Энцо Феррари: волшебник автомобильной индустрии

VozBox  » Новости »  Энцо Феррари: волшебник автомобильной индустрии


18 февраля 1898 года появился на свет Энцо Феррари.
Будущий создатель легендарных автомобилей родом из небогатой семьи итальянского мастера. Как удавалось изменить мир выходцу из простого ремесленнического рода? В биографии Энцо Феррари все ответы.

Венгерский производитель автомобилей Энцо Феррари (1898–1988) на гоночной трассе в Монце, где Гран-при Италии 1966 года выиграл заводской автомобиль Формулы 1 под управлением Людовико Скарфиотти.
(Фото: Reg Lancaster / Getty Images)

Биография Энцо Феррари

Энцо Феррари С 18 февраля 1898 года по 14 августа 1988 года прославился как выдающийся итальянский предприниматель XX века, организатор гоночной команды и автомобильной компании собственного имени. Компания специализировалась на выпуске спортивных и малотиражных дорожных моделей с ярко выраженным темпераментом.

Человек, жизнь которого окутана легендами, автор многих из которых сам был, прозванный Коммендаторе (почетный неофициальный титул в Италии) и имевший множество прозвищ от просто «Инженер» до «Маг». Энцо Феррари рассказывал, что указанная в метрике дата рождения, 20 февраля 1898 года, неверна. По его словам, всему виной сильнейший снегопад, который не позволил отцу Альфредо добраться до муниципалитета в центре Модены 18 февраля, когда якобы родился младший сын. Позднее обнаруженные документы опровергли эту версию. Люди, хорошо знавшие Коммендаторе, предполагали, что причиной стала его увлечение каббалой. В этом эзотерическом учении цифра «18» символизирует силу воли, а двадцатка — печаль и озабоченность злом.

В семье небогатого ремесленника ему пришлось рано столкнуться с трудностями после смерти отца и отсутствия высшего образования. Чтобы добиться успеха и стать тем человеком, аудиенции которого ожидали коронованные особы, промышленные магнаты и звезды кино, ему требовались выдающиеся волевые качества. Мечтал ли этот комиссованный по болезни солдат Первой мировой войны о славе, когда в 1919 году получил отказ от FIAT на работу и плакал на скамейке в парке Валентино в Турине? Через 28 лет Энцо Феррари вернется на это место с совсем другим настроением после победы Раймона Соммера за рулем Ferrari 159 S в Гран-при Турина. Число «28» в каббале означает удачу в любви, и Маг, безусловно, любил свое дело.

В апреле 1964 года Энцо Феррари управлял своей машиной.
(Фото: Evening Standard / Getty Images)

В детстве Энцо мечтал стать оперным певцом и журналистом. Попробовать себя в роли журналиста он даже всерьез решил. 16 ноября 1914 года газета «Gazzetta dello Sport» опубликовала отчет Феррари о футбольном матче «Milan»-«Inter». Через десять лет Энцо войдет в число учредителей издаваемой в Болонье «Corriere dello Sport», но к этому моменту уроженец Модены уже выбрал для себя карьеру автогонщика.

В десять лет Энцо проникся любовью к новому виду спорта, наблюдав за соревнованиями вместе с отцом в Болонье. Его дебют в качестве пилота состоялся в 1919 году, выступая за команду С.М.Н., он занял четвертое место в гонке Парма — Поджо-ди-Берчето. В 1920 году Энцо перешел в команду Alfa Romeo. Не был звездой с неба, но и балластом не являлся. Много позже в интервью Коммендаторе говорил о том, что стать великим гонщиком ему мешала неспособность «заставлять машину страдать, без чего невозможно стать чемпионом». Свою последнюю победу в качестве пилота Феррари одержал 14 июня 1931 года. В 1932 году он повесил гоночный шлем на гвоздь после рождения первенца, названного Альфредо (Дино) в честь отца и старшего брата, которые умерли от гриппа в 1916 году.

Завершив карьеру пилота, Энцо Феррари продолжил участвовать в автоспорте. С 1929 года он руководил гоночным подразделением Alfa Romeo под названием Scuderia Ferrari, которое в 1937 году стало командой Alfa Corse. Когда материнская компания решила вернуть полный контроль над спортивным филиалом, Энцо Феррари ушёл с поста, заявив: «Я не откажусь от возможности иметь собственное мнение и свое непростого характера».

