Как изменяется рынок из-за колебаний курса рубля, высокой процентной ставки и дефицита? Что следует ожидать покупателям?
У дилеров кончаются запасы машин
По мнению Ольги Кирилловой, коммерческого директора ГК «Альфа-Лизинг», в июле 2025 года на рынке автомобилей цены могут вырасти на 10–15%. К середине лета у дилеров могут закончиться запасы прошлогодних моделей с специальными предложениями.
Эксперт не исключает благоприятный сценарий: если Банк России на июльском заседании снизит ключевую ставку, удешевление автокредитов может частично компенсировать рост цен, сохранив интерес к покупке машин.
Кириллова отметила, что с точки зрения выгоды наиболее подходящими для покупки автомобилей считаются конец весны и поздняя осень.
Наблюдается недостаток новых моделей преимущественно китайских брендов, которые занимают всё большее место на российском авторынке. Это усиливает нестабильность цен и повышает риск нехватки популярных моделей уже к лету.
С начала 2025 года поставки автомобилей из Китая снизились практически в два раза — с 326 тысяч машин за такой же период 2024 года до 146,8 тысячи.
Изменения на рынке автокредитования
Необходимо помнить о том, что начиная с 1 июля 2025 года на рынке автокредитования станет более структурированным Становится более строгим к заемщикам, поэтому потенциальным покупателям нужно внимательнее выбирать автомобиль и планировать собственные финансы.
Руководитель продаж сервиса «еКредит» Никита Марголин сообщил, что теперь банки и микрофинансовые организации смогут выдавать не более 20% автокредитов заемщикам с долговой нагрузкой выше 50% от ежемесячного дохода. Для кредитов свыше 1 миллиона рублей официальное подтверждение дохода станет обязательным. Это повысит прозрачность сделок, но одновременно усложнит оформление и увеличит срок принятия решений.
Повышенные требования могут сделать кредит существенно дороже или менее доступным для заемщиков с большой, но формально допустимой (менее 50%) задолженностью, как отмечает Марголин.
Перед покупкой автомобиля рекомендуется оценить финансовую устойчивость: подготовить справку 2-НДФЛ, рассчитать ежемесячную нагрузку и, при возможности, закрыть мелкие долги. Особое внимание следует уделить тем, кто рассчитывает на крупный первоначальный взнос — даже незначительное снижение доходов может сделать выплаты по автокредиту слишком обременительными.
Важно ознакомиться с актуальными предложениями по льготным программам автокредитования, такими как государственная поддержка или субсидирование от производителей.
Изменения основаны на законе, принятом в ноябре 2024 года. Закон предоставляет Банку России право устанавливать лимиты на выдачу кредитов, учитывая уровень финансовой устойчивости заемщиков. В Центробанке указывают, что новая система предназначена для снижения рисков и противодействия избыточной закредитованности населения.
Антон Шапарин, президент Национального автомобильного союза, называет инициативу регулятора своевременной. По его мнению, одна из главных проблем рынка – россияне с имеющимися обязательствами оформляют новые кредиты, что увеличивает риск массовых невыплат.
Необходимо регулировать эту деятельность, а действия Банка России в этом вопросе мы одобряем.
Снижение покупательской активности
Руководитель компании «Автодом» Андрей Ольховский. считаетТрадиционный весенний подъем активности сохранится недолго, а к лету спрос снова снизится.
Предполагается, что в июне и июле активность покупателей традиционно снизится. С приходом осени ожидается появление положительных внешних факторов и стабилизация национальной валюты, что повлияет на рост активности покупателей.
Эксперты рассчитывают, что к осени рынок авто начнёт постепенно восстанавливаться после заметного снижения интереса к покупкам в начале лета. По их мнению, именно осенью может наступить поворотный момент: возвращение части отложенного спроса и возможная стабилизация валютного курса создадут условия для более предсказуемого ценообразования и оживления сделок.
Если Банк России примет меры по смягчению монетарной политики во второй половине года, это может сделать кредиты на автомобили более доступными и побудить к покупке тех, кто ранее воздержался из-за высокой процентной ставки.
Управляющий директор группы «Альфа-Лизинг» Максим Агаджанов отмечает аналогичную динамику: к середине лета у большинства дилеров и импортеров могут закончиться запасы автомобилей 2024 года выпуска. Вместе с этим прекратится действие сезонных акций и специальных предложений, дающих покупателям возможность сэкономить.
В июле ожидается увеличение цен в данном сегменте приблизительно на 10–15%, сообщил Агаджанов, добавив, что рынок постепенно возвращается к ситуации, где скидки являются исключением, а условия приобретения – менее гибкими.
В ближайшем будущем игрокам рынка необходимо будет привыкнуть к уменьшению покупательского спроса, а осень может стать периодом стабилизации, если общая экономическая картина благоприятствует этому.