некоторых фильтров вместо дополнительного слоя применяет пропитку активированным углем. Внешне такие фильтры трудно отличить, но по весу они различаются существенно: фильтр с полноценной прослойкой из угля значительно тяжелее аналога с пропиткой.
Электретные салонные фильтры
Этот тип фильтра оснащен дополнительным наэлектризованным слоем для очистки воздуха. В нем статический заряд используется для улавливания загрязнений и твердых частиц. Воздух, проходящий через фильтр, задерживается в слое электростатически заряженных волокон. Такие фильтры эффективно удаляют запахи, дым и твердые частицы. Существуют модели с угольным слоем и без него.
Биофункциональные салонные фильтры
Как правило, состоят из трёх слоев. Первый блокирует мелкодисперсную пыль и крупные частицы. Второй удаляет неприятные запахи и вредные газы. Третий нейтрализует аллергены с помощью специальной пропитки из полифенола, которая противодействует аллергенам, вредным бактериям и плесени.
Когда менять салонный фильтр
Замена салонного фильтра обычно осуществляется каждые 30 тысяч километров пробега или ежегодно в ходе прохождения техосмотра. Уменьшить промежуток между заменами следует при:
- Его работа позволила обнаружить проблемы в системе вентиляции.
- Во время работы машины в сильно пыльных местах;
- Если у вас аллергия или астма, замену лучше произвести до начала цветения.
Признаки забитого салонного фильтра
Существуют общие методы для выявления необходимости замены салонного фильтра.
- Неприятные запахиПроверить, не пора ли менять салонный фильтр, просто: нужно поднести нос к воздуходушке и присмотреться к запахам. Если, даже когда работает режим рециркуляции, в салоне чувствуются посторонние запахи, значит, фильтру нужна замена.
- Видно частицы пылиПроблема заметна, если сквозь вентиляционные отверстия машины поступает дым или другие частицы. Возможно повреждение салонного фильтра воздуха.
- Плохой поток воздухаЕсли салонный фильтр загрязнён, система вентиляции и кондиционирования работает с меньшей мощностью. Если вы почувствовали снижение силы потока воздуха без видимой причины, проверьте салонный фильтр – возможно, его пора заменить.
- Сильный шум вентиляцииЕсли фильтр загрязнен пылью и грязью, а также используется длительное время без замены, то это создает сопротивление воздушному потоку. В результате этого слышно характерное шипение или гудение системы кондиционирования воздуха, которая пытается подавать воздух в салон с максимальной силой.
- Окна часто запотеваютЕсли салонный фильтр очень загрязнён, поток воздуха, подаваемого в салон, ослабнет. Вследствие этого, без проветривания через окна внутри салона будет скапливаться конденсат.
Замена салонного фильтра
В большинстве машин салонный фильтр располагается за бардачком. Замена его возможна после снятия бардачка со специальных защёлок. Для точности стоит ознакомиться с руководством пользователя. Воздушный фильтр салона, находящийся под панелью приборов или капотом, требует более сложного доступа и лучше заменить в автосервисе.
После неожиданного посещения автосервиса, если механик советует заменить салонный фильтр, попросите показать его. Если он забит пылью и грязью, может быть, стоит согласиться. Если фильтр салона чистый и без мусора, то можно отложить замену.
Нельзя самостоятельות пылесосить, выбивать или стирать салонный фильтр. Этому элементу не подходят повторное использование и повышенная влажность.
Профилактика чистого воздуха
Чтобы воздух в машине был чистым, нужно периодически:
- пылесосить обивку, пол и коврики;
- Вытереть поверхности, такие как дверные панели, руль, консоль и приборная панель.
- Проверить, как плотно закрываются двери и окна.
- Немедленно устраняйте пролитые жидкости, чтобы предупредить появление плесени и грибка.
Краткие тезисы
- Назначение салонного фильтра Система удаляет из салона пыль, аллергены, запахи и вредные газы.
- Место расположения Обычно за бардачком, иногда под капотом или за приборной панелью.
- Типы фильтров – барьерные (грубая очистка), угольные (устранение запахов), электростатические (захват частиц), биологические (защита от аллергенов).
- Когда менять – каждые 30–60 тыс. км или раз в год, чаще при эксплуатации в запыленных условиях.
- Признаки засорения Тонкий поток воздуха, чужие ароматы, запотевшие стекла, грохот вентиляции.
- Процесс замены Доступ к нему обычно предполагает снятие бардачка, однако в некоторых автомобилях процедура может быть более затруднительной.
- Нельзя чистить старый фильтр – он не подлежит восстановлению, только замена.
- Профилактика чистоты салона Необходимо регулярно проводить уборку, контролировать герметичность и ликвидировать скопление влаги.