День военного автомобилиста: задачи и деятельность автовойск.

VozBox  » Новости »  День военного автомобилиста: задачи и деятельность автовойск.


Военный водитель — наиболее востребованная специальность в российской армии.
Что собой представляет автобат, кому подотчетны артиллерийские подразделения и как туда поступить?

На Красной площади во время парада, посвящённого 76-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, бронеавтомобиль «Тайфун-ПВО» (на первом плане) и бронеавтомобили «Тайфун-ВДВ» (на втором плане).
(Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС)

Когда День военного автомобилиста

Праздник военного автомобилиста ежегодно проходит 29 мая. В этот день в 1910 году император Николай Второй учредил первую учебную автомобильную роту для подготовки механиков-водителей. Праздник не меняет дату и отмечают все военнослужащие, чьи обязанности включают управление любым видом транспорта. В России праздник начали отмечать с 2000 года после подписания соответствующего приказа министром обороны РФ Дмитрием Сергеевым.

Что такое автомобильные войска

Автомобильные войска, или автобат, – это воинские формирования, вооруженные военными автомобилями. Цель этих войск – доставка личного состава, продовольствия, горючего, боеприпасов и других необходимых для ведения боевых действий грузов. Кроме того, автомобильные войска выполняют эвакуацию больных и раненых, а также техники.

История автомобильных войск

В 1906 году появились первые автомобильные команды инженерных войск, которые стали прообразами современных автомобильных войск. 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге сформировали первую учебную автомобильную роту, ставшую центром подготовки водителей и транспорта. Сегодня отмечается День автомобильных войск. К началу Первой мировой войны в российской армии насчитывалось пять авторот с 418 грузовыми и 259 легковыми автомобилями.

Автомобили имели большое значение в Первой мировой войне. Их применяли для перевозки военных грузов, солдат и раненых, а также как подвижные артиллерийские и пулеметные позиции. В период войны автомашины стали бронировать. За годы конфликта в русской армии вышло более 400 бронеавтомобилей, сформированных в пятьдесят бронеотрядов.

Бронеавтомобили, созданные на базе шасси британской фирмы Austin, получили бронированный корпус, спроектированный на Путиловском заводе в конце 1916 года. Производство началось после Октябрьской революции. В 1918-20 годы машины стали именоваться «русским Остином». В Гражданской войне и войне с Польшей их использовала РККА. Некоторая часть (трофейная) применялась белыми армиями и Польской армией против Красной армии.
(Фото: autowp.ru)

Во время гражданской войны автомобильные войска перевозили грузы на большие расстояния и перебрасывали войска оперативно. На автомобили часто устанавливали вооружение — пулеметы или пушки. После гражданской войны арсенал техники пополнился новыми моделями. Первыми советскими грузовиками, поставленными в войска, стали АМО Ф-15. Это первый серийный советский грузовик, производившийся московским заводом АМО (Автомобильное московское общество).

В 1933 году появилось первое в мире подвижное соединение с механической тягой техники и вооружения — механизированный корпус. По штату его численность составляла более 200 автомобилей. К 1936 году армия насчитывала четыре подобных корпуса. В годы индустриализации старые автозаводы реконструировались, а строились новые. После реконструкции АМО и переименования в завод имени Сталина здесь стали производить трехтонные грузовики ЗИС-5.

ЗИС- 5
(Фото: autowp.ru)

Великая Отечественная война стала новым этапом развития автомобильных войск СССР. Через месяц после начала войны было создано Автодорожное управление Красной армии. Всего в войсках было около 272 600 грузовых, легковых и специальных автомобилей. В основном это были легковые ГАЗ-М1 и ГАЗ-61, а также грузовые и специальные на их базе ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, ГАЗ-ААА, ЗИС -5 и ЗИС- 6.

С окончанием Великой Отечественной войны началось оснащение автомобильных войск СССР полноприводными машинами, в том числе специальными, потому что имеющиеся на вооружении устарели. В послевоенное время в автомобильных войсках основными стали большегрузные КамАЗ, Урал, КрАЗ и прочие.

