Ольховский назвал марки автомобилей, которые могут покинуть Россию.
Число дилерских центров китайских автопроизводителей в России сократилось за первый квартал 2023 года сильнее, чем за весь 2022 год. Наступает ли конец господства китайского рынка в России?
В апреле 2025 года, по данным Аналитическое агентство «Автостат» сообщило о продаже в России 102 107 новых легковых автомобилей, что на 25,5% меньше показателя прошлого года. За первый квартал авторынок сократился по сравнению с январем-апрелем 2024 года на четверть — минус 25,4%. Затоваривание дилерских складов, высокая стоимость кредитов и снижение покупательной способности населения не способствуют улучшению ситуации и росту продаж.
К исходу брендов не готовы
В 2025 году продажи многих китайских марок резко снизились, поставив их в трудное положение. Эксперты прогнозируют сокращение числа дилеров и выход некоторых брендов в этом году.
В частности, «Автостат» ожидает Сжатые обозначения, охватывающие номера контрактов и названия сервисных точек.
Ухудшение экономики дилерского бизнеса поспособствует этому. В 2025 году упадёт не только автомобильный рынок, но и все финансовые показатели деятельности автобизнеса, – уточнил глава агентства Сергей Целиков.
Продажи машин Geely и Exeed в апреле сократились более чем на 50%.
В первом квартале 2025 года в России закрылось 213 салонов принадлежат китайским маркам. По данным аналитиков «Газпромбанк Автолизинг» и «АвтоБизнесРевю», наибольшие убытки получили дилерские сети марок Bestune, Kaiyi, Dongfeng и BAIC.
В топ-10 вошли марки Geely, Jaecoo и Jetour. Некоторые салоны Geely сменили название на Knewstar.
Специалисты полагают, что при сохранении тенденции к концу 2025 года количество закрытых дилерских центров достигнет рекордного значения, а общее число снизится до менее четырех тысяч.
Председатель РОАД Алексей Подщеколдин подтвердил информацию о банкротстве. грозит По итогам даже более успешного 2024 года около 60% из четырех тысяч дилеров не заработали прибыли и работали с убытком. В 2025 году положение не улучшилось, а только стало хуже.
Кого не досчитаемся
В РОАД заявили о сильной конкуренции на российском рынке между китайскими марками, количество которых перевалило за 50. Некоторые компании могут быть вынуждены прекратить работу.
В РОАД полагают, что с рынка исчезнут прежде всего бренды, не пользующиеся большой популярностью и имеющие низкий товарооборот.
Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон», предсказал уход нескольких автобрендов. По мнению специалиста, количество марок настолько велико, что исчезновение части из них не будет для россиян катастрофой. Эксперт считает главными причинами ухода слабых брендов неспособность конкурировать с лидерами топ-10 и высокие затраты на хранение запасов автомобилей.
Работа с маркой приносит убытки дилерам, если месячные продажи в России не превышают 50–70 единиц. Из этого правила исключаются стартапы. В действительности любой дилер сегодня теряет деньги, если его ежемесячные продажи китайских автомобилей составляют менее 20–30 штук, объяснил Тюктеев.
Андрей Ольховский, гендиректор ГК «Автодом», считает, что крупные автобренды, реализующие более пяти тысяч машин ежегодно, с рынка вряд ли уйдут. Мелкие же участники рынка могут столкнуться с риском прекращения деятельности.
Продажа менее пяти тысяч автомобилей в год может стать причиной ухода из компании, но решение принимается с учетом долгосрочных планов сотрудников.
По словам Ольховского, рынок находится в катастрофической ситуации по объемам продаж автомобилей. Что касается прямых убытков, то ситуация не драматична.
Директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов считает, что могут покинуть российский рынок марки Kaiyi, Foton, Livan и SWM.
Часть брендов уже прекратила деятельность на российском рынке. Массовые марки, реализующие менее 500 автомобилей в месяц, находятся под угрозой. Угроза не связана с решением самой марки покинуть рынок, а с отказом дилеров продавать и поставлять машины из-за отсутствия продаж и прибыли, только убытков.
