Автомобильная промышленность Европы переживает сложный период: анализ ситуации и ключевые показатели.

VozBox  » Новости »  Автомобильная промышленность Европы переживает сложный период: анализ ситуации и ключевые показатели.

Руководитель Mercedes спрогнозировал кризис в европейской автомобильной индустрии
Трудности, с которыми столкнулся западный автомобильный бизнес, становятся все более заметными. Ведущие компании отрасли переживают сложный период и ищут способы его решения. Удастся ли им противостоять растущему влиянию Китая?

Сокращение производств и персонала

Крупнейшие производители автомобилей в западной Европе столкнулись с новым витком проблем. Особенно ярко это проявилось в Германии. Пошлины, уже привели к потере 51,5 тыс. рабочих мест, а с учетом всего производственного цикла они больше примерно вдвое. По оценке По данным Федерального статистического управления Германии (Destatis), в период с июня 2024 года по июнь 2025 года в автомобильной промышленности было потеряно до 7% всех рабочих мест, а на протяжении всего производственного цикла сокращено приблизительно 114 тыс. сотрудников.

На немецкий автопром повлиял ряд факторов:

Автомобильная промышленность понесла самые серьезные потери среди всех отраслей немецкой экономики. К 30 июня 2025 года в немецкой промышленности насчитывалось 5,42 млн занятых – это на 2,1% меньше, чем в предыдущем году. По сравнению с 2019 годом, предшествовавшим пандемии, потеряно около 245 000 рабочих мест, что составляет 4,3%).

Ни выручки, ни экспорта

Снижение активности на рынке автомобилей усиливает сокращение доходов немецких автопроизводителей и негативно сказывается на их финансовом положении. Согласно данным за второй квартал, выручка уменьшилась на 2,1%, достигнув отметки в €533 млрд. Первый квартал 2025 года также продемонстрировал негативные изменения.

Недостаточный интерес к европейским товарам за пределами Европы указывает на значительную зависимость немецкого автомобилестроения от зарубежных рынков. Экспорт автомобилей в США снизился на 10%, а в Китай — на 14%. Продолжение сокращения поставок за границу может привести к дестабилизации занятости населения и к повторному закрытию заводов. Центральный банк Германии уже заявил о своей тревоге в связи с тем, что в апреле-июне 2025 года валовой внутренний продукт снизился на 0,3% по сравнению с предыдущим отрезком времени, в то время как ожидалось падение всего на 0,1%.

Пике европейского автопрома

Ола Каллениус, глава Европейской автомобильной ассоциации ACEA и немецкого автоконцерна Mercedes-Benz, ранее высказывал опасения перед ЕС относительно возможного коллапса автомобильной отрасли. По его мнению, у автомобильной промышленности осталось недолго.

«Пришло время признать ситуацию такой, какая она есть. В противном случае мы столкнемся с серьезными проблемами», – предупредил Каллениус дал комментарий газете Handelsblatt, касающийся запрета на реализацию автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, который вступит в силу в 2035 году.

Каллениус считает, что смена транспортных средств на электрические может привести к серьезным проблемам для таких крупных компаний, как Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Opel, Peugeot Citroёn, Renault и ряда других европейских производителей.

Что с Mercedes-Benz

В интервью Bloomberg технический директор Mercedes-Benz Group AG Маркус Шефер фактически признал зависимость компании от Китая и призвал США и Европейский союз заключить торговое соглашение о снижении автомобильных пошлин. По словам Шефера, Mercedes пока удавалось избегать перебоев, связанных с ограничениями Пекина на экспорт редкоземельных металлов. Но этого удалось достичь лишь за счет альтернативных поставок и буферным запасам.

«По словам Шефера, сложившаяся обстановка влечет за собой значительные последствия. Он выразил надежду, что в ближайшие недели стороны смогут прийти к соглашению. Это представляется крайне важным.

В то время как американские пошлины на автомобили остаются на уровне 27,5%, западные производители надеются на их снижение до 15% после того, как ЕС уменьшит пошлины на американские товары.

