По мнению эксперта Шапарина, российский рынок электромобилей не может быть напрямую перенесен из китайской практики
Что произошло
Судя по всему, автомобильная индустрия переживает период кардинальных перемен. По крайней мере, это утверждение вполне применимо к Китаю. Согласно последним данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), в этой стране объем продаж электромобилей и гибридов уже превысил продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
По подсчетам китайских аналитиков, на которых ссылается сайт electrek.co, на протяжении пяти последних месяцев больше половины покупателей новых машин в КНР отдавали предпочтение гибридам и электрокарам, а не старой доброй технике, работающей только на углеводородах.
Уже сегодня можно говорить о переходе автомобильной индустрии к новой стадии развития. Китай представляет собой крупнейший и наиболее перспективный автомобильный рынок в мире. В 2024 году там было продано 31,4 млн новых автомобилей. По прогнозам аналитиков, к концу 2025 года объем продаж достигнет примерно 32,9 млн единиц. Значительную долю, как минимум половину, составят гибридные модели и электромобили».
В апреле 2024 года автомобили, работающие на новых источниках энергии (NEV), включая подключаемые гибриды и электромобили, впервые превзошли по объему продаж традиционные автомобили с двигателями внутреннего сгорания на китайском рынке. Однако это лидерство оказалось недолгим и продлилось всего пару недель. В июле 2024 года было продано 879 тысяч новых электромобилей и подключаемых гибридов, что на 37% превышает показатели июля 2023 года. В этот период доля электромобилей и подключаемых гибридов достигла 50,84% от всего объема продаж.
По данным По данным CNN, в 2024 году объем продаж электромобилей в Китае составил 11 миллионов, что на 40% превышает показатели предыдущего года. Ли Шуо, директор китайского климатического центра Института политики азиатского общества, в интервью изданию охарактеризовал это развитие событий как «необратимую трансформацию» и «движение вперед».
Действительно, к 2025 году наблюдалась устойчивая тенденция: в Китае электромобили вышли на первое место по объему продаж, заняв 51% от всех новых автомобилей за первые пять месяцев. Что объясняет их столь высокую популярность?
По мнению Антона Шапарина, президента Национального автомобильного союза (НАС), объяснение высокой востребованности электромобилей на крупнейшем авторынке мира заключается в нескольких факторах:
- электрокары в Китае из-за регуляторных ограничений поставлены в приоритетное положение по сравнению с обычными автомобилями;
- под электрокары создана вся инфраструктура, поэтому владельцы NEV не испытывают с их эксплуатацией абсолютно никаких проблем;
- в Китае электрокары стоят недорого и обходятся дешевле в эксплуатации;
- они дают потребителю больше динамики и больше скорости по сравнению с традиционными машинами.
А что в Европе и США?
Быстрый рост популярности электромобилей и гибридов в Китае имеет потенциал для распространения на глобальном уровне. Ярким примером служит Норвегия.
В 2020 году электрокары занимали приблизительно 50% от общего объема продаж автомобилей в этой европейской стране, однако к 2024 году эта доля возросла до 90%. Таким образом, использование автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в этой европейской стране практически прекратилось, и вся смена поколений произошла за короткий срок.
Переход этому способствовал ряд факторов, в частности, высокий уровень доходов жителей региона и государственная поддержка.
К июлю 2025 года европейский рынок электромобилей занял второе место в мире, а продажи за первое полугодие этого года достигли 2 миллионов машин, что на 26% превышает показатели предыдущего года.
По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в 2024 году в странах ЕС было зарегистрировано приблизительно 10,6 млн новых автомобилей. Среди них электромобили составили 13,6%, гибриды — 30,9%, а автомобили с бензиновыми двигателями — 33,3%. За первые пять месяцев 2025 года в ЕС зарегистрировано 701 089 электромобилей, что составляет 15,4% от всех продаж.
На трех из четырех крупнейших европейских рынков (на них приходится 62% всех регистраций) наблюдается рост популярности электромобилей» наблюдалась позитивная динамика:
- Германия: +43,2%;
- Бельгия: +26,7%;
- Нидерланды: +6,7%;
- Франция: –7,1%.
