ESP: принцип действия и правила эксплуатации для всех водителей.

VozBox  » Новости »  ESP: принцип действия и правила эксплуатации для всех водителей.

Специалист поделился советами по использованию системы ESP в машине.
О системе ESP, ее работе и действиях при неисправности: ответы на популярные вопросы.

Что такое ESP?

Электронная программа стабилизации – это точное название для системы ESP. электронная система стабилизацииESP иногда называют «противозаносной системой» или «системой курсовой устойчивости».

Основная цель системы ESP — управлять устойчивостью автомобиля в поворотах и оказывать водителю помощь при возникновении опасных моментов. занос и боковое скольжение автомобиля В случае возникновения поможет сохранить курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля во время маневров на высокой скорости или на скользком покрытии.

Компания Mercedes-Benz первой начала применять систему стабилизации на своих моделях, запатентовал её в 1994 году. Через год ESP установили на Mercedes-Benz S-Class Coupe. Затем система появилась на седане S-Class и спорткаре SL. После этого ESP стали устанавливать на других моделях марки, а позже — у остальных крупных автопроизводителей. Многие из них патентовали для системы собственное название в виде аббревиатуры. Так что система стабилизации может называться ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, но её суть и принцип действия остаются прежними.

С ноября 2011 года ESP наряду с системой ABS Система активной безопасности ESP стала обязательной для всех новых моделей легковых и грузовых автомобилей, регистрируемых в Европейском Союзе. С ноября 2014 года это правило распространяется на все новые автомобили. В России наличие ESP на грузовиках стало обязательным с 1 января 2016 года, а на легковых моделях — с 1 февраля 2017 года.

Как работает ESP?

Система ESP взаимосвязана с тормозными механизмами, ABS, антипробуксовочной системой и электронным блоком управления двигателем. В работе ESP эти компоненты объединяются для обеспечения контраварийных мер при поперечной динамике или неуправляемом скольжении задней оси автомобиля.

ESP включает в себя микропроцессор, известный как электронный блок управления, который непрерывно обрабатывает сигналы от датчиков скорости вращения колес, встроенных в систему ABS, положения рулевого колеса и давления в тормозной системе.

Кроме того, в процессор поступает информация с двух других датчиков: один измеряет угловую скорость относительно вертикальной оси, а другой — поперечные ускорения автомобиля.
Они фиксируют внезапное боковое ускорение, являющееся главным маркером скольжения. Определив его величину, система получает дальнейшие распоряжения. К этим данным также добавляется значение скорости движения автомобиля, величина угла поворота руля и обороты коленчатого вала двигателя. Анализируя эти данные, ESP «понимает», что возник занос, и далее дает команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колес автомобиля, исходя из направления заноса и бокового ускорения.

Команды на тормозные механизмы передаются через модулятор АБС, который создает давление в тормозной системе. Одновременно с этим, система ESP посылает на блок управления двигателем сигнал о снижении подачи топлива и уменьшении тяги на колесах.

Система функционирует постоянно во всех режимах движения: при разгоне, торможении и накате. Алгоритм работы зависит от конкретной ситуации и типа привода автомобиля. Например, в повороте датчик углового ускорения регистрирует начало заноса задней оси. В таком случае на блок управления двигателем поступает команда на снижение подачи топлива. При необходимости посредством АБС тормозится внешнее переднее колесо.

Возможности системы ESP по управлению заносом и стабилизации автомобиля в критичных ситуациях ограничены. Законы физики неизменны, и никакая электронная система не может их отменить. Если скорость возникновения заноса слишком велика или коэффициент сцепления поверхности под колесами недостаточно высок, то даже продвинутая электроника может оказаться бессильной. Необходимо помнить, что система стабилизации существенно снижает риски заноса и аварийной ситуации на дороге, но не исключает их полностью.

ESP Off — что это за кнопка и за что отвечает?

Многие водители считают, что система стабилизации может ошибочно интерпретировать ситуацию на дороге и воздействовать на тормоза или двигатель без необходимости.

Это справедливо лишь для опытных автолюбителей.

Кроме того, система стабилизации может переусердствовать в подавлении работы мотора вне асфальта, когда небольшое скольжение автомобиля в грязи или на песке необходимо для прохождения препятствий. Многие современные автомобили с системой ESP имеют возможность отключить ее отдельной кнопкой ESP Off именно для таких ситуаций.

Такую кнопку чаще всего устанавливают на спортивных авто, машинах с агрессивным дизайном, а также на вездеходах и внедорожниках, предназначенных для езды по неровной местности.

Функция полного отключения системы стабилизации не всегда полностью доступна. На некоторых моделях кнопка ESP Off ограничивает ее действие, допускает небольшие заносы и скольжения, вмешиваясь только в критических ситуациях. Также на полноприводных кроссоверах и внедорожниках полное отключение системы стабилизации может действовать только на малых скоростях — до 50 или 60 км/ч, когда это важно на бездорожье.

Что делать, если горит лампочка ESP?

Датчик системы стабилизации на панели приборов, имеющий подсветку, горит в двух ситуациях: когда ESP активируется или система неисправна. В первом случае, как правило, подсветка мигает и затем выключается после предотвращения заноса, во втором же – остается включенной до устранения неполадки.

Проблемы в системе могут возникнуть по ряду причин. Неисправность датчиков скорости вращения колес, подключенных к тяговому устройству и блоку управления двигателем, является распространенным случаем. У каждого колеса есть отдельный датчик, и поломка даже одного из них приводит к отключению системы от информации о скорости. В результате на приборной панели загорается сигнал об ошибке ESP.

Поломка датчика угла поворота руля может стать причиной ошибки ESP на панели приборов. При выходе этого датчика из строя система прекращает получать информацию об угле поворота руля и не может функционировать надлежащим образом.

Иногда неполадки ESP происходят из-за ошибок в программном обеспечении, приведших к необходимости полной перепрограммирования всей тяговой системы.

Хотя это самые частые неполадки, важно помнить: система стабилизации состоит из множества компонентов, и поломка любого может вызвать загорание лампочки на панели. Поэтому при появлении сигнала лучше обратиться в сервисный центр.

Краткие тезисы

  • Что такое ESP?
    • Электронная система стабилизации удерживает автомобиль на заданной траектории, препятствуя заносам и боковому скольжению.
    • Mercedes-Benz впервые применила её в 1994 году, с 2017 года это требование действует ко всем новым автомобилям в России.
  • Как работает ESP?
    • Оснащен датчиками скорости колес, угла поворота руля, поперечного ускорения и блоком управления двигателем.
    • Система ограничивает скорость вращения некоторых колёс и уменьшает тягу мотора, чтобы сохранить устойчивость автомобиля.
    • Работает совместно с ABS и антипробуксовочной системой.
  • ESP Off – зачем отключать?
    • Кнопка ESP Off предназначена для вождения в спортивном режиме или на бездорожье, где система может быть помехой.
    • На некоторых машинах функция выключается не полностью или только при медленном движении.
  • Горит лампочка ESP – что делать?
    • Мигает – система активна (норма).
    • Горит постоянно Возможными причинами поломки являются сбои датчиков колес или руля, а также программные ошибки.
    • Требуется диагностика в сервисе.
  • Важно:
    • Система ESP не исключает действие законов физики — на льду или при большой скорости она может оказаться бесполезной.
    • Система помощи водителю ESP уменьшает вероятность ДТП на 25-30 процентов в обычных поездках.