Атом для такси и любителей: электромобиль получит доступное обслуживание и выгодные цены на запчасти

VozBox  » Новости »  Атом для такси и любителей: электромобиль получит доступное обслуживание и выгодные цены на запчасти

Некоторых читателей может удивить наш повышенный интерес к электромобилю Atom, предназначенному для работы в такси, однако и третью заметку о первом дне XIII Международного Евразийского форума «Такси» (МЕФТ), проходящего в Москве 14-15 августа, мы посвятили этому автомобилю, который пока не имеет своего бренда. При этом, в такси уже используются не менее трех официально выпускаемых в России электромобилей: Amberauto A5, Москвич 3е и Evolute i-Pro.

Чтобы прояснить нашу позицию, подчеркнем: несмотря на существующие производственные процессы, Москвич 3е фактически не производится. Это подтверждает статистика продаж за первое полугодие 2025 года: на учет поступило всего 350 автомобилей Москвич 3е, причем 134 из них – машины 2023 года выпуска. Судя по всему, оставшиеся экземпляры 2024 года были собраны без сварки, вручную. По всей видимости, их выпуск прекратился сразу после внедрения сварки кузовов стандартных Москвичей 3. Причина в том, что кузов 3е уникален, и создание для него модернизированной оснастки было бы нерентабельным. Было бы проще исключить эту модель из производства, чтобы освободить место для Atom, который, безусловно, будет производиться на заводе «Москвич»?

На Московском международном автомобильном форуме 2025 года Москвич третьего поколения в версии для такси был показан (хотя и не производителем). Однако найти электрические Москвичи у дилеров — задача практически невыполнимая. Новых версий на выставке не было, а касательно Amberauto A5 – здесь снова речь идет о мелкосерийных продажах: с января по март было реализовано всего 32 автомобиля, из которых 20 произведены в 2023 году. При этом искать необходимо не у дилеров Amberauto, а самих дилеров Amberauto, которых на всю Россию – всего пять.

Рустам Абульмамбетов, начальник отдела развития машиностроения, легкой и химической промышленности Департамента развития секторов экономики Министерства экономического развития, выступил на секции «Электротакси как бизнес-модель» и сделал заявление, удивившее присутствующих. По его словам, с 2022 по 2024 год было произведено приблизительно 15 тысяч российских электромобилей, хотя производственные мощности позволяют выпускать больше. Проведя анализ данных о постановке на учет транспортных средств, мы выяснили, что за тот же период Госавтоинспекция зарегистрировала лишь 6372 электромобиля марок Эволют, Москвич и Амберавто. Действительно, производство может превышать продажи, но не настолько значительно. Надеемся, что при разработке стратегий развития транспортной отрасли правительственные структуры руководствуются достоверной информацией, иначе прогресс будет затруднен…

Мы уже не раз отмечали, что правительство последовательно создает условия для принудительного продвижения электромобилей, произведенных в России: без этого, по нашему мнению, ни Atom, ни Evolute не смогут существовать. Первыми под такие меры окажутся таксисты. В этом нет никаких сомнений, и подтверждением тому служат не только недавно анонсированные премьер-министром Мишустиным миллиарды рублей на создание зарядной инфраструктуры, а… отмена программы «Электромобиль и водородный автомобиль», которой с 2022 года руководило то же Министерство экономического развития. На смену этой программе пришел национальный проект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», курируемый другим министерством — министерством промышленности и торговли, а также находящийся под личным контролем Дениса Валентиновича Мантурова — первого вице-премьера и бывшего министра промышленности и торговли.

Официальные цели нацпроекта включают увеличение объемов производства основной гражданской авиатехники, судов и морской техники, электромобилей и соответствующих долей отечественной продукции в потреблении». Каким образом транспортная мобильность связана с ростом выпуска электромобилей, совершенно неясно, однако нет сомнений, что именно Минпромторг разработает и представит регулирующие документы, которые обеспечат сбыт изготовленных в России «электричек».

Стоит отметить, что к указанному моменту Atom должен будет достичь объема серийного производства, хотя на пути к этому предстоит решить немало задач. Некоторые из них мы обсудили с операционным директором по продажам бренда Atom Максимом Бардиным. Предлагаем вашему вниманию расшифровку нашей короткой беседы, которая, безусловно, дополнит две предыдущие статьи, посвященные общему состояния перспектив стартапа и мнения о машине генерального директора Ассоциации «Ленинградской области» — Андрей Белов, руководитель организации «Пассажирских перевозчиков .

Сергей Арбузов: Сохраняются ли планы по запуску сборки электромобилей Атом в 2025 году, и что можно сказать о сроках начала производства?

Максим Бардин: Начало сборки запланировано на текущий год, сроки пока не были изменены.