В 1966 году, 4 сентября, Энцо Феррари наблюдает за болидом Brabham-Repco на этапе Гран-при Италии в Монце.
(Фото: Reg Lancaster / Getty Images)

Раздвоение с Alfa Romeo подтолкнуло Феррари к новому этапу. 1 сентября 1939 года он создал в родной Модене компанию Auto — Avio Costruzioni (AAC), занимавшуюся производством шлифовальных станков для подшипников и четырехцилиндровых двигателей для учебно-тренировочных самолетов. Вторая мировая война спровоцировала высокий спрос на эту продукцию. Но Энцо не собирался покидать автомобильную индустрию. Он шёл к финишу жизни, как говорят, с состоянием в $100 млн. Однако также утверждают, что Коммендаторе оставался хроническим должником, так как его страсть — автогонки — была очень дорогой. В своей автобиографической книге Феррари назвал её «Мои ужасные радости». В 1969 году Инженер, чтобы сохраниться на плаву, продал 50% своей компании семье Аньелли, владельцам FIAT. Сегодня Пьеро Ларди Феррари, внебрачному сыну Энцо, ставший наследником после смерти Дино, принадлежит 10% акций Ferrari, стоимость которых оценивается в $5 млрд.

Феррари и Форд

Энцо Феррари обладал непростым характером. Единственным человеком, кого он боялся и в зрелом возрасте, была его мать, Адальгиза. Все остальные, независимо от занимаемой должности, постоянно находились под угрозой. Генри Форд II, внук основателя автомобильной империи в Америке, испытал на себе гнев Коммендаторе — к счастью, не лично. В начале 1960-х годов Энцо Феррари столкнулся с финансовыми трудностями и был готов продать подразделение компании, занимавшееся выпуском дорожных автомобилей. Генри Форд II стремился расширить свой бизнес в Европе и покупка Ferrari была бы выгодным приобретением. После аудита, стоившего несколько миллионов долларов, Ford предложил Феррари 18 миллионов долларов в 1963 году. Сделка сорвалась из-за пункта контракта, требующего согласования с Ford расходов на гоночное подразделение при превышении определенной суммы. Энцо пришёл в ярость и обрушился на делегацию американской компании руганью. Генри Форд II решил отомстить, сокрушив команду Ferrari в гонке в Ле-Мане. Успех пришел лишь с третьей попытки в 1966 году, а затем Ford GT40 оставался непобедим на трассе французского марафона еще три года подряд.

Анонс фильма «Форд против Ферарри», 2019 года. Видео: iVideos / Youtube

Фильм «Ford против Ferrari», премьера которого состоялась в 2019 году, стал экранизацией этой истории. В некоторых моментах сюжет фильма отличается от действительности.

  1. Ford GT40 разработал британский инженер Эрик Бродли, основатель компании Lola. Кэрролл Шелби, американский конструктор, участвовал в процессе доводки конструкции лишь в качестве консультанта.
  2. В кинокартине успех Форда наступает годом раньше.
  3. Авторы сценария отказались от идеи повествовать о взаимоотношениях партнеров по команде Ford GT40, Брюса Макларена и Кена Майлса, сначала союзники в гонке 1965 года, а спустя год ставше соперниками.
  4. В гонке 1966 года автомобили команды Ferrari ни разу не возглавляли заезды с преимуществом в один круг, как утверждается в кинофильме.
  5. Энцо Феррари не присутствовал в боксах команды в Ле-Мане 1966 года. К тому времени Коммендаторе уже не посещал гонки, за исключением Гран-при Италии «Формулы-1» в Монце.

Феррари и Ламборгини

История взаимоотношений Энцо Феррари с Ферруччо Ламборгини, тракторным королем Италии после войны, также не признававшим авторитетов, достойна экранизации. В 1962 году Ламборгини на купе Ferrari 365 GT приехал к Энцо и заявил о машинах с таким же тяжелым сцеплением, как у тракторов, но менее надежными. Взбешенный Коммендаторе не стесняясь в выражениях, посоветовал гостю заниматься своим делом. Результатом стало появление годом позже компании Automobili Ferruccio Lamborghini S.p.a. в Сант’Агата Болоньезе, менее чем в 30 км от Маранелло. Ламборгини организовал преследование на вертолетах новых машин конкурента, которые тест-пилоты Ferrari испытывали на извилистых дорогах между двумя городками. Когда после очередного скандала Маранелло покинули несколько ведущих специалистов, Ферруччо их тут же трудоустроил у себя.

