Фильтр салона: защита и признаки износа

VozBox  » Новости »  Фильтр салона: защита и признаки износа


В салон машины постоянно проникает воздух с улицы, загрязненный пылью, выхлопными газами, испаринами гудрона и другими вредными веществами. Без фильтрации всё это накапливается на обивке салона и в лёгких пассажиров.

Салонный фильтр – это небольшая «гармошка» из ткани или бумаги, которая частично решает проблему загрязненного воздуха.
Фильтр задерживает мельчайшие вредные частицы, создавая барьер между пассажирами и поступающим воздухом.
На рынке представлен широкий выбор салонных фильтров, отличающихся составом и ценой. Важно понимать, в чем разница и как определить, что его пора менять.

Для чего нужен салонный фильтр

Фильтр салона защищает салон машины от пыли, pollen, маленьких частиц, неприятных запахов и других загрязнений.

Полагают, что Saab первым применил его в конце 80-х годов. Это был обычный бумажный фильтр, который задерживал пыль. Через десять лет новый элемент конструкции устанавливали почти на всех серийных моделях, даже среднего ценового уровня.

Современные фильтры удаляют 99,995% переносимых по воздуху веществ размером до 0,1–0,3 микрона. Поглощают неприятные запахи и обеспечивают антиаллергенную защиту. Салонный фильтр интегрирован в систему HVAC и выполняет следующие задачи:

  • Обеспечивает чистый воздух в автомобильном салоне.
  • препятствует попаданию неприятных запахов;
  • Способствует эффективной работе системы отопления и кондиционирования.
  • Сохраняет чистоту салона автомобиля от пыли и мельчайших частиц.

Размер и способ установки салонного фильтра зависят от марки и модели автомобиля. При выборе следует руководствоваться рекомендациями производителя. Лучше отдавать предпочтение известным брендам. Срок службы, в зависимости от типа и условий эксплуатации, составляет от 30 до 60 тысяч километров пробега.

Где находится салонный фильтр

Фильтр салона — плоский гофрированный прямоугольный картридж в пластиковой рамке. Может быть однослойным или многослойным. Однослойный вариант самый простой, отсеивает крупные частицы пыли и грязи. Многослойные элементы состоят из бумаги, синтетических волокон, хлопка и/или активированного угля. Такие модели не только задерживают вредные примеси, но и очищают воздух. Некоторые фильтры содержат бактерицидные пропитки и дополнительный наэлектризованный слой, который притягивает взвеси.

В большинстве автомобилей салонный фильтр размещен за перчаточным ящиком. В отдельных моделях его устанавливают у основания лобового стекла под капотом или за приборной панелью. Информацию о местонахождении салонного фильтра можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Типы салонных фильтров

Хотя задача каждого салонного фильтра идентична, существует несколько их видов, которые нужно изучить:

Барьерные салонные фильтры

Самый простой вид фильтра грубой очистки воздуха изготовляют чаще всего из синтетического волокна белого цвета, реже — из бумаги. Барьерный или сажевый салонный фильтр хорошо отделяет крупные частицы, но воздух не очищает. В салоне всё равно будут попадать неприятные запахи и угарный газ.

Угольные салонные фильтры

Изготовлен из синтетического волокна с одним или несколькими слоями активированного угля. Такой фильтр легко узнать по черному цвету. Угольные кассеты, в отличие от барьерных аналогов, не только задерживают мельчайшие частицы, но и очищают воздух от запахов, которые затем поступают в салон.

Производитель некоторых фильтров вместо дополнительного слоя применяет пропитку активированным углем. Внешне такие фильтры трудно отличить, но по весу они различаются существенно: фильтр с полноценной прослойкой из угля значительно тяжелее аналога с пропиткой.

Электретные салонные фильтры

Этот тип фильтра оснащен дополнительным наэлектризованным слоем для очистки воздуха. В нем статический заряд используется для улавливания загрязнений и твердых частиц. Воздух, проходящий через фильтр, задерживается в слое электростатически заряженных волокон. Такие фильтры эффективно удаляют запахи, дым и твердые частицы. Существуют модели с угольным слоем и без него.

