ЦБ не изменил ключевую ставку. Как это повлияет на цены на автомобили?

VozBox  » Новости »  ЦБ не изменил ключевую ставку. Как это повлияет на цены на автомобили?

Банк России решил не изменять размер базовой процентной ставки: каковы будут последствия для кредитов на автомобили?

Фотография: Сергей Булькин / news.ru / Глобал Л ook Пресс

На заседании ЦБ принято решение о сохранении ключевой ставки на прежнем уровне — 21%.

Перед этим регулирующий орган в течение четырех заседаний последовательно увеличивал процентную ставку. Последнее повышение составило увеличение со 19% до рекордных 21%. произошло в октябре.

Решение банка повысить ключевую ставку подтолкнёт участников авторынка и банков к корректировке своих тарифов. Это приведёт к росту цен на автомобили, сделав их ещё менее доступными для граждан.

Как ключевая ставка влияет на авторынок

Эксперты считают, что ключевая ставка оказывает заметное воздействие на российский автомобильный рынок, но это происходит косвенно.

Динамика ключевой ставки влияет на экономику страны и бизнес, но воздействие опосредованно и не моментальное.

Высокая ставка и её повышение уменьшают объёмы продаж автомобилей. Об этом свидетельствует ноябрьская динамика рынка, где наблюдался значительный спад.

Изображение: Петров Сергей / news.ru / Global Look Press

Директор по развитию ГК Альфа-Лизинг Иларион Демчиков считает сохранение ключевой ставки положительным сигналом, так как индексация повышает кредитные и лизинговые платежи. Именно эти форматы покупки автомобилей наиболее популярны среди физических и юридических лиц.

Андрей Ольховский, генеральный директор ГК АВТОДОМ, напомнил, что ключевая ставка — не единственный фактор, влияющий на продажи автомобилей. Банки, предоставляющие финансирование дилерам, добавляют к ставке от 7% до 11%. Таким образом, при нынешней ставке реальная стоимость денег для компаний составляет от 28%. Если же поднять ставку до 25%, то стоимость денег вырастет до 36%.

Что с автокредитами

Повышение ставки утилизационного сбора заметно сказывается на выдаче автокредитов. После последнего увеличения этой ставки выпуск автокредитов в ноябре … сократилосьК ноябрю выдача автокредитов снизилась на 30,4%. Если в октябре было удовлетворено 119,2 тыс. обращений, то в ноябре — всего 82,9 тыс. Такими данными делится Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Для сравнения, в сентябре было выдано 170,2 тыс. автокредитов. В денежном выражении объем выданных в ноябре автокредитов по сравнению с октябрем также уменьшился на 33,5%, до 110,1 млрд рублей. Кредиты в текущей экономической ситуации — одна из важнейших мер поддержки отечественного авторынка: до 80% машин сегодня покупается с привлечением заемных средств.

Получение кредитов усложняется при высоких процентных ставках, особенно для заемщиков с долей кредитной нагрузки более 50%. Повышение ключевой ставки также приводит к росту ставок по кредитам.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт Управляющей компании «Финам Менеджмент», уверен, что банки будут стремиться оставить текущие условия кредитования на автомобили без изменений.

Фото: OATZ To Go FACTORY / Shutterstock / FOTODOM

Специалист возлагает надежды на изменение поведения россиян. Баранов полагает, что может произойти переход к коллективному приобретению и использованию автомобилей, что снизит сумму кредита.

Некоторые люди будут пользоваться каршерингом, другие арендуют автомобили или берут их в лизинг, а третьи – общественным транспортом. Различные изменения на отечественном авторынке показывают не только его гибкость, но и ответят на происходящие с рынком автокредитования преобразования.

Иларион Демчиков считает, что Центральный банк в грядущем году продолжит ужесточать денежно-кредитную политику. Возможны увеличение ставок по кредитам и изменение неценовых параметров, таких как срок, объем и требования к заемщикам. Такие меры могут привести к снижению уровня кредитования, включая корпоративное, на 10% и больше.

Будут ли машины и запчасти

Эксперты сообщают, что бизнес успел приспособиться к нынешнему уровню ключевой ставки.

Татьяна Овчинникова утверждает, что все компании приспособились к новым обстоятельствам. По её словам, цены на автозапчасти зависят от курса валют, стоимости доставки, дефицита или избытка на рынке, оказывающих непосредственное воздействие.

Фото: ME Image / Shutterstock / FOTODOