
Военный водитель — наиболее частая профессия в российской армии.
Что представляет собой автобат, под чьим руководством действуют автомобильные подразделения и как туда поступить?
Когда День военного автомобилиста
Праздник военного автомобилиста ежегодно отмечают 29 мая. Профессиональное торжество установлено в память о создании императором Николаем Вторым в этот день 1910 года первой учебной автомобильной роты, где готовили механиков-водителей для воинских частей. Праздник не является переменным и отмечается всеми военнослужащими, чьи обязанности включают управление любым транспортным средством. В современной России праздник отмечается с 2000 года, с момента подписания соответствующего приказа министром обороны РФ Дмитрием Сергеевым.
Что такое автомобильные войска
Автомобильные войска, или автобаты, — это войска с военными автомобилями. Их предназначение — транспортировка личного состава, подвоз продовольствия, горючего, боеприпасов и других средств для ведения боевых действий. Автомобильные войска используются также для эвакуации больных, раненых, техники, а также для перевозки подразделений без собственного транспорта.
История автомобильных войск
В 1906 году появились автомобильные команды инженерных войск, которые стали прообразом современных автомобильных войск. 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге сформировали первую учебную автомобильную роту, ставшую центром подготовки транспорта и специалистов по его управлению. Сегодня эта дата считается Днем автомобильных войск. Перед Первой мировой войной в российской армии было пять авторот с 418 грузовыми и 259 легковыми автомобилями.
Автомобили сыграли важную роль в Первой мировой войне. Их применяли для перевозки военных грузов, солдат и раненых, а также как подвижные артиллерийские и пулеметные позиции. В то же время автомобили стали получать бронирование. К концу войны в русской армии появилось более 400 бронеавтомобилей, организованных в пятьдесят бронеотрядов.
Основная задача автомобильных войск во время гражданской войны заключалась в перевозке грузов на большие расстояния.
Также их применяли для быстрой переброски частей.
На автомобили часто устанавливали вооружение — пулеметы или орудия. После окончания гражданской войны начался процесс обновления изношенной техники. Первыми отечественными автомобилями, поступившими в войска, стали грузовики АМО Ф-15. Это первый советский грузовик, выпускавшийся серийно московским заводом АМО (Автомобильное Московское Общество).
В 1933 году создали механизированный корпус — первое в мире подвижное соединение с механической тягой всей техники и вооружения. По штату его оснастили более чем 200 автомобилями. К 1936 году армия насчитывала четыре таких корпуса. В период индустриализации реконструировали старые автозаводы и строили новые. После реконструкции АМО, переименованного в завод имени Сталина, здесь стали выпускать трехтонные грузовики ЗИС-5.
Великая Отечественная война стала новым этапом развития автомобильных войск СССР. Через месяц после начала войны было создано Автодорожное управление Красной армии. В советских войсках насчитывалось около 272 600 грузовых, легковых и специальных автомобилей. Преимущественно это были легковые ГАЗ-М1 и ГАЗ-61, а также грузовые и специальные на их базе: ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, ГАЗ-ААА, ЗИС-5 и ЗИС-6.
После окончания Великой Отечественной войны автоброневой силы СССР получили полноприводные машины, включая специальные, поскольку имевшиеся на вооружении устарели. В послевоенный период в автоброневых войсках основными стали грузовики КамАЗ, Урал, КрАЗ и др.
В конце сороковых годов началось производство армейских автомобилей с колесной формулой 6х6 ЗИС-151. В 1953 году с конвейера московского завода имени Лихачева (бывшего ЗИС) сошли автомобили ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164, а завод в Горьком начал выпуск ГАЗ-53. В 60-70 годы автомобильные войска продолжали получать новую технику: ЗИЛ-131, ГАЗ-66, Урал-375 и УАЗ-469.
В 1975 году сформировали автомобильную службу Советской армии, назвав её «Автобат». В это же время войска стали получать первые автомобили Камского автозавода КамАЗ-5310. С 1987 года автовойска перешли в подчинение Центрального автомобильно-дорожного управления министерства обороны (ЦАДУ).
Структура довольно разветвленная. Различные роды войск имеют части, занимающиеся перевозкой личного состава и грузов. Самым мощным средством автоперевозок в стратегических и оперативных масштабах являются специальные автомобильные бригады армейского, фронтового и центрального подчинения. Военные кафедры семи технических вузов готовят специалистов для этих войск.
Форма этой воинской части унифицирована. Отличительными признаками служат шевроны, петлицы и эмблема. Знамя автобата — чёрное полотнище с эмблемой войск и девизом: «Автомобильные войска всегда готовы к броску».
Автомобили военного назначения
Бронеавтомобиль «Тайфун-ВДВ»
«Тайфун-ВДВ» в базовой комплектации — бронеавтомобиль для перевозки людей и грузов.
Его однообъемный бронекорпус с комбинированной защитой соответствует 5-му классу ГОСТ Р 50963-96. Защита рассчитана на взрыв 6 кг тротила под колесом или 4 кг под днищем. В конструкции предусмотрены средства защиты экипажа от негативного влияния взрыва, в том числе энергопоглощающие кресла для размещения экипажа и десанта.
Броневик комплектуют двигателем КамАЗ-650.10-350 мощностью 350 лошадиных сил и автоматической трансмиссией. Подвеска основана на гидропневматических амортизаторах. Максимальная скорость составляет 100 км/ч, запас хода — 1200 километров. Боевая масса броневика в базовой комплектации — 13,5 тонны.
Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел»
Бронеавтомобиль «Выстрел» с лёгким бронированием предназначен для службы в штабах, патрулях, санитарных подразделениях, на границе или в разведывательных целях. В нём могут разместиться до десяти военнослужащих, включая водителя и командира машины. 16-миллиметровая броня обеспечивает экипажу и десантникам защиту при обстреле по 6-му классу. Существует пять модификаций, для сухопутных войск используется БПМ-97.
Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат»
Разработан на базе агрегатов автомобиля КамАЗ с колесной формулой 6х6. Предназначен для транспортировки по дорогам всех категорий в различных климатических условиях и обеспечения защиты личного состава. Обеспечивает защиту от взрыва безоболочных взрывных устройств массой до 1 кг тротилового эквивалента под днищем и взрыва гранаты Ф-1 на поверхности крыши.
В носовой части бронекорпуса находятся две боковые распашные двери (водителя и командира), в кормовой — две распашные двери, а в крыше — шесть люков. Лобовое стекло имеет электрообогрев. Вместимость — десять человек. Подвесные кресла десанта с интегрированными амортизаторами уменьшают нагрузку на человека при подрыве автомобиля на мине.
Автомобиль «Урал-4320»
На Уральском автозаводе в Миассе выпускается грузовой автомобиль повышенной проходимости двойного назначения с колесной формулой 6 × 6. Машина предназначена для транспортировки грузов, людей и трейлеров по всем типам дорог. Её преимущества очевидны: она легко преодолевает заболоченные участки, броды до 1,5 м, канавы до 2 м, рвы, подъемы до 60%. Производство грузовиков и шасси этой линейки началось в 1977 году. Сегодня их выпускают в модернизированном виде с дизельными двигателями ЯМЗ мощностью 230–312 л. с. экологического класса «Евро-4».
Бронеавтомобиль «Рысь»
Разработанная совместно российскими и итальянскими компаниями, бронемашина является российской вариацией итальянской модели Iveco LMV M65. Используется для перевозки личного состава и выполнения задач боевого характера в различных родах войск и силовых структурах. Также служит основой для легких систем вооружения, связи и военной техники.
Грузовой автомобиль КамАЗ-6350, относящийся к серии «Мустанг».
Служит для перевозки людей, грузов и буксировки прицепов по различным типам местности. Колесная формула 8х8 делает его практически незаменимым в военной службе. Отличительные особенности — повышенная грузоподъемность и большая длина рамы. Это позволяет устанавливать на неё дополнительные модули и специализированные надстройки. На базовом шасси создаются много модификаций для армии: кузов-контейнер, автомобильные кухни-столовые, опытный образец ЗРПК 96К6 «Панцирь-С1» и другие.
Кому подчинены автомобильные войска
Автомобильные войска по структуре относятся к Специальным войскам, но могут существовать как самостоятельные формирования или быть частью войсковых частей другого назначения. В частях всех видов и родов войск есть автопарки с разной техникой. Основная транспортная нагрузка ложится на автомобильные бригады и отдельные батальоны. В других силовых структурах России также есть автомобильные подразделения.
Как попасть в автомобильные войска
Любой желающий может получить армейскую специальность «водитель». При распределении в военкомате достаточно указать наличие водительских прав или желание обучаться вождению. Комиссия принимает решение исходя из потребностей.
Прежде чем стать водителем, нужно пройти медицинский осмотр. Для получения водительских прав требуется категория не ниже Б-3, дающая право на прохождение военной службы с небольшими физическими требованиями.
В армии наибольшей популярностью пользуются водительские категории В и С. Категория В даёт право управления легковыми автомобилями. Категория С позволяет управлять более тяжёлой техникой, например, бронетранспортерами.