Продажи автомобилей в 2025 году сократятся на 20%, а цены увеличатся на 10-18%.
В конце 2024 года цены на автомобили в России снова выросли. Причиной роста стали новые тарифы утилизационного сбора. Изменения цен коснулись прежде всего импортных моделей. Несмотря на это, дилеры все еще имеют запасы машин, завезенных по старым ценам до повышения «утиля».
Утилизационный сбор снова вырастет
Руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша считает, что основным фактором повышения цен станут повышенные ставки утилизационного сбора, которые вырастут с 1 января 2025 года. По её расчётам, автомобили объёмом двигателя от 1,0 до 2,0 л подорожают на 111 тыс. руб., а при учёте НДС, цена возрастет на 132 200 руб.
Из-за последних событий повышение цен на новые автомобили в России в 2025 году предсказуемо и неизбежно. Производители и дилеры уже действуют по нижней границе прибыльности и вынуждены будут реагировать повышением цен, — подчеркнула Байбароша.
Сергей Целиков, президент аналитического агентства «Автостат», указал на повышение утилизационного сбора в октябре 2024 года. Однако не все участники рынка передали его стоимость потребителям.
Цены меняют плавно. В 2025 году случится очередной рост процентной ставки.
Эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов сообщил о предстоящем повышении утилизационного сбора в 2025 году, которое подорожит машины на 10–15%. По его мнению, ключевая ставка ЦБ будет расти, следуя уровню инфляции. Из-за этого кредиты станут еще дороже.
Николай Иванов, директор департамента новых автомобилей компании «Рольф», предсказал увеличение стоимости официальных машин в 2025 году на десять процентов.
Если исходить из текущих данных и прогнозировать постепенный рост цен в течение года, то речь идёт о официальных дилерских соглашениях. В случае машин, завезенных по параллельному импорту, цены меняются динамически: сразу реагируют на курсы валют и сборы утилизации. Поэтому возможен рост цен до 15-18%.
Понижение цены коснется всех автомобилей.
Новые ставки утилизации — не единственный элемент, который повлияет на рост цен на автомобили в 2025 году. Падение курса рубля также окажет прямое воздействие на рынок, включая отечественного автопрома.
Из-за ослабления рубля цены на импортные детали и материалы вырастут, поэтому стоимость машин увеличится на 7–10%.
Байбароша указала, что модели массового сегмента подорожанут больше остальных в процентном отношении. Эксперт отметила, что для них рост цены на 132 000 рублей может стать критичным из-за превышения психологического барьера в 2 млн рублей.
Что касается премиальных авто, то дополнительные расходы практически не заметны на фоне уже высокого их стоимости. В среднем ожидают повышение цен на новые автомобили к весне 2025 года на 15–20%.
Сергей Целиков полагает, что снижение курса рубля по отношению к иностранным валютам может стать одной из причин повышения стоимости машин в 2025 году. По мнению эксперта, авто за счёт большой доли расчётов в валюте постепенно «догоняет» курс.
Прежде всего вырастут цены на автомобили, ввезённые напрямую из-за рубежа, затем – на машины иностранных марок, собранные у нас, а после – на российские модели.
Специалист утверждает, что данное обстоятельство, вместе с увеличением цен на вторичный рынок и сменой линейки моделей к 2025 году, вызовет повышение цены новых машин не менее чем на 10–20% в будущем году.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин полагает, что колебания валют непременно скажутся на ценах авто в России. Эксперт утверждает, что продавец пока может контролировать стоимость машин из-за запасов, которые однако не бесконечны.
Рост цен коснется всех авто. Валютная часть присутствует во всех машинах, предлагаемых на нашем рынке, в том числе у отечественных производителей. Последние скорректируют прайсы с некоторым опозданием.
Продажи из-за цен начнут падать
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев сообщил о росте средневзвешенной цены нового автомобиля на 11% в 2024 году. Производители, чтобы избежать падения продаж в декабре, часть повышения перенесли на следующий год.
С февраля двадцать пятого цены повысятся на два-три процента, — сказал он.
Тюктеев считает прогноз для российского рынка в 2025 году не таким радужным, каким бы хотелось.
Уже сейчас понятно, что первый квартал следующего года окажется худшим по сравнению с первым кварталом 2024 года. Продажи по итогам 2025 года составят от 1,3 до 1,4 млн штук против 1,6 млн в 2024 году.
Паршенцев, директор по продаже новых автомобилей холдинга Major Auto, полагает, что продажи новых автомобилей в следующем году снизятся по сравнению с текущим. Причиной считает рост ставки ЦБ и увеличение утилизационного сбора.
Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг», отметила, что снижение продаж в России связано с повышением цен.
Предполагается, что продажи новых автомобилей сократятся на 10–15%.
Эксперт считает необходимым учесть высокую вероятность изменений, значимых для рынка автомобилей. К примеру, государственной поддержки.
Правительство может принять меры для уменьшения последствий роста цен, как это делало ранее. Нельзя исключать вариант, когда мировые экономические процессы, под воздействием политических событий, стабилизируются.
Николай Иванов, директор департамента новых автомобилей компании «Рольф», сообщил о предстоящем снижении рынка на 20% в грядущем году.
В этом году результат составит 1 590 000 автомобилей, через год – 1 250 000–1 300 000. Вероятно, в январе и феврале 2025 года продажи будут на уровне 100 000–110 000, первый квартал скорее всего будет трудным для рынка – так заявил руководитель компании.