В Италии, в Перудже, в 1991 году итальянский инженер и дизайнер автомобилей Ферруччо Ламборгини находился на поле подсолнухов.
(Фото: Вольфганг Канн / imago-images.de / Глобальный взгляд Пресс)

Машины Феррари

С 1947 по 2023 год компания Ferrari выпустила около сорока семейств дорожных моделей. Не учитывая специальных версий, созданных на заказ в единичном экземпляре и концептов, а также более двухсот гоночных автомобилей разных классов, включая семьдесят машин «Формулы-1».

Первая машина Энцо Феррари

Первая модель, спроектированная под руководством Энцо Феррари в 1939-1940 годах, не могла называться Ferrari. Это условие было установлено во время расставания Мага с Alfa Romeo. Для участия в знаменитой гонке Mille Miglia по дорогам Италии компания Auto — Avio Costruzioni создала два экземпляра двухместных ААС 815. Их рамное шасси с независимой пружинной передней подвеской Дюбонне, зависимой рессорной задней и барабанными тормозами «по кругу» не было революционным. 75-сильный двигатель, рядная «восьмерка» рабочим объемом 1,5 л, представлял собой соединение двух «четверок» Fiat 508 C Balilla 1100 и работал с 4-ступенчатой механической коробкой передач. Кузова машин, стартовавших в Гран-при Брешии (из-за начала мировой войны Mille Miglia была сокращена до городского формата) 28 апреля 1940 года, были окрашены в цвет бычьей крови, цвет гоночных Alfa Romeo. Это своеобразный троллинг бывших коллег от Энцо Феррари! Логотип ААС очень напоминал эмблему Scuderia Ferrari, с которой связана еще одна легенда.

17 июня 1923 года победителя гонки в Равенне Энцо Феррари посетили родители Франческо Баракка, лучшего итальянского аса Первой мировой войны. Мать летчика, графиня Паолина де Бианколи, подарила Феррари фото сына рядом с самолетом, на фюзеляж которого была нанесена эмблема со вставшим на дыбы конем, и сказала: «Помести это изображение на свои автомобили. Оно принесет тебе удачу». Похоже, графиня обладала даром предвидения. Как иначе объяснить, что она среди множества талантливых гонщиков той эпохи выделила далеко не самого яркого? Достоверно известно лишь, что Энцо Феррари стал соавтором «автомобильного» варианта эмблемы. Так, геральдический щит с изображением коня получил канареечно-желтый цвет, присутствующий на гербе и флаге Модены, родного города Феррари. Кроме того, были добавлены итальянский триколор и буквы «S» и «F», обозначающие Scuderia Ferrari. 9 июля 1932 года состоялось боевое крещение модифицированной эмблемы. В тот день две Alfa Romeo 8°C 2300 сделали победный дубль в 24-часовом марафоне в Спа (Бельгия).


Фотография: Алессио Де Марко / Keystone Press Agency / Глобал Л ook Пресс

Логотип Scuderia Ferrari менялся со временем. Прямоугольная эмблема, появившаяся в 1947 году, предназначена для дорожных моделей Ferrari. Гоночные модели также используют изображение жеребца на гербовом щите.

Модель Ferrari 125 S

Ferrari 125 S
(Фото: autowp.ru)

Первым официальным представителем марки Ferrari стала гоночная модель 125 S, проектирование которой началось в январе 1945 года. Двухместная машина получила 100-сильный V12, что было инициативой Мага, вдохновленного фото мотора такой архитектуры в статье о гонке в Индианаполисе. Пройдут годы, и Герберт фон Караян, входивший в число VIP-клиентов компании из Маранелло, скажет: «В истинном Ferrari может звучать только неподражаемая, идеальная по гармонии музыка моторов V12». Именно мощные двигатели, по мнению многих, обеспечат 80% успеха моделей Ferrari, долгое время не отличавшихся новаторской конструкцией шасси и безупречностью отделки. 11 мая 1947 года считается днем рождения компании Ferrari. Тогда в дебютной гонке в Пьяченце 125 S под управлением Франко Кортезе долгое время лидировала, прежде чем за семь кругов до финиша не последовал сход по неназванным причинам. Но уже через две недели Кортезе принес Ferrari первую победу, опередив на Гран-при Рима более мощные Maserati 6CS 1500s.

