«Дорога жизни» в годы Великой Отечественной войны: значение и факты

VozBox  » Новости »  «Дорога жизни» в годы Великой Отечественной войны: значение и факты


Ленинград, второй по важности политический и экономический центр СССР, не пережил бы блокаду, которая продлилась больше полутора лет, без Дороги жизни. Где проходила эта дорога и как функционировала?

Что такое Дорога жизни

Дорога жизни — это водная (в зимнее время — ледовая) трасса на Ладожском озере, обеспечивавшая связь Ленинграда с Большой землей в период блокады немецкими и финскими войсками во Второй мировой войне. Иногда под «Дорогой жизни» понимают военно-автомобильную дорогу № 101 (№ 102), действовавшую на Ладоге с конца ноября 1941 по апрель 1942 года, а затем с ноября 1942 по март 1943 года. После прорыва блокады в ходе операции «Искра» возобновилось прямое железнодорожное сообщение с Ленинградом.

Для чего использовалась Дорога жизни

По Дороге жизни снабжался Ленинград продовольствием, медикаментами, топливом, электроэнергией, предметами первой необходимости. Советские войска в окружении получали пополнение, оружие и боеприпасы. В обратном направлении по той же трассе эвакуировалось население блокадного города несколькими волнами.

В состав Дороги жизни входили объекты, за функционирование которых отвечали…

  • Речное пароходство на северо-западе передали в состав Ладожской военной флотилии.
  • автомобильные войсковые части;
  • порты с транспортной инфраструктурой;
  • перевалочные базы;
  • склады;
  • военно-санитарные учреждения;
  • система обороны, включая части ПВО.

Маршрут Дороги жизни

С 8 сентября 1941 года, когда немецкие войска захватили Шлиссельбург, началась блокада Ленинграда. Город снабжался в значительных количествах через Ладожское озеро, находящееся к северо-востоку от него. Юго-западное и восточное побережья озера находились под контролем советских войск.

  • Район железнодорожной ветки Вологда — Череповец — Волхов, у восточного берега Ладожского озера, стал началом Дороги жизни.
  • С 30 августа 1941 года по постановлению Государственного комитета обороны началась разработка инфраструктуры на неосвоенном юго-западном берегу Ладоги. Для приема судов выбрали три бухты: Осиновец, Гольцмана и Морье, расположенные рядом с железнодорожной станцией «Ладожское Озеро». 12 сентября буксир «Орел» привел на рейд в Осиновце первые две речные баржи с зерном и мешками муки.
  • В октябре 1941 года, перед наступлением ледостава, начались работы по строительству ледовой трассы через Ладожское озеро. 13 ноября начальник тыла Ленинградского фронта Феофан Лагунов подписал приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи».
  • Командующий Ленинградским фронтом изменил маршрут 19 ноября. Автотракторная дорога должна была пройти от мыса Осиновец к островам Зеленцы, с ветвлением на Кобону и Лаврово на восточном побережье Ладоги. Трасса, открытая шестью днями ранее, получила название «военно-автомобильная дорога № 101» (позже стала частью ВАД № 102).

Длина ледовой дороги составляла около 30 километров. Вначале эксплуатации из-за слабости льда часто меняли маршрут трассы. На ледовой дороге обеспечивали движение примерно 350 регулировщиков на нескольких десятках постов. Движение было двухсторонним раздельным, расстояние между полосами — 100–150 метров. Чтобы не допустить провала под лед сразу нескольких автомобилей, дистанция между машинами в колонне была не менее 100 метров. Опасность представляли не только трещины и полыньи, но и явление резонанса. Для предотвращения его предписывалась определенная скорость движения. За время работы трассы произошло 357 провалов автомобилей под лед (поверхностных 214 и полных 143). Большинство машин подняли из воды.

Транспортный парк Дороги жизни

20 ноября 1941 года движение по ВАД № 101 открыли, но на еще не совсем окрепший лед автомобили не пустили. Конно-санный обоз из состава конно-транспортного полка доставил в Осиновец на 350 упряжках 63 тонны муки. В дальнейшем гужевой транспорт использовался на ледовой Дороге жизни наряду с автомобильным, а для перевозки отдельных пассажиров и небольших грузов применялись даже буера. Первые автомобили, порожние грузовики ГАЗ-АА, прошли по ледовой трассе уже 21 ноября 1941 года, а днем позже на восточный берег была отправлена колонна под управлением командира 389-го отдельного автотранспортного батальона капитана Василия Порчунова, состоящая из 60 грузовиков с прицепленными санями.

Автотранспортные бригады, батальоны и роты, обслуживавшие трассу, помимо полуторок ГАЗ-АА, применяли также трехтонные ЗиС-5. Количество транспортных средств на Дороге жизни менялось со временем. В период перед началом ледохода в апреле 1942 года на трассе трудились 2957 грузовых и 348 специальных автомобилей, 84 трактора и 241 лошадь.

Значение Дороги жизни

Дорога жизни имела решающее значение для улучшения ситуации с продовольствием в Ленинграде в самую сложную блокадную зиму — 1941—1942 годов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года в городе действовали минимальные нормы по продуктовым карточкам (125 г хлеба в сутки для служащих, иждивенцев и детей, 200 г для рабочих). С 25 декабря нормы повысились до 200 г и 350 г соответственно. Затем нормы выдачи поднимались 24 января и 11 февраля 1942 года, достигнув 300 г хлеба для детей и иждивенцев, 400 г для служащих и 500 г для рабочих.

Оборона Ленинграда на Неве значительно укрепилась благодаря Дороге жизни. В 1942 году по Ладоге в город прибыло 290 тысяч военнослужащих. Общее количество грузов, доставленных в Ленинград по Дороге жизни (включая водное сообщение) за весь период ее существования, превысило 1 миллион 615 тысяч тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1 миллиона 376 тысяч человек.