Audi, BMW, Mercedes и подобным маркам с Запада пока не по пути роскоши – вследствие снижения объемов покупок у них практически нет новых моделей.
Европейский автопром продолжает сталкиваться с кризисом: ведущие производители из-за резкого снижения продаж сокращают ассортимент моделей и переносят премьеры новых автомобилей на неопределённое время. Такой вывод можно сделать, рассмотрев минимальное количество новинок, представленных брендами на Шанхае — самом масштабном автосалоне современности.
Во время презентации BMW на стенде посетителей было так мало, что в какой-то момент сотрудники безопасности сняли ограждения — чтобы привлечь людей. Немцы привезли лишь пару концептуальных автомобилей, которые очень далеки от серийного выпуска. Китайский рынок для них — не просто стратегически важный, а жизненно необходимый: в последнее время BMW продает здесь больше машин, чем в Германии и США вместе взятых. В 2024-м продажи заметно просели — немцы начали уступать местным производителям. По итогам прошлого года спрос на модели марки упал более чем на 25%, хотя китайский рынок в целом показал рост (4,5%).
«Понимаешь, пока у нас ездить на китайских машинах не столь престижно, как на иномарках. Но зато значительно дешевле, поэтому люди постепенно пересаживаются», — сказал китаец, назвав себя Гришей.
Баварский автопроизводитель попытался удивить публику прошлым моделями BMW X3, «пятёркой» от двух лет назад и специальной версией моделей X5 и X7. Но не получилось.
На стенде Mercedes тоже наблюдается удручающая ситуация, хотя компания привезла серийную модель – компактный седан CLA, одна из начальных моделей марки. Главная аудитория этой модели — китайские покупатели, что объясняет азиатскую внешность, нетипичную для автомобилей из Штутгарта.
Возле стоящего рядом павильона группа Volkswagen сталкивается с теми же трудностями, что и их коллеги. На фоне общего застоя только Audi выделяется выпуском концепт-кара E5 Sportback без колец на решетке радиатора: эмблема теперь лишь название марки. Но даже здесь не обошлось без нюансов: E5 Sportback — это совместный проект Audi и китайской компании SAIC, отсюда и внешний вид, и исключительно электрическая начинка. Единственной по-настоящему глобальной премьерой является новое поколение Audi A6, которое готовится к дебюту на всех мировых рынках.
В Японии не всё гладко, несмотря на сохранение традиций. В 2018 году на автосалоне в Пекине дебютировал новый Lexus ES, а сейчас в Шанхае состоялась премьера седана нового поколения. Из-за проблем со стартом производства японцы обещали запустить модель в серию не раньше чем через год. Технологически это всё та же Toyota Camry с улучшенным салоном, растянутой колесной базой и длинным списком опций.
Li Auto — ещё один популярный бренд в России, который пока не представлен официально, показал свой первый минивэн. Модель под названием Mega, появившаяся год назад, продолжает привлекать внимание на автомобильных выставках.
К концу подготовки автосалона организаторы пересмотрели концепцию мероприятия. Неделей ранее в Китае произошло серьёзное ДТП: студент включил автопилот в Xiaomi SU7 и на высокой скорости врезался в ограждение. Власти создали комиссию, которая обсуждает скорые изменения в законодательстве. Из-за этого производители предпочли сфокусироваться на батарейках вместо автопилота, который планировалось сделать главной темой автосалона до аварии. Европейские компании тоже пока не могут внести большой вклад в дискуссию о новых технологиях.