Модель Ferrari 166

Ferrari 166
(Фото: autowp.ru)

В 1948 году была представлена модель, позволившая компании Ferrari обрести классическую структуру. Гоночные версии 166 с 2,0-литровыми V12 мощностью от 115 до 310 л.с. добивались побед в престижных соревнованиях, включая Targa Florio, Mille Miglia и марафон в Ле-Мане. Благодаря пилоту князю Игорю Трубецкому, потомку декабристов, Ferrari одержала победы во многих гонках. Также появились «конверсионные» версии 166 для дорог общего пользования. Энцо Феррари изначально хотел использовать туристические модели как источник финансирования спортивной программы, но производство ААС 815 с кузовами купе и спайдер было остановлено в связи со Второй мировой войной. После создания победоносных 166-х были реализованы прежние планы, что привело к появлению первых моделей Ferrari категории GT.

Вначале Коммендаторе не склонялся к сотрудничеству с каким-либо кузовным ателье, что привело к разнообразию типов и вариантов гражданских 166-х. Тем не менее порядка сорока построенных экземпляров свидетельствуют о начале серийного производства GT из Маранелло. Новый товар имел закономерное следствие — создание дилерской сети, отвечающей амбициям Энцо Феррари. Салоны Ferrari появились в престижных районах Парижа и Нью-Йорка.

Модель Ferrari 250 GTO

Ferrari 250 GTO
(Фото: autowp.ru)

В феврале 1962 года презентовали эту модель, которую неофициально называют лучшей Ferrari всех времён. Два места в купе появились из-за требования FIA: для участия в гонках Группы 3 Grand Touring Car нужно было иметь серийное производство соответствующей модели. Буква «О» в названии означает омологацию.

Механическая часть модели GTO, модернизированная на основе проверенных конструкций, не содержала неожиданностей. Новое качество машине придавало отточенная аэродинамика. В процессе поиска оптимальных форм кузова будущая 250 GTO получила прозвища «Монстр», «Муравьед» и «Гадкий утенок», однако конечный результат оказался похожим на сюжет сказки Андерсена. В первой половине 1960-х боевые версии 250 GTO становились победителями этапов чемпионата мира по гонкам на спортивных автомобилях и дважды выигрывали Tour de France Automobile.

Эффектная внешность, надежная механическая часть, спортивные достижения и маленький тираж в 39 экземпляров сделали Ferrari 250 GTO настоящим сокровищем. Автомобиль установил рекорды продаж на аукционах Sotheby’s и AutoScout ($48 405 000 и $85 000 000 соответственно).

Последняя модель Энцо Феррари

Ferrari F40
(Фото: Ferrari)

Последняя дорожная модель, проект которой утвердил Энцо Феррари, стала суперкаром Ferrari F40, готовившимся к 40-летию компании. На момент выпуска это был самый мощный (484 л.с.), самый быстрый (326 км/ч и 4,56 с для разгона 0-100 км/ч) и самый дорогой (порядка $400 000 на момент выпуска или более $1 млн по сегодняшнему курсу) автомобиль из Маранелло. F40 — первая машина марки, в конструкции которой широко использовались композитные материалы, такие как кевлар и стекловолокно. Благодаря этому F40 весил всего 1100 кг. За двухместным достаточно спартанским кокпитом продольно размещались 2,9-литровый битурбо-V8 и пятиступенчатая механическая коробка передач. Впечатляющие скоростные показатели достигались и за счет тщательно проработанной аэродинамики. Несмотря на наличие большого антикрыла, коэффициент аэродинамического сопротивления составлял всего 0,34. F40, как и сам Энцо Феррари, остался достаточно консервативным: под легкими кузовными панелями скрывалась трубчатая рама, усилитель руля и ABS отсутствовали, и разумеется, ни о каком полном приводе не могло идти — только задний! Чтобы совладать с таким автомобилем, требовались незаурядные навыки пилотирования. С 1987 по 1992 год выпустили 1 315 F40.

С тех пор в линейке компании из Маранелло появились модели с гибридными силовыми установками и приводом 4х4, в том числе кроссовер Purosangue (2022), помимо традиционных GT.

С 1947 года выпущено более четверти миллиона различных моделей Ferrari для дорог общего пользования. В 2013 году компания решила не увеличивать объемы производства, чтобы сохранить эксклюзивность бренда. Рекордным стал 2022 год, когда клиентам марки было передано 13 221 машины.

