Дорога жизни в годы Великой Отечественной войны: значение и факты

VozBox  » Новости »  Дорога жизни в годы Великой Отечественной войны: значение и факты


Второе по значению в СССР политическое и экономическое ядро, Ленинград, пережил бы блокаду, продолжавшуюся больше года и половины, без «Дороги жизни».

«Дорога жизни» в осаждённом Ленинграде. Сцена из кинофильма Романа Кармена «Блокада Ленинграда».
(Фото: РИА Новости)

Что такое Дорога жизни

Дорога жизни — это водная (в зимнее время — ледовая) трасса по Ладожскому озеру, обеспечивавшая связь Ленинграда с Большой землей в период блокады города немецкими и финскими войсками во Второй мировой войне. В более узком смысле под дорогой жизни понимают военно-автомобильную дорогу № 101 (№ 102), действовавшую на Ладоге с конца ноября 1941 по апрель 1942 года, а затем с ноября 1942 по март 1943 года, когда во время операции «Искра» блокада была прорвана и восстановлено прямое железнодорожное сообщение с Ленинградом.

Для чего использовалась Дорога жизни

По Дороге жизни и прилегающим к ней объектам (подводные линии связи, топливопровод, силовые кабели, ЛЭП на столбах, вмороженных в лед) снабжение Ленинграда осуществлялось продовольствием, медикаментами, топливом, электроэнергией и предметами первой необходимости. Группировка советских войск, находившаяся в окружении, получала пополнение, оружие и боеприпасы. В обратном направлении по той же трассе эвакуация населения блокадного города осуществлялась несколькими волнами.

В состав Дороги жизни входило всё, что обеспечивало её функционирование.

  • Речное пароходство Северо-Запада вошло в состав Ладожской военной флотилии.
  • автомобильные войсковые части;
  • порты с транспортной инфраструктурой;
  • перевалочные базы;
  • склады;
  • военно-санитарные учреждения;
  • система обороны, включая части ПВО.

Доставка грузов в блокадный Ленинград по льду Ладожского озера в период Великой Отечественной войны. 25 января 1943 года.
(Фото: Рафаил Мазелев / ТАСС)

Маршрут Дороги жизни

С 8 сентября 1941 года, когда немецкие войска заняли Шлиссельбург, началась блокада Ленинграда. Поступление грузов в город стало возможным лишь через Ладожское озеро, находившееся к северо-востоку от него. Юго-западное и восточное побережье озера контролировались советскими войсками.

  • Отправка грузов и людей по реке во время блокады Ленинграда началась с участка железной дороги Вологда — Череповец — Волхов, расположенного у восточного побережья Ладожского озера.
  • 30 августа 1941 года постановлением Государственного комитета обороны началось строительство необходимой инфраструктуры на юго-западном побережье Ладоги. Для приема судов выбрали три бухты: Осиновец, Гольцмана и Морье. Эти бухты находились недалеко от ж/д станции Ладожское Озеро. 12 сентября буксир «Орел» привёл на осиновецкий рейд первые две речные баржи с зерном и мешками с мукой.
  • В октябре 1941 года, с приближением ледостава, запустили подготовку к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро. 13 ноября начальник тыла Ленинградского фронта Феофан Лагунов подписал приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи».
  • Приказом командующего Ленинградским фронтом от 19 ноября маршрут был изменен: автотракторная дорога должна была пройти от мыса Осиновец к островам Зеленцы с разветвлением на Кобону и Лаврово на восточном побережье Ладоги. 26 ноября трасса, открывшаяся шестью днями ранее, получила наименование «военно-автомобильная дорога № 101» (позже стала частью ВАД № 102).


Фото: blokada.otrok.ru

Длина ледовой дороги была примерно тридцать километров. Из-за слабости льда в начале работы трассы маршрут часто меняли. Регулировщики обслуживали дорогу на нескольких десятках постов. На ледовой дороге установили двухстороннее раздельное движение с расстоянием между полосами сто – сто пятьдесят метров. Чтобы не допустить провала под лед сразу нескольких автомобилей, дистанция между машинами в колонне составляла не менее ста метров. Опасность представляли трещины, полыньи и явление резонанса, из-за чего установили определенную скорость движения. За время работы трассы произошло триста пятьдесят семь провалов автомобилей под лед (поверхностных два hundred fourteen и полных сто сорок три). Большинство машин подняли из воды.

Транспортный парк Дороги жизни

20 ноября 1941 года движение по ВАД № 101 открыли, но автомобили не выпустили на еще не вполне окрепший лед. Конно-санный обоз из состава конно-транспортного полка доставил в Осиновец на 350 упряжках 63 т муки. В последующем гужевой транспорт использовался на ледовой Дороге жизни наряду с автомобильным, а для перевозки отдельных пассажиров и небольших грузов применялись даже буера. Первые автомобили, порожние грузовики ГАЗ-АА, прошли по ледовой трассе уже 21 ноября 1941 года, а днем позже на восточный берег была отправлена колонна под управлением командира 389-го отдельного автотранспортного батальона капитана Василия Порчунова, состоящая из 60 грузовиков с прицепленными санями.

В Ленобласти в период блокады Ленинграда автопоезд с продуктами передвигается по зимней дороге на льду Ладожского озера.
(Фото: Всеволод Тарасевич / ТАСС)

На Дороге жизни, помимо полуторок ГАЗ-АА, использовались также трехтонные ЗиС-5. Количество разнообразной техники на протяжении времени значительно менялось. В пик работы, перед началом ледохода в апреле 1942 года, на трассе трудились 2957 грузовых и 348 специальных автомобилей, 84 трактора и 241 лошадь.

Значение Дороги жизни

Дорога жизни существенно улучшила ситуацию с продовольствием в Ленинграде во время блокадной зимы 1941–1942 годов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года действовали минимальные нормы по продуктовым карточкам (125 г хлеба в сутки для служащих, иждивенцев и детей, 200 г для рабочих). С 25 декабря нормы повысились до 200 г и 350 г соответственно. Затем они поднимались 24 января и 11 февраля 1942 года, достигнув 300 г хлеба для детей и иждивенцев, 400 г для служащих и 500 г для рабочих.

Оборону Ленинграда на Неве поддержала Дорога жизни. В навигацию 1942 года по Ладоге в город доставили 290 000 военнослужащих. За всё время существования Дороги жизнь перевезла более 1 615 000 тонн грузов, включая доставку водным транспортом. Из города было эвакуировано около 1 376 000 человек.

Авторы
Теги