Экономия топлива при помощи принудительного холостого хода: малоизвестная функция двигателя

VozBox  » Новости »  Экономия топлива при помощи принудительного холостого хода: малоизвестная функция двигателя

Многие машины имеют незаметные системы, действующие в фоновом режиме. Водитель практически не замечает работу одной из них — принудительного холостого хода. Несмотря на давнее существование опции, назначение и принцип работы остаются непонятными для большинства автолюбителей. Портал vozbox.ru пояснил, что именно эта функция позволяет сократить расход топлива, особенно при движении по инерции.


Представим обычную ситуацию: машина едет по склону. Водители автомобилей с автоматической коробкой передач могут подумать о постановке селектора в нейтральное положение, но это не стоит делать – такие действия могут повредить трансмиссии. У машин с механической коробкой передач всё проще: водитель сам решает, катиться ли на включенной передаче или перейти на нейтраль.


В нейтральном режиме КПП двигатель работает на холостом ходу, как при стоянке с заведённым мотором, расходуя около 0,7-0,9 литра в час. Во время движения, особенно на спуске, коленчатый вал двигателя вращается за счет самих колес. В этих условиях система управления отключает подачу топлива, и расход фактически снижается до нуля.


Вращение коленчатого вала из-за инерции автомобиля вместо сгорания топлива приводит к прекращению подачи бензина топливными форсунками. Двигатель функционирует за счет кинетической энергии машины, что способствует экономии топлива.


Двигатель сохраняет обороты, но топливо не подается в цилиндры. Эта концепция появилась давно, еще в семидесятых годах, однако ее эффективность выросла только с появлением инжекторных систем и электронных блоков управления.


Для активации системы нужно выполнить несколько условий: машина должна двигаться с задействованной передачей (или находиться в режиме «D» при автоматической коробке), педаль газа должна быть полностью отжата, а обороты двигателя превышать уровень простого холостого хода.


При совпадении этих параметров электроника тут же прекращает подачу топлива. Вследствие этого коленчатый вал двигателя всё ещё вращается, так как крутящий момент передаётся от колёс через трансмиссию. Возникает эффект инерционного вращения: цилиндры не получают горючего, а просто прогоняют воздух.


В действительности это проявляется отчетливо во время движения под уклон: машина движется, двигатель работает, но топливо не расходуется.
На первый взгляд простое явление оказывает ощутимую экономию, особенно при умелом использовании в городе и на трассах с пересеченной местностью.


Когда обороты снижаются примерно до 1500 об/мин, система постепенно восстанавливает подачу топлива, чтобы мотор не заглох. Достаточно водителю коснуться педали газа, как двигатель перейдет в обычный режим работы.


Спуск с горки на включённой передаче экономичен и безопасен. Двигатель помогает замедлять машину, уменьшая нагрузку на тормоза. В отличие от движения на нейтрали, где управление авто ухудшается, здесь водитель в любой момент может быстро ускориться без лишних движений. При работе принудительного холостого хода топливо вообще не расходуется.