Все про фазорегулятор: что это такое, на что влияет, как устроен
Для достижения максимальной эффективности двигателя во всех режимах работы применяется система регулировки фаз газораспределения. Ей свойственна возможность изменять моменты открытия и закрытия клапанов, что влияет на мощность, расход топлива и уровень экологичности.
Что такое фазорегулятор
Фазорегулятор, также называемый фазовращателем, измененет фазы газораспределения. Распределительный вал может поворачиваться вокруг своей оси относительно приводной шестерни с помощью «фазика». Это позволяет открывать и закрывать клапаны в разное время — раньше или позже.
Для чего нужен фазорегулятор?
Самый простой ДВС в базовой комплектации имеет жестко заданные фазы газораспределения. Это означает, что положение впускного и выпускного распредвалов настроено на заводе, а клапаны открываются/закрываются в один и тот же момент независимо от оборотов и нагрузки. Такая схема не является оптимальной, потому что на высоких оборотах требуется перекрытие фаз – непродолжительный момент, когда одновременно открыты и выпускные, и впускные клапаны. Это улучшает наполнение цилиндра свежим воздухом, повышая мощность, экологичность и другие характеристики. На низких оборотах перекрытие фаз вредит: наполнение ухудшается, как и характеристики. Выходом стала система изменения фаз: распредвал (в базе впускной, в идеале – и выпускной) может менять свое угловое положение, изменяя момент открытия/закрытия клапанов.
Фазорегулятор позволяет распределительному валу вращаться относительно приводной шестерни.
Где находится фазорегулятор
Фазорегулятор, если таковой имеется, размещается рядом с цепью или ремнем ГРМ, на конце распределительного вала. В его конструкции является частью приводной шестерни. Визуально напоминает круглую «бобышку» — одну или две, в зависимости от того, регулируется ли фаза только впускного или выпускного клапанов.
Принцип работы фазорегулятора
Наиболее распространенная классическая система изменения фаз функционирует от давления масла. Фазорегулятор (муфта) состоит из двух частей: ротора, неподвижно закрепленного на распределительном валу, и внешнего корпуса с прикрученной звездочкой. Корпус подвижен относительно ротора в пределах до 40 градусов. Угол работы задается блоком управления, а исполнительным механизмом является электрогидравлический клапан-распределитель. По команде ЭБУ он изменяет давление масла, подаваемое на фазорегулятор, что соответственно меняет угол положения ротора относительно корпуса.
Симптомы неисправности фазорегулятора
Без характерного стрекочущего звука от дефектной муфты определить неполадки бывает сложно. Единственный электронно-контролируемый элемент системы — клапан регулировки давления масла. Но если он исправен, а муфта не издает звуков, диагностика может затянуться. Дело в том, что на неисправность системы изменения фаз может указывать только ошибка по клапану. Причина, однако, далеко не всегда в нем. Симптоматика обычно следующая:
- Ошибки системы самодиагностики могут быть непонятной. Check engine предоставляет информацию, но не всегда указывает на конкретную причину. Например, код P0011: «слишком раннее открытие клапанов / нарушение функционирования системы» сообщает о проблемах, но не уточняет их природу. Иногда система выдает точный код ошибки, например, P0013: «обрыв цепи электромагнитного клапана выпускного фазорегулятора». Чаще всего регистрируются сразу несколько кодов, что помогает в диагностике.
- При работе агрегат издает резкий звук, похожий на работу дизельного двигателя. Вначале данный шум наблюдается на несколько секунд после запуска. По мере ухудшения ситуации он сохраняется на холостом ходу и во время движения.
- Машина хуже едет и расходует больше топлива.
Фазорегулятор, если имеется, размещается у приводной цепи или ремня ГРМ, на торце распределительного вала. В действительности это элемент его привода по зубчатой передаче.
Как проверить фазорегулятор
- Проверка клапана-распределителя косвенным способом заключается в подаче внешнего питания и последующем холодном запуске двигателя. Если мотор работает неустойчиво (хуже, чем при штатном подключении) — клапан функционирует. Но это лишь поверхностный тест, показывающий реакцию клапана на питание. Важно также, как подвижный шток двигается в зависимости от внешней команды. Но этот диагностический этап сложен для обычного водителя.
- Проверка электропроводки может выявить обрыв, короткое замыкание или окисление контактов.
Список вариантов для самостоятельной проверки завершается. В качестве предосторожности можно посоветовать чаще менять масло, поскольку работа системы изменения фаз напрямую зависит от давления в масляном контуре. Если давление уже близко к срабатыванию аварийной лампы, скорее всего, фазорегулятор будет работать некорректно. В таком случае на проблемы с масляным голоданием косвенно укажут и другие признаки: продолжительный стук гидрокомпенсаторов на холодную, шум цепи из-за нехватки давления в гидронатяжителе и так далее. Но проблема не будет связана с фазорегулятором и системой изменения фаз вообще.
По ремонту: кроме клапана ничего самостоятельно невозможно сделать.
Разборка или замена фазорегулятора – задача для специалиста, не подвластная обычному автовладельцу.