
Специалист поделился информацией о правильной эксплуатации системы ESP автомобиля.
О ЕСП, принципе работы системы стабилизации машины и действиях при её поломке – ответы на популярные вопросы о курсовой устойчивости.

Что такое ESP?
Электронная программа стабилизации — так можно перевести ESP, но точнее сказать… электронная система стабилизацииСистема курсовой устойчивости — это ещё одно название для системы ESP.
Основной функционал системы ESP – управление боковой устойчивостью авто и поддержка водителя в сложных ситуациях. занос и боковое скольжение автомобиля В случае появления необходимо помочь сохранить устойчивость курса, траекторию движения и стабилизировать положение машины при выполнении манёвров на большой скорости или на скользкой дороге.
Mercedes-Benz первой начала применять систему стабилизации на своих моделях, запатентовав её в 1994 году. Спустя год система ESP появилась на Mercedes-Benz S-Class Coupe, а затем на седане S-Class и спорткаре SL. Впоследствии ESP начали устанавливать на другие модели марки, а позднее — и другие крупные автопроизводители. Многие из них патентовали для системы собственное название, чаще всего в виде аббревиатуры. Так, у некоторых производителей система стабилизации может называться ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, но её суть и принцип действия остаются прежними.

В 1995 году систему ESP стали устанавливать на модели Mercedes-Benz S-Class Coupe.
С ноября 2011 года ESP наряду с системой ABS Система активной безопасности, которая называется ESP, стала обязательной для всех новых легковых и грузовых автомобилей, регистрируемых в Европейском Союзе. С ноября 2014 года этот закон действует для всех новых авто. В России наличие ESP на грузовых автомобилях стало обязательным с 1 января 2016 года, а на легковых моделях — с 1 февраля 2017 года.
Как работает ESP?
Система стабилизации ESP тесно связана с тормозными системами автомобиля, ABS, антипробуксовочной системой и блоком управления двигателем. Активно используя эти компоненты, ESP комплексно объединяет их работу, обеспечивая противоаварийные меры при поперечной динамике или неуправляемом скольжении задней оси.
ESP формируется микропроцессором, также называемым электронным блоком управления, который непрерывно обрабатывает сигналы от датчиков скорости вращения колес, встроенных в систему ABS, положения рулевого колеса и давления в тормозной системе.
Кроме того, на процессор поступает информация с двух датчиков, измеряющих угловую скорость относительно вертикальной оси и поперечные ускорения автомобиля. Датчики фиксируют внезапное боковое ускорение, являющееся главным маркером скольжения, и при определении его величины дают дальнейшие распоряжения системе. К данным добавляется значение скорости движения автомобиля в данный момент, величина угла поворота руля, а также обороты коленчатого вала двигателя. Анализируя эти данные, ESP «понимает», что возник занос, и далее дает команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колес автомобиля, исходя из направления заноса и бокового ускорения.
Команды на тормозные механизмы поступают через модулятор АБС, формирующий давление в тормозной системе. Одновременно ESP передает блоку управления двигателем команду на снижение подачи топлива и уменьшение тяги на колесах.
Система функционирует непрерывно во всех режимах движения: разгоне, торможении и движении накатом. Алгоритм срабатывания корректируется в зависимости от каждой конкретной ситуации и типа привода автомобиля. В повороте датчик углового ускорения фиксирует занос задней оси. Тогда на блок управления двигателем поступает команда на снижение подачи топлива. Если этого недостаточно, посредством АБС тормозится внешнее переднее колесо.