С. А.: Если в текущем году АО «Кама» не сможет заключить Специальный инвестиционный контракт, то, вероятно, проект придется отложить до 2026 года. Без заключения СПИК реализация проекта не выглядит экономически целесообразной.

М. Б.: В настоящее время около 40 сотрудников из разных подразделений компании вовлечены в работу по Специальному инвестиционному контракту. Я непосредственно не участвую в этом процессе, однако, наблюдая за его развитием, я уверен, что каких-либо затруднений не возникнет. Ранее, полгода назад, мне казалось, что прогресс идет медленнее.

С. А.: Как вы считаете, какова доля покупок Атома корпоративными клиентами и частными лицами»?

М. Б.: На первом этапе производства большая часть, приблизительно две трети, будет ориентирована на такси и каршеринги, и именно с этого направления мы планируем начать.

С. А.: В каком порядке будут получать транспортные средства? Сначала корпоративные парки или частные лица, уже внесшие предоплату?

М. Б.: Первоначально планируется размещение машин в корпоративных парках и их интенсивное использование. Только после этого, через месяц-два, начнется отгрузка частным лицам. Одновременно с первыми поставками стартует обучение ремонтного персонала. В настоящее время разрабатываются технологии ремонта и создаются обучающие видеоматериалы. Вся эта информация будет доступна на специальном портале для сервисных партнеров, где они смогут получать инструкции и проводить ремонтные работы в онлайн-режиме. После завершения этого этапа будет опубликована информация о нормо-часах. Это позволит сервисным партнерам оформлять заказы на запчасти, чтобы необходимые детали всегда были в наличии.

С. А.: Сетка ТО готова?

М. Б.: Владельцам потребуется проходить техническое обслуживание на сервисной станции каждые 20 000 километров. При этом мы расширили интервалы обслуживания. Информация о регламенте технического обслуживания, включая интервалы, пробеги и нормо-часы, будет доступна публично.

С. А.: В своем выступлении на секции «Электротакси как бизнес-модель» вы отметили, что таксомоторные парки могут получить значительные выгоды от использования Атома: по вашим расчетам, экономия по сравнению с обычным автомобилем составит 500 000 рублей. Какие факторы обуславливают эту разницу?

М. Б.: Обслуживание электромобиля обходится значительно дешевле. Кроме того, мы устанавливаем минимальную наценку на запасные части, в отличие от других производителей, где она достигает 30-40%. Дополнительную выгоду обеспечит оптимальное планирование посещений зарядных станций в специализированных хабах. При грамотной организации эксплуатации автомобиль не будет простаивать.

С. А.: Уже заключали ли с вами контракт на приобретение Атомов хотя бы один таксопарк?

М. Б.: Мы заключили договор с большим таксопарком, который предварительно оплатил поставку автомобилей. Назвать его по соображениям конфиденциальности не представляется возможным, однако стоит отметить, что таксопарк находится в крупном городе.

С. А.: С какой суммой предоплату за Атомы внесли частные лица?

М. Б.: Примерно две с половиной тысячи человек.

С. А.: Какое количество сервисных партнеров вы планируете в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, где частные лица смогут выполнить ремонт автомобиля Атом или провести его техническое обслуживание?

М. Б.: У нас уже функционируют две собственные точки. Мы планируем обучать и сертифицировать ремонтников крупных таксопарков (включая специалистов по электрооборудованию), которые будут самостоятельно обслуживать свой автопарк. Это позволит таксопаркам избежать простоя автомобилей, связанных с ожиданием запасных частей, поскольку, выступая в роли сервисного партнера, они смогут заказывать необходимые комплектующие и запчасти – бамперы, фары, элементы кузова. В рамках договоров с таксопарками мы будем возмещать им убытки, связанные с задержками в доставке. При этом сроки доставки будут определяться географическим положением: для таксистов, работающих в Москве, они будут одни, а для тех, кто находится в Иркутске – другие. В частности, элементы кузовного ремонта пока будут производиться в Москве.

С. А.: Вы имеете в виду «пластик» или штамповку?

М. Б.: Производство кузовных деталей, таких как дверь, будет организовано в Москве в виде сборочных узлов. При этом компоненты для их изготовления будут поступать от различных поставщиков.

С. А.: Каковы условия гарантии на высоковольтные батареи, которые будет поставлять компания «Рэнера»?

М. Б.: Договор с «Рэнерой» пока не заключен, они еще не предоставили свои условия…

С. А.: Есть ли сейчас четкое представление о планируемых объемах производства на 2026 год?

М. Б.: Понимание у нас есть, но мы эти цифры не раскрываем.

С. А.: Искренне желаем проекту «Атом» успехов!

М. Б.: Спасибо!

Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром
Фото: Сергей Арбузов / Дром