Феррари в «Формуле-1»

Ники Лауда и Энцо Феррари
(Фото: Bildagentur Kräling / imago-images.de / Global Look Press)

Scuderia Ferrari — старейшая команда, участвующая в чемпионатах «Формулы-1».
Дебют команды состоялся на Гран-при Монако 1950 года. Через год Хосе Фройлан Гонсалес победил на этапе первенства мира за рулем Ferrari 375. С 2007 года команда не претендует на лидерство в чемпионате, но всё ещё является рекордсменом по числу Кубков конструкторов (16) и победам пилотов (15).
Среди чемпионов «Формулы-1» выступавшие под знаменами Ferrari: Альберто Аскари (1952, 1953), Хуан Мануэль Фанхио (1956), Майк Хоторн (1958), Фил Хилл (1961), Джон Сертис (1964), Ники Лауда (1975, 1977), Джоди Шектер (1979), Михаэль Шумахер (2000-2004), Кими Райкконен (2007).

Ferrari, наиболее известные на трассах «Формулы-1», следующие модели:

1. Ferrari 500 (1952-1953)

Альберто Аскари одержал победу на гонке за рулем Ferrari 500.
(Фото: autowp.ru)

В начале «Формулы-1» для участия не хватало машин, и к соревнованиям были допущены автомобили «Формулы-2». Готовясь к первенству 1952 года, Энцо Феррари изменил свой подход и заменил малоэффективный 2,0-литровый V12 на такой же по рабочему объёму двигатель с четырьмя цилиндрами. Это кардинально преобразило модель, выступавшую в «Формуле-2» в 1951 году. Альберто Аскари выиграет два чемпионских титула на Ferrari 500, а его рекорд — 9 побед в Гран-при подряд — лишь в 2023 году сможет перебить Макс Ферстаппен из команды Red Bull.

2. Ferrari 156 «акулий нос» (1961)

Ferrari 156
(Фото: autowp.ru)

К концу 1950-х — началу 1960-х годов «Формула-1» претерпела существенные изменения. Британская компания Cooper внесла новую схему компоновки с задним расположением двигателя, которая позволила снизить аэродинамическое сопротивление, вес и улучшить маневренность за счет смещения масс к центру машины. Такая конструкция компенсировала недостаток мощности по сравнению с Ferrari и Maserati, что подтвердили два чемпионских титула Джека Брэбэма в 1959 и 1960 годах. Даже Энцо Феррари был вынужден признать превосходство новой схемы, хотя и говорил, что лошади тянут повозку, а не толкают ее. Чтобы ускорить разработку новой модели, Ferrari обратился к Миммо Деи, владельцу гоночной команды Scuderia Centro Sud, которая использовала машины Cooper. Деи якобы передал одну из своих машин в Маранелло через дилера в Модене. Впрочем, там не стали копировать «британца» и не смогли бы это сделать при всем желании, поскольку новый технический регламент предписывал уменьшить рабочий объем двигателя с 2,5 до 1,5 л и запрещал доливку масла во время гонки. В результате появилась Ferrari 156 со 185-сильным V6 двигателем, которую прозвали «акулий нос» за характерную форму воздухозаборников. В 1961 году эта машина принесла американцу Филу Хиллу чемпионский титул и Кубок конструкторов для Scuderia.

3. Ferrari 312T (1975-1980)

Ferrari 312T
(Фото: autowp.ru)

Постоянно модернизируемая машина с 3,0-литровым атмосферным 12-цилиндровым оппозитным двигателем стала самой успешной конструкцией в истории «Формулы-1». Машины семейства 312T одержали 27 побед, принесли Ferrari четыре Кубка конструкторов (1975-1977, 1979) и три чемпионских титула пилотов (1975, 1977, 1979). Отличную маневренность Ferrari 312T обеспечила схема с поперечным размещением коробки передач над задней осью (отсюда литера «Т» в буквенно-цифровом индексе модели, сокращение от итальянского «Trasversale», что означает поперечный). Уникальной особенностью версий Т2 и Т2В стали вынесенные перед кокпитом воздухозаборники двигателя.

4. Ferrari F2002 (2002)

Ferrari F2002
(Изображение: Йорн Фридрих / Имиджброкер / Глобал Л ook Пресс)

В сезоне 2002 года пилоты команды одержали победу в четырTEEN гонках из пятнадцати, а чемпион Михаэль Шумахер не опускался ниже второй ступени подиума. Команда из Маранелло завершила сезон… набрав 221 очко F2002 превзошла всех остальных соперников по суммарным показателям, имея подавляющее преимущество. Такой результат тем более удивителен, ведь машина была в многих аспектах революционной.
Например, картер 7-ступенчатой коробки передач впервые в истории Ferrari был сделан из титана, а переключение ступеней автоматизировано. К тому же, использовалась новая система трекшн-контроля.