Система ESP функционирует постоянно, независимо от режима движения — ускорения, торможения или движения накатом.
Необходимо понимать: возможности систем ESP по управлению заносом и стабилизации автомобиля в критической ситуации ограничены. Никакая электронная система не может нарушить законы физики. При очень высокой скорости возникновения заноса или слишком низком коэффициенте сцепления на скользкой поверхности даже продвинутая электроника может оказаться беспомощной. Важно помнить, что система стабилизации существенно снижает риски заноса и аварийных ситуаций на дороге, но не исключает их полностью.
ESP Off — что это за кнопка и за что отвечает?
Многие опытные водители считают, что система стабилизации может ошибочно интерпретировать ситуацию на дороге и воздействовать на тормоза или двигатель в неуместный момент.
Это верно отчасти, лишь если водитель обладает большим опытом управления автомобилем. Такие водители порой наслаждаются ездой на грани возможностей машины и с помощью маневров контраварийного вождения могут управлять заносом, ведя автомобиль в контролируемом скольжении.
Кроме того, система стабилизации может чрезмерно ограничивать работу мотора вне асфальта, когда небольшое скольжение авто в грязи или на песке необходимо для преодоления препятствий. В связи с этим многие современные автомобили, оснащенные ESP, позволяют отключать систему отдельной кнопкой ESP Off.

На отдельных моделях клавиша ESP Off частично деактивирует систему, разрешая незначительные пробуксовки и скольжения.
Кнопка устанавливается обычно на спортивных машинах или авто с агрессивным дизайном, а также на внедорожниках и кроссоверах, предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья.
Функция полного отключения системы стабилизации не всегда доступна во всех моделях. На некоторых кнопка ESP Off ограничивает работу системы, допускает небольшие заносы и скольжения, вмешиваясь лишь при критических ситуациях. Также полное отключение функции возможно только на небольшой скорости — до 50 или 60 км/ч — чаще всего на полноприводных кроссоверах и внедорожниках, где это может быть нужно на бездорожье.
Что делать, если горит лампочка ESP?
Датчик системы стабилизации на панели приборов, пиктограмма с подсветкой, светит в двух случаях: если ESP работает или система неисправна. В первом случае он обычно мигает и затем отключается после предотвращения заноса, во втором — горит постоянно до устранения неполадки.
Проблемы в системе могут возникнуть по нескольким причинам. Например, может выйти из строя датчик скорости вращения колеса, который подключен к тяговому устройству и блоку управления двигателем. У каждого колеса есть свой датчик, и если хоть один выходит из строя, система не получает информацию об изменении скорости. Из-за такой ошибки на приборной панели загорается сигнал о неисправности ESP.

Индикатор датчика стабилизации на панели приборов с подсветкой.
Поломка датчика угла поворота рулевого колеса часто приводит к ошибке ESP на панели приборов. Из-за этого система перестаёт принимать информацию о положении руля и работать некорректно.
Также неисправности системы ESP иногда вызваны проблемами в программном обеспечении. При этом вся тяговая система может нуждаться в полной перепрограммировке из-за неполадок в существующем ПО.
Это самые частые поломки, но нужно помнить: система стабилизации имеет много сложных компонентов. Неисправность любого из них может привести к загоранию лампочки на панели приборов. Поэтому при появлении сигнала лучше обратиться в сервис для устранения проблемы.
Краткие тезисы
- Что такое ESP?
- Электронная система стабилизации обеспечивает управляемость машины, исключая занос и скольжение в поворотах.
- Mercedes-Benz впервые применил данную технологию в 1994 году, с 2017 года её использование обязательно для всех новых автомобилей в России.
- Как работает ESP?
- Использует датчики скорости колес, угла поворота руля, поперечного ускорения и управляющий блок двигателя.
- Для стабилизации автомобиля тормозят некоторые колеса и уменьшают силу мотора.
- Работает совместно с ABS и антипробуксовочной системой.
- ESP Off – зачем отключать?
- Эта кнопка предназначена для использования во время гонок или движения по бездорожью, когда система ESP может быть помехой.
- На отдельных машинах функция может работать некорректно или иметь ограниченную эффективность на малых скоростях.
- Горит лампочка ESP – что делать?
- Мигает – система активна (норма).
- Горит постоянно Возможны проблемы из-за неполадок датчиков колес, руля или программных ошибок.
- Требуется диагностика в сервисе.
- Важно:
- Система ESP не исключает действие физических законов – на льду или при большой скорости она может быть неэффективна.
- Система ESP уменьшает вероятность ДТП во время обычной езды на 25–30%.
Авторы
Теги
