Эксперты объясняют ожидания автовладельцев нового налога на гибридные автомобили.

VozBox  » Новости »  Эксперты объясняют ожидания автовладельцев нового налога на гибридные автомобили.

Семенов, эксперт, считает, что налог на гибридные автомобили – это способ стимулирования развития российской автомобильной промышленности.
Необходима доработка методики расчета налога для гибридных автомобилей. Эксперты подняли этот вопрос.

Проблему неправомерного начисления налога на гибридные автомобили в России поднимали специалисты и собственники такого транспорта.

«Ничем от утилизационного сбораСпециалист уточнил: «Система, непричастная к самой утилизации и выдавшаяся за государственную ввозную пошлину под девизом охраны окружающей среды, на деле ничем не отличается».

Почему это важно

Актуальная редакция Налогового кодекса использует устаревший подход к расчёту налогов. В качестве основы берется мощность двигателя в лошадиных силах, но расчет мощности автомобилей с несколькими двигателями проработан недостаточно. Проблема заключается в том, что максимальная мощность силовой установки не является простой суммой мощностей компонентов. Для определения реальной мощности необходима специальная методика, учитывающая разные условия работы. В результате налог на одни гибридные автомобили завышен, на другие — занижен. Возникают даже курьезные ситуации, когда на одну и ту же модель начисляют разный налог из-за разницы в мощности в документах.

обратились владельцы Владельцы таких авто обратились с вопросами о порядке налогообложения и расчёта мощности. По результатам проверки оказалось, что в свидетельствах о регистрации транспортных средств часто указывают завышенную мощность, из-за чего налог увеличивается. Данная проблема имеет массовый характер.

Евгений, владелец гибридного кроссовера Toyota RAV4, сообщил, что при оформлении документов мощность бензинового и электрических двигателей не просто сложили, а завысили производительность одного из электромоторов. Из-за этого транспортный налог на обычный кроссовер составил 42 тысячи рублей.

В России высокая цена налога делает покупку новых гибридных автомобилей нерентабельной, несмотря на то что эти машины расходуют меньше топлива и по идее должны быть выгоднее в эксплуатации.

В каталоге производителя для этой модели указана максимальная мощность 222 лошадиных силы. На самом деле мощность ДВС этого RAV4 составляет 131 кВт, переднего электромотора — 48 кВт, а заднего — 11 кВт.

Как работает гибрид

В России сложнее всего оказались обладатели параллельных гибридов, у которых двигатель внутреннего сгорания раскручивает генератор для подзарядки тяговой батареи. Аккумуляторы у таких транспортных средств небольшие, и запасенная энергия тратится только при разгонах и неспешной езде по городу. Например, на Toyota RAV4 стоит батарея емкостью 1,2 кВт•ч, а зарядить ее от сети нельзя.

Внутренний сгорающий двигатель сжигает бензин, заряжает аккумулятор, а затем запасённое электричество приводит в движение электромоторы. Гибридная силовая установка работает таким образом, чтобы экономить топливо. В большинстве режимов машина едет только от ДВС.

Как выгодно суммировать

С уходом из России известных автомобильных брендов в ЭПТС для гибридных машин суммируется мощность двигателя внутреннего сгорания и электродвигателей. Раньше производители могли оказывать влияние на эту ситуацию, предоставляя реальные данные о мощности силовой установки. Теперь их мнение не учитывается при отсутствии полноценной нормативной базы.

Для документов мощность в кВт (л.с.) для СТС и налоговой берётся из ЭПТС. Электронный паспорт выдают испытательные лаборатории, выпускающие также СБКТС, где указывается показатель мощности. По электромоторам учитывается «максимальная 30-минутная мощность, кВт», которая берется из каталогов производителей. При отсутствии этого показателя в каталоге он рассчитывается лабораториями, но обычно измерения не производят. Вместо максимальной 30-минутной мощности подставляется значение пиковой мощности, которое значительно больше. Затем суммируются мощность ДВС и электромотора, получая число, приводящее к высокому налогу. Примечательно, что параметр «30-минутной мощности» у самих автопроизводителей как правило отсутствует.

По примеру RAV4: максимальная 30-минутная мощность — средняя за это время, но электромоторы автомобиля не могут функционировать без остановки в течение этого периода: аккумулятор на 1,2 кВтч разряжается практически сразу.

В России пока отсутствует официально разработанная нормативная база для оформления документов на гибридные автомобили. В разных МРЭО используется разный подход к расчету мощности: в одних ее суммируют, в других — нет. Владельцам последовательных гибридов, где колеса вращаются только за счет электромоторов, легче оформлять документы, так как мощность ДВС не учитывается при расчете налога.

В 1999 году пытались решить вопрос путем принятия ГОСТ Р 41.85-99 (Правила ЕЭК ООН № 85). В нем уточнялось, что электромоторы с ограниченной емкостью батарей не могут выдавать большую мощность: если мощность электромотора ограничивается тяговой мощностью аккумулятора, то можно брать именно эту мощность. Документ был отменен.

В 2023 году Минфин выпустил разъяснения по налогообложению гибридных транспортных средств. В них указано, что при расчете налога на параллельные гибриды нужно сложить максимальную мощность за 30 минут и мощность ДВС. Если нет механической связи ДВС с трансмиссией (последовательные гибриды), — брать только мощность электрической части.