В конце сороковых годов началось производство армейских автомобилей с колесной формулой 6х6 ЗИС-151. В 1953 году с конвейера московского завода имени Лихачева вышли автомобили ЗИЛ -157 и ЗИЛ -164, а завод в Горьком начал выпуск ГАЗ — 53. В шестидесятых-семидесятых годах автомобильные войска продолжали оснащаться новой техникой: на вооружение поступили ЗИЛ-131, ГАЗ-66, Урал — 375 и УАЗ-469.

Автомобили марки УАЗ модели 469 изготавливались для нужд вооружённых сил и комплектовались П-образными мостами с колесными редукторами. Благодаря этому повышался клиренс и крутящий момент, что увеличивало проходимость.
(Фото: autowp.ru)

В 1975 году образовалась автомобильная служба Советской армии, получившая название «Автобат». В это же время войска стали пополняться первыми автомобилями Камского автозавода КАМАЗ-5310. С 1987 года автовойска перешли в подчинение Центрального автомобильно-дорожного управления министерства обороны (ЦАДУ).

Структура довольно разветвленная. Подразделения различных родов войск имеют части, отвечающие за перевозки личного состава и грузов. Самым мощным средством автоперевозок в стратегических и оперативных масштабах являются специальные автомобильные бригады, находящиеся в армейском, фронтовом и центральном подчинении. Специалистов для этих войск готовят военные кафедры семи вузов технического направления.

Форма у этого рода войск общевойсковая. Отличия – шевроны, петлицы и эмблема. Флаг автобата – черное полотнище с эмблемой войск и девизом: «Автомобильные войска всегда готовы для броска».

Автомобили военного назначения

Бронеавтомобиль «Тайфун-ВДВ»

На Международном военно-техническом форуме «Армия-2021» в «Патриоте» представлен бронированный автомобиль специального назначения «Тайфун-ВДВ» К-4386 (ЗАСН-Д) с боевым модулем БМ-30-Д и автоматической пушкой 2А4 калибра 30 мм.
(Фото: Ладислав Карпов / ТАСС)

Бронеавтомобиль «Тайфун-ВДВ» в базовой комплектации служит для перевозки людей и грузов. Он имеет однообъемный бронекорпус с комбинированной защитой, отвечающей 5-му классу ГОСТ Р 50963-96. Защита от взрыва обеспечивает выживаемость при подрыве 6 кг тротила под колесом или 4 кг под днищем. В конструкции предусмотрены все основные средства и методы защиты экипажа от негативного влияния взрыва, в том числе энергопоглощающие кресла для размещения экипажа и десанта.

Броневик оборудован двигателем КамАЗ-650.10-350 мощностью 350 лошадиных сил и автоматической коробкой передач. Подвеска построена на основе гидропневматических амортизаторов. Максимальная скорость составляет 100 километров в час, запас хода — 1200 километров. Боевая масса броневика в базовой комплектации — 13,5 тонн.

Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел»

Бронемашина для погранных войск «Выстрел» производства Камского автомобильного завода.
(Фото: Николай Мошков / ИТАР-ТАСС)

Легкобронированный бронеавтомобиль используется в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного назначения. На его борту могут находиться до десяти бойцов, включая водителя и старшего машины. 16-миллиметровая броня обеспечивает экипажу и десанту бронирование при обстреле по 6-му классу защиты. Существует пять модификаций, для сухопутных войск используется БПМ-97.

Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат»

Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат» предназначен для перевозки по любым дорогам в любых климатических условиях и обеспечения защиты личного состава. Согласно ГОСТ Р 50963-96, класс броневой защиты 6.
Построен таким образом, чтобы выдержать подрыв безоболочечных взрывных устройств массой до 1 кг тротилового эквивалента под днищем и взрыв гранаты Ф-1 на поверхности крыши. Внутри можно установить антиосколочную и антирикошетную защиту.