В период с января по май наблюдалось снижение продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на 20,2%, причем снижение коснулось всех ключевых рынков:
- Франция: –34,3%;
- Германия: –26,1%;
- Италия: –15,4%;
- Испания: –13,3%.
С приходом к власти Дональда Трампа в Соединенных Штатах произошел последовательный отказ от проектов, направленных на электрификацию, в пользу техники с двигателями внутреннего сгорания. Это стало возможным благодаря введение импортных пошлин для зарубежных автопроизводителей, отказ от субсидий и стимулирование местного «традиционного» автопрома. Результат такой политики заметен уже сейчас.
По данным «По данным «Автостата», основанным на информации с focus2move и bestsellingcarsblog.com, за первые пять месяцев 2025 года объем продаж электромобилей в США снизился на 13,1%, а доля на рынке составила 5,9%.
Несмотря на это, в июле 2025 года доля электромобилей в общем объеме продаж легковых автомобилей в США достигла 9,1%, что является новым максимумом. Рекорд был зафиксирован и на рынке подержанных электромобилей. Причиной повышенного спроса на электрокары среди американских покупателей стало ожидаемое прекращение действия налоговой льготы в 7500 долларов. Она будет отменена 1 октября 2025 года.
Что с мировым автопромом
Переход от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к электромобилям потребует существенной трансформации автомобильной промышленности. Крупные автопроизводители из Европы, США и Японии могут столкнуться с риском потери своей клиентской базы и полностью закрыться либо перейти под контроль более прогрессивных и успешных корпораций из Китая, как это уже произошло с марками Volvo, Lotus и Smart.
Существует несколько причин, склоняющих чашу весов в пользу электрического транспорта, а не автомобилей с двигателями внутреннего сгорания:
- электрокары позволяют сократить импорт нефти;
- помогают снизить уровень загрязнения, так как могут работать на экологически чистой энергии от солнечных, ветровых, геотермальных, приливных и ядерных электростанций;
- превосходят автомобили с ДВС по эксплуатационным характеристикам.
В 2024 году объем производства электромобилей по всему миру составил приблизительно 17 миллионов штук, причем 12 миллионов из них было выпущено в Китае. Из этого количества 11 миллионов электрокаров остались на территории КНР, а всего 1 миллион был экспортирован в другие государства. Следует отметить, что доля электромобилей, работающих исключительно на электричестве (BEV), уже тогда достигла 31% в Китае. Оставшиеся автомобили – это гибридные модели (PHEV).
По прогнозам По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), объем продаж легковых электромобилей в мире превысит 20 миллионов к 2025 году, что составит более чем четверть от общего объема продаж. В Китае планируется продать более 14 миллионов электрокаров, что составляет приблизительно 60% от всех новых автомобилей, реализуемых в стране.
Европейские показатели значительно уступают китайским. Ужесточение норм по выбросам углекислого газа и усиление конкуренции со стороны более совершенных и доступных моделей из Китая заставляют производителей наращивать предложение таких автомобилей. Однако известные во всем мире бренды не могут разрабатывать и выпускать электромобили с той же скоростью, что и их китайские конкуренты, а их продукция, из-за зависимости от поставок редкоземельных металлов из Китая и высокой стоимости рабочей силы, проигрывает в борьбе за потребителей.
«Для Китая эти транспортные средства представляют собой перспективное решение, однако остальной мир придерживается иных подходов. В других странах отсутствует развитая инфраструктура, характерная для Китая, нет государственных мер поддержки и действующих ограничений. Китайский опыт является уникальным и не может быть распространен на другие государства. Как только в Европе начали сокращать и прекращать субсидирование электромобилей, стало очевидно, что они не востребованы по рыночным ценам. Кроме того, ликвидность таких автомобилей на вторичном рынке в Европе крайне низка», — подчеркнул эксперт Шапарин.
