Водители разделяются на два лагеря: одни считают обязательным прогрева двигателей перед поездкой, другие же полагают это лишней тратой топлива и вреда окружающей среде. Однако оба подхода могут быть ошибочными, приводя к дорогостоящим поломкам. Эксперт портала vozbox.ru рассказал о распространенных заблуждениях о прогреве двигателя, которые могут привести к его поломке.
Давайте рассмотрим доводы сторонников обязательного прогрева и тех, кто выступает против него. Первые утверждают, что холодный двигатель функционирует нестабильно и изнашивается быстрее при мгновенном начале движения. Отвечая на возражения о медленном прогреве на холостых оборотах, поддерживающие прогрева предлагают немного нажать педаль газа для увеличения оборотов – в отсутствие нагрузки это якобы безопасно.
Сторонники сразу выезжать на дорогу после запуска двигателя ссылаются на рекомендации производителей.
Рассмотрим процессы, протекающие в двигателе до его разогрева до оптимальной температуры. Современные ДВС изготовлены из металлов с разными коэффициентами теплового расширения.
Алюминий, часто применяемый для изготовления блоков цилиндров, имеет коэффициент теплового расширения почти вдвое выше, чем у стали, используемой для поршневой группы. При повышении температуры на 10 градусов по Цельсию два одинаковых элемента из алюминия и стали изменят свои размеры по-разному: алюминий расширится почти в два раза сильнее стали.
Температура элементов силового агрегата при прогреве влияет на их взаимодействие. В момент нагрева зазоры между деталями двигателя изменяются: в одних местах увеличиваются, вызывая люфт, в других – уменьшаются, приводя к большему трению. Эта неравномерность способствует преждевременному износу. Важно помнить, что масло при низкой температуре не способно полностью выполнять свою функцию.
Лучший вариант — избегать лишней нагрузки на двигатель. Парадокс: сторонники обязательного прогрева зачастую повышают обороты, а те, кто предпочитает начать движение без предварительного прогрева, сразу ставят мотор в рабочую нагрузку. В обоих случаях элементы двигателя испытывают условия, далекие от идеала, что неизбежно ускоряет износ. Несмотря на все доводы, прогрев остается обязательной процедурой, но только при условии, что не будет излишнего «ускоряющего» прогрева нажима на газ, чтобы избежать чрезмерного износа на начальной стадии работы мотора.