Цифры и факты:

Ввиду глубокого кризиса, охватившего отрасль, руководитель Mercedes обратился к органам власти Европейского союза с просьбой пересмотреть решение о введении ограничений на реализацию автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

Что с BMW

В течение трех лет подряд наблюдается снижение прибыльности баварского концерна. Согласно финансовому отчету от 31 июля 2025 года, по сравнению с январем–июнем 2024-го прибыль сократилась сразу на 29%.

Цифры и факты:

  • чистая прибыль компании составила €1,8 млрд и сократилась на треть;
  • выручка марки упала на 8%;
  • доля электрокаров в общем объеме продаж почти не изменилась: 17,9% против 17,4% годом ранее;
  • продажи мотоциклов BMW снизились на 8%, до 61,3 тысячи единиц.

Ранее глава BMW Оливер Ципсе озвучил примерный масштаб потерь концерна от пошлин США: речь об €1 млрд в одном лишь 2025 году.

Что с Volkswagen

Земляки из Volkswagen и Audi ощущают не лучше, в отличие от других немецких автопроизводителей, Volkswagen AG за тот же период зафиксировал снижение прибыли на 40%. Например, объем продаж Audi за три месяца сократился на 8,3%, составив 441,9 тыс. автомобилей. В компании делают акцент на разработку нового поколения кроссовера Q3 и модели SQ6 E-Tron.

Цифры и факты:

  • чистая прибыль Volkswagen во II квартале 2025 года упала на 36% в годовом выражении;
  • компания заработала €2,29 млрд — почти на полтора миллиарда меньше, чем год назад;
  • особенно сильно на отчетность повлияли показатели Porsche и Audi, реструктуризация и ухудшение торговых условий со стороны США;
  • за одно лишь первое полугодие из-за пошлин Трампа концерн не досчитался €1,3 млрд;
  • операционная прибыль просела на 29%, до €3,83 млрд;
  • выручка снизилась на 3%, до €80,6 млрд.

В настоящее время Volkswagen изменил подход к развитию: компания отказалась от планов по созданию электромобилей и теперь делает акцент на гибридных технологиях, а также приняла решение не строить новый завод в Вольфсбурге.

Что у других

Инвесторы Renault в июле 2025 года превратились в массово избавляться от акций компании после публикации отчетности за первое полугодие. На фоне нестабильной ситуации акции автопроизводителя обвалились почти на 18%. Объемы реализации в июне не достигли прогноза, в Renault вынужденно снизили целевые показатели на 2025 год. Поменяли и руководство: после ухода Луки де Мео на пост генерального директора поставили финансового директора Дункана Минто.

Падение стоимости акций Renault оказало влияние на ситуацию на рынке, в результате чего акции Stellantis и Volkswagen подешевели на 3% и 1,6% соответственно.

Концерн Stellantis, объединяющий такие бренды, как Jeep, Opel, Peugeot и Citroen, по результатам первого полугодия 2025 года также оказался в зоне убытков. Финансовые показатели оказались хуже, чем в кризисный 2024 год: компания зафиксировала €2,3 млрд убытков, в то время как в первой половине 2024 года прибыль составила €5,6 млрд. Выручка уменьшилась на 13%, достигнув отметки в €74,3 млрд. Основной причиной ухудшения финансовой ситуации в корпорации названы пошлины, введенные администрацией Трампа. По марке Maserati объем продаж сократился с 6 500 до 4 200 автомобилей, а операционный убыток увеличился с €82 млн до €139 млн.

В авангарде — Китай

Европейские компании переживают непростые времена, в то же время китайская автомобильная индустрия определяет тенденции развития мирового автопрома. Производители, представляющие «старую школу», значительно уступают Китаю в технологическом плане. В отличие от европейцев, которые не торопятся переходить на электромобили из-за их более высокой стоимости, китайские потребители активно скупают их благодаря технологичности и доступности. Согласно данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), доля электрокаров в Китае за первое полугодие составила 51%, в то время как в странах ЕС и Великобритании этот показатель равнялся 17,5%. Специалисты полагают, что рубеж в 50% продаж электромобилей является критическим для отрасли. И речь идет о крупнейшем автомобильном рынке в мире. Автомобили, выпускаемые в КНР, стали более совершенными и доступными по цене, чем европейские аналоги. Прежние лидеры индустрии пока не способны предложить эффективную альтернативу.