Американским производителям автомобилей также предстоит столкнуться с трудностями в связи с переходом Китая на электромобили. Ярким примером тому — ситуация с Tesla. Несмотря на значительный рост продаж электромобилей на крупнейшем мировом автомобильном рынке, в Китае, американский бренд фиксирует снижение покупательской лояльности в КНР, где у него налажено собственное производство. В июле 2025 года Tesla China поставила 67 886 электромобилей, что на 8,4% меньше, чем годом ранее, и на 5,2% меньше, чем в июне. За первые семь месяцев 2025 года Tesla China реализовала 432 360 автомобилей, что на 13,7% ниже показателя за аналогичный период 2024 года.
Положение Tesla в Европе ухудшается. Согласно финансовой отчетности компании, в апреле-июне 2025 года чистая прибыль американского автопроизводителя снизилась на 16% – до 1,17 млрд долларов по сравнению с 1,4 млрд долларов в аналогичном периоде прошлого года. За указанный квартал выручка составила 22,5 млрд долларов, что на 12% меньше, чем за тот же период годом ранее. С 2020 года компания не представила новых моделей (тогда была выпущена Model Y), а продажи Model S и Model X в Европе, по данным Carscoops, фактически уже прекращены.
А что в России
В России темпы реализации электромобилей и гибридных автомобилей значительно ниже, чем на других рынках. Например, по данным «Автостата» за май» зафиксировали за год продажи снизились на 28%: в течение месяца 786 электромобилей приобрели новые владельцы по всей стране.
Спрос на электромобили также не увеличился: доля «электричек» составила 0,9% от общего объема продаж легковых автомобилей, как и в прошлом году. За первые пять месяцев 2025 года в России было реализовано 433 новых электромобиля, что на 63% ниже показателей января-мая 2024 года. Это ярко показывает, что российский автомобильный рынок развивается отличными темпами по сравнению с глобальными тенденциями.
Несмотря на заметное отличие развития российского рынка от глобальных тенденций, первый вице-премьер Денис Мантуров спрогнозировал выпуск в России до 2030 года более 183 тыс. электрических и гибридных автомобилей. Одновременно планируется наращивать темпы производства и развития зарядной инфраструктуры. Власти уверены, что к обозначенному сроку почти все отечественные автопроизводители будут готовы представить свою продукцию категории NEV.
Впрочем, и сами россияне пока не готовы приобретать модели NEV. Продакт-менеджер бренда зарядных станций Smartwatt Николай Бабинов уверен, что это связано с отсутствием зарядных станций в некоторых регионах России.
«По словам Бабинова, появление зарядных станций на парковках, в торговых центрах и офисных зданиях, несомненно, облегчает использование электромобилей. Однако ситуация в регионах и на отдаленных маршрутах значительно сложнее: количество зарядных станций все еще недостаточно. Это препятствует развитию рынка электромобилей.
По мнению управляющего директора сети зарядных станций Punkt E Константина Алябьева, во многих регионах зарядной инфраструктуры уже достаточно для обеспечения минимального покрытия, и в некоторых случаях она даже превышает существующий спрос со стороны владельцев электромобилей. Однако, для перехода российского автопарка на гибридные и электрические автомобили необходима адаптивная система субсидий и налоговых преимуществ.
По мнению эксперта Шапарина, переход России на электромобили и гибридные автомобили потребует времени.
«По мнению собеседника, перенять китайский опыт в России не представляется возможным, поскольку электромобили здесь пользуются спросом лишь у 2–3% потенциальных покупателей. Они тщательно взвесят все «за» и «против», прежде чем приобрести такой автомобиль, принимая во внимание скорость обесценивания китайских электромобилей на вторичном рынке.
Согласно данным агентства «Автостат», доля электромобилей в общем количестве автомобилей в России на первое полугодие 2024 года оценивалась примерно в 0,11%. В первой половине 2025 года в стране было реализовано порядка 4,4 тыс. новых электромобилей и около 5,5 тыс. электромобилей с пробегом. Эти показатели существенно ниже мировых.