Напомним о сотрудничестве с марками BAIC и Kaiyi «Рольфом». прекратил В самом начале 2025 года на сайте пермского автохолдинга «Автопрестиж» появилась линейка китайского бренда Кайи. пропала В январе компания «Обухов-Моторс», крупный партнер калининградского «Автотора», прекратила участие в совместном проекте с заводом. прекратила сотрудничество по марке SWM.
Нужен ли российский рынок Китаю
Андрей Ольховский указал, что российский рынок по суммарному объёму продаж мало влияет на маржинальность для китайских производителей. Автопроизводители из Китая заинтересованы в нём с политической точки зрения и для сбыта переизлишков продукции: «для снижения расходов на один автомобиль нужны новые рынки сбыта, и даже не самые большие тоже имеют значение».
Ренат Тюктеев считает, что российский рынок имеет первостепенное значение для китайских производителей автомобилей из-за избытка производственных возможностей в Китае.
Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр», считает российский рынок значимым для китайских компаний из-за большого роста потенциала.
Рынок имеет потенциал войти в десятку крупнейших мировых рынков по объемам продаж новых автомобилей в среднесрочной перспективе. По этой причине вопрос о присутствии здесь касается не только имиджа, но и системного подхода китайских компаний на важном для них рынке.
Антон Шапарин, президент Национального автомобильного союза (НАС), согласен с этим утверждением: «Китай заинтересован во всех рынках планеты, наш достаточно большой, несмотря на нынешние скромные объемы. У нас старый парк, требующий обновления, все это видят и понимают, что нам нужны автомобили в больших количествах».
Николай Иванов считает наш рынок привлекательным для производителей из Китая из-за перепроизводства внутри страны и стремления выйти на внешние рынки: «Для них сейчас важны Россия, Ближний Восток и Латинская Америка». Эксперт указал, что в прошлом году именно Россия стала главным экспортным рынком для Китая.
О чем беспокоиться покупателям и владельцам китайских автомобилей?
Покупатели автомобилей из Китая, особенно если рынок продолжит падение и уйдут некоторые бренды, могут столкнуться с трудностями. Сервис непопулярных моделей может быть проблемой, как и продажа их на вторичном рынке.
Пресс-служба РОАД подчеркнула, что уход китайских производителей может создать владельцам автомобилей серьезные проблемы с гарантийным обслуживанием. Результат будет зависеть от политики производителя и работы дилерской сети.
Опыт ухода западных брендов показывает, что обслуживание в последующие годы ложится на плечи дилеров. Пример Renault наглядно демонстрирует ситуацию: без поддержки остались сотни дилерских центров и тысячи автовладельцев.
Андрей Ольховский считает, что уход китайских производителей из России может привести к проблемам с обслуживанием и доступностью запчастей. По его мнению, государству нужно принять меры, чтобы заставить китайские компании брать на себя обязательства по обеспечению безопасной эксплуатации автомобилей.
Специалист рекомендует гражданам России взвешивать опасности и покупать автомобили известных производителей, поскольку это более безопасно.
Андрей Терлюкевич считает, что при выходе ряда китайских марок владельцы автомобилей всё равно не останутся без помощи, хотя риски присутствуют: «Гарантийное обслуживание и ремонт осуществляют дилеры. Как правило, ушедшие марки сохраняют все свои обязательства перед покупателями и обеспечивают полную поддержку».
Эксперт подчеркнул, что даже марки, не пользующиеся большой популярностью в России, обычно являются продуктом крупных компаний своей родины. Такие компании не готовы подвергать свою репутацию риску: для владельцев больший риск представляют собой угроза банкротств и закрытий автодилеров.
Иванов указал на понятную остаточную стоимость брендов китайских производителей из топ-10. Приобретая такие модели, нет никаких рисков: при покупке автомобиля марки, продающей 300 машин в месяц и способной покинуть российский рынок, есть риски, и цена может значительно снизиться.