Биофункциональные салонные фильтры

Как правило, состоят из трёх слоев. Первый блокирует мелкодисперсную пыль и крупные частицы. Второй удаляет неприятные запахи и вредные газы. Третий нейтрализует аллергены с помощью специальной пропитки из полифенола, которая противодействует аллергенам, вредным бактериям и плесени.

Когда менять салонный фильтр

Замена салонного фильтра обычно осуществляется каждые 30 тысяч километров пробега или ежегодно в ходе прохождения техосмотра. Уменьшить промежуток между заменами следует при:

  • Его работа позволила обнаружить проблемы в системе вентиляции.
  • Во время работы машины в сильно пыльных местах;
  • Если у вас аллергия или астма, замену лучше произвести до начала цветения.

Признаки забитого салонного фильтра

Существуют общие методы для выявления необходимости замены салонного фильтра.

  1. Неприятные запахиПроверить, не пора ли менять салонный фильтр, просто: нужно поднести нос к воздуходушке и присмотреться к запахам. Если, даже когда работает режим рециркуляции, в салоне чувствуются посторонние запахи, значит, фильтру нужна замена.
  2. Видно частицы пылиПроблема заметна, если сквозь вентиляционные отверстия машины поступает дым или другие частицы. Возможно повреждение салонного фильтра воздуха.
  3. Плохой поток воздухаЕсли салонный фильтр загрязнён, система вентиляции и кондиционирования работает с меньшей мощностью. Если вы почувствовали снижение силы потока воздуха без видимой причины, проверьте салонный фильтр – возможно, его пора заменить.
  4. Сильный шум вентиляцииЕсли фильтр загрязнен пылью и грязью, а также используется длительное время без замены, то это создает сопротивление воздушному потоку. В результате этого слышно характерное шипение или гудение системы кондиционирования воздуха, которая пытается подавать воздух в салон с максимальной силой.
  5. Окна часто запотеваютЕсли салонный фильтр очень загрязнён, поток воздуха, подаваемого в салон, ослабнет. Вследствие этого, без проветривания через окна внутри салона будет скапливаться конденсат.

Замена салонного фильтра

В большинстве машин салонный фильтр располагается за бардачком. Замена его возможна после снятия бардачка со специальных защёлок. Для точности стоит ознакомиться с руководством пользователя. Воздушный фильтр салона, находящийся под панелью приборов или капотом, требует более сложного доступа и лучше заменить в автосервисе.

После неожиданного посещения автосервиса, если механик советует заменить салонный фильтр, попросите показать его. Если он забит пылью и грязью, может быть, стоит согласиться. Если фильтр салона чистый и без мусора, то можно отложить замену.

Нельзя самостоятельות пылесосить, выбивать или стирать салонный фильтр. Этому элементу не подходят повторное использование и повышенная влажность.

Профилактика чистого воздуха

Чтобы воздух в машине был чистым, нужно периодически:

  • пылесосить обивку, пол и коврики;
  • Вытереть поверхности, такие как дверные панели, руль, консоль и приборная панель.
  • Проверить, как плотно закрываются двери и окна.
  • Немедленно устраняйте пролитые жидкости, чтобы предупредить появление плесени и грибка.

Краткие тезисы

  • Назначение салонного фильтра Система удаляет из салона пыль, аллергены, запахи и вредные газы.
  • Место расположения Обычно за бардачком, иногда под капотом или за приборной панелью.
  • Типы фильтров – барьерные (грубая очистка), угольные (устранение запахов), электростатические (захват частиц), биологические (защита от аллергенов).
  • Когда менять – каждые 30–60 тыс. км или раз в год, чаще при эксплуатации в запыленных условиях.
  • Признаки засорения Тонкий поток воздуха, чужие ароматы, запотевшие стекла, грохот вентиляции.
  • Процесс замены Доступ к нему обычно предполагает снятие бардачка, однако в некоторых автомобилях процедура может быть более затруднительной.
  • Нельзя чистить старый фильтр – он не подлежит восстановлению, только замена.
  • Профилактика чистоты салона Необходимо регулярно проводить уборку, контролировать герметичность и ликвидировать скопление влаги.

Что еще почитать?