XIII Международный Евразийский форум такси (МЕФТ-2025) начал свою работу сегодня в Москве. Традиционно, череду мероприятий, ориентированных на практические аспекты таксомоторного бизнеса, сопровождала небольшая экспозиция автомобилей, оформленных в узнаваемой желтой окантовке с шашечками. Среди представленных моделей особое внимание привлек электромобиль Atom. Напомним, что сроки начала серийного производства этого проекта неоднократно переносились, но есть основания полагать, что прикладной выпуск все же может стартовать в текущем году на заводе «Москвич». По информации наших источников, московский завод выступает лишь в качестве партнера по контрактной сборке — компания «Кама», которая инициировала проект с использованием средств КАМАЗа и Рубена Варданяна, заключит свой собственный СПИК.
По информации, предоставленной пресс-службой компании, это ожидается до конца текущего года. Запуск сборки на «Москвиче» без СПИК, вероятно, не состоится, поскольку с 1 января 2025 года утилизационный сбор на электромобили и последовательные гибриды увеличится в 20 раз, достигнув 667 400 рублей. Руководство «Камы», скорее всего, не решит включать эту сумму в стоимость автомобиля.
Как обстоят дела с подготовкой к производству? Представители компании Атом на стенде сообщили, что в этом году была собрана небольшая пробная партия автомобилей (около 30 единиц), которую, согласно общепринятым стандартам, сложно отнести ни к установочной, ни к приладочной. Сборка осуществлялась на постах, с предварительной сваркой кузова на оригинальном кондукторе. По сведениям наших источников, в дальнейшем сварка будет интегрирована в производственную линию с автомобилями Москвич, но при этом будет использоваться собственный кондуктор, где кузов приобретает свои окончательные очертания. Согласно информации, предоставленной АО «Кама», полная технология сборки на «Москвиче» уже готова.
На выставке был показан опытный образец, созданный с использованием нестандартных технологий, что заметно по качеству соединения кузовных панелей, преимущественно изготовленных из пластика. Двери, капот и багажник были заблокированы, однако рулевое управление работало. Ранее для такси рассматривалась и модификация без переднего пассажирского сиденья, но на выставке был представлен Атом с традиционной компоновкой салона. Версия «Такси» по-прежнему включена в планы.
Информация о планируемой локализации компонентов Атома на начальном этапе производства остается неполной, за исключением общедоступных данных: шины будут поставляться Pirelli российского производства, стекло – от Борского стекольного завода. Холодную штамповку планируют производить в Татарстане, где подрядчиком выступит компания «Соллерс». Вероятно, сталь также будет отечественной – поставляться «Северсталью» или липецким комбинатом. Поставка батарейной системы обеспечивается «Рэнера» (подразделение «Росатома»), и в «Каме» рассчитывают, что уже в следующем году она начнет производство корпусов высоковольтных батарей для Атома из ячеек, произведенных в России, причем с достаточно глубокой локализацией. Если это не произойдет, Атом не будет считаться российским электромобилем и не сможет претендовать на субсидии, выраженные в компенсации утильсбора.
В качестве напоминания, в этом году производители электромобилей и последовательных гибридов могут рассчитывать на более выгодные условия для полной компенсации утилизационного сбора. Для них установлена пониженная целевая планка: вместо 3701 балла, необходимого для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания объемом от одного до двух литров, «электричка» или последовательный гибрид набирает около тысячи. При наличии СПИК правительство покроет весь утильсбор. Подчеркнем, что ключевым фактором является использование российских аккумуляторных ячеек, поскольку при использовании российского металла для сварки (объем которой не регламентирован), окраски и штамповки можно получить до полутора тысяч баллов.
Помимо решения вопроса о стоимости СПИК «Кама», необходимо также определить объемы производства, поскольку от этого зависят как окончательная цена автомобиля, так и заинтересованность поставщиков в сотрудничестве с «Камой». Розничная стоимость Атома, по заявлению представителей компании, составит от 2,5 до 4 миллионов рублей — именно такой широкий диапазон озвучил генеральный директор «Камы» Игорь Поваразднюк. По мнению сотрудников компании, достичь отметки в 2,5 миллиона рублей, даже при полной компенсации утильсбора, будет затруднительно.
Кама» не намерена использовать традиционные дилерские центры для продажи своих автомобилей, планируя осуществлять продажи исключительно через онлайн-заказы или через шоурумы, расположенные в местах с высокой проходимостью. В настоящее время данная стратегия находится в стадии разработки. Ранее аналогичный подход использовала Tesla. Что касается сервисного обслуживания Атома, то, по информации сотрудников компании, заключены действующие контракты с несколькими крупными ремонтными организациями, работающими на федеральном уровне. Конкретные названия этих компаний не были названы, однако было уточнено, что они не занимаются авторизованным ремонтом автомобилей других марок. Для таксопарков будет разработана отдельная программа обслуживания, предусматривающая возможность обучения сотрудников СТО в «Каме.
По поводу сертификации. Представители «Камы» рассказали, что процесс получения Одобрения типа транспортного средства (ОТТС) был инициирован в прошлом году, однако не смогли назвать конкретные образцы, участвующие в нем. Это связано с тем, что к сертификации допускаются только образцы, выпущенные в промышленном производстве, даже если это предварительная сборка. При этом ОТТС привязано к месту производства, в данном случае к заводу «Москвич». Существует вероятность, что для прохождения сертификации были предоставлены Атомы, произведенные в 2025 году.
Искренне желаем успехов российскому электрическому стартапу, хотя мы и по-прежнему оцениваем производственные перспективы Атома как не вполне ясные. Учитывая сложности, возникшие даже при серийном производстве глубоко локализованных Лады Искры и Москвича 8, «Каме» предстоит немало усилий…