(Фото: autowp.ru)

Разработан на базе автомобилей КамАЗ с колесной формулой 6х6. Предназначен для перевозки по дорогам любой категории во всех климатических условиях и обеспечения безопасности личного состава. Защищён от взрыва безоболочных устройств массой до 1 кг тротила под днищем и взрыва гранаты Ф-1 на крыше.

В носовой части бронекорпуса находятся две боковые распашные двери (водителя и командира), в кормовой — две распашные двери, а в крыше — шесть люков. Лобовое стекло с подогревом. Вместимость — 10 человек. Подвесные кресла десанта с амортизаторами уменьшают нагрузку на человека при подрыве автомобиля на мине.

Автомобиль «Урал-4320»

На полигоне «Горностай» в Приморском крае грузовой автомобиль Урал-4320 участвовал в учении разведывательного подразделения морской пехоты Тихоокеанского флота.
(Фото: Юрий Смитюк / ТАСС)

В Миассе на Уральском автозаводе производят грузовой автомобиль повышенной проходимости двойного назначения с колесной формулой 6 × 6. Разработан для перевозки грузов, людей и трейлеров по всем типам дорог. Обладает значительными преимуществами по сравнению с аналогичными машинами: легко преодолевает заболоченные участки, броды до 1,5 м, канавы до 2 м, рвы, подъемы до 60%. Производство грузовиков и шасси этой линейки началось в 1977 году. Сегодня выпускаются модернизированные версии с дизельными двигателями ЯМЗ мощностью 230–312 л. с. экологического класса «Евро-4».

Бронеавтомобиль «Рысь»

В Севастополе, во время военного парада, посвящённого 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, был продемонстрирован бронеавтомобиль «Рысь».
(Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС )

Разработана совместными усилиями российских и итальянских фирм, эта машина является российской версией бронемашины Iveco LMV M65 из Италии. Предназначена для перевозки личного состава и выполнения боевых задач в различных видах вооружённых сил и силовых структурах. Кроме того, применяется как платформа для установки легких систем вооружения, связи и военной техники.

Грузовик КамАЗ-6350, принадлежащий к серии «Мустанг».

На военном форуме «Армия-2022» в парке «Патриот» в Кубинке представлена специальная гибридная комбинированная электростанция СГДЭАС-30 на шасси КАМАЗ-6350, разработанная компанией «Электроагрегат».
(Фото: Ладислав Карпов / ТАСС)

Служит для перевозки людей, грузов и буксировки прицепов по различным типам местности. Колесная формула 8 х 8 делает его незаменимым в войсках. Отличается увеличенной грузоподъемностью и длиной рамы, что позволяет устанавливать на него дополнительные модули и специализированные надстройки. На базе этого шасси создаются многочисленные модификации для армии: кузов-контейнер, автомобильные кухни-столовые, опытный образец ЗРПК 96К6 «Панцирь-С1» и другие.

Кому подчинены автомобильные войска

Автомобильные войска, по структуре относящиеся к специальным, могут быть отдельными подразделениями или входить в состав частей другого назначения. Во всех видах и родах войск есть автопарки с разной техникой. Основная транспортная нагрузка лежит на автомобильных бригадах и отдельных батальонах.

Как попасть в автомобильные войска

На Международном военно-техническом форуме «Армия-2022» в Кубинке был представлен бронеавтомобиль «Тайфун-ВДВ».
(Фото: Сергей Бобылев / ТАСС)

Любой желающий может получить воинскую специальность водителя. В военкомате при распределении достаточно сообщить о наличии водительских прав или желании обучаться вождению. Комиссия принимает решение исходя из потребностей.

Перед поступлением потребуется пройти медицинское обследование. Для получения права управлять транспортным средством нужно иметь категорию не ниже Б-3, которая позволяет проходить службу в армии с небольшими физическими требованиями.

В войсках наибольшей популярностью пользуются водительские удостоверения категории В и С. Владелец категории В сможет водить лишь легкие автомобили, как и в мирном времени. Удостоверение категории С дает право управлять более мощной техникой, например, бронетранспортерами.

Авторы
Теги