

ЛиАЗ, фото: vozbox.ru
Производившийся с 1967 по 1994 год ЛиАЗ-677 выпустили тиражом почти 200 тысяч экземпляров. Для кого-то это был обычный транспорт, а для других — целое путешествие. Сейчас он как машина времени, возвращающая в прошлое. За ним закрепились нелестные прозвища: «скотовоз» и «луноход». Бывший директор автобусного автопарка, где эксплуатировались десятки таких машин, рассказал в интервью порталу vozbox.ru, почему ЛиАЗ-677 получил такие странные названия.
Разработка ЛиАЗ-677 началась в 1958 году, а первый прототип собрали в 1962 году. По стандартам того времени автобус представлялся инновационным: вместительный салон на 110 пассажиров, складывающиеся двери-гармошки, автоматическая трансмиссия и мощный V8 от ЗИЛа. Серийное производство запустили лишь в 1967 году, а настоящей массовой популярностью он пользовался только с 1970 года.
Бензиновый двигатель автобуса был известен своей долговечностью, но за надежность приходилось платить десятками литров бензина — средний расход топлива мог достигать 60 литров на 100 км. Экономичностью его не хватало, зато редкий случай подводил водителей, даже при постоянной угрозе перегрева. Расположенный спереди мотор давал неожиданный бонус: в салоне всегда было тепло, что особенно ценили пассажиры зимой. Правда, вместе с комфортной температурой в воздухе витал стойкий запах выхлопных газов, который со временем стал неотъемлемой частью «атмосферы» ЛиАЗа.
Хотя конструкция ходовой части не внушала ожиданий комфорта, на практике ЛиАЗ-677 демонстрировал практически невесомую езду. Разбитые дороги и ямы он проходил неожиданной грацией, за что завоевал любовь водителей. Секрет заключался в продуманной системе: два пневмобаллона спереди и четыре сзади в сочетании с рессорами создавали эффект плавного скольжения. Именно эта способность «парить» над неровностями подарила автобусу второе имя — «луноход».
Согласно документации, ЛиАЗ-677 рассчитан на 110 пассажиров, но фактически лишь 25 человек могли сесть. Остальные стояли в тесноте, особенно во время утренних и вечерних рейсов. Тесно прижатые друг к другу, пассажиры с трудом могли пошевелиться. В пиковые часы число едущих превышало 120, что принесло автобусу прозвище «скотовоз». Транспортный дефицит заставлял загружать рейсы до предела.
Несмотря на неудобства, этот автобус был единственным транспортом для большинства жителей города. Люди терпеливо переносили трудности, потому что выбора не было. Даже грубое прозвище произносилось как шутка — попытка сохранить спокойствие в ежедневной борьбе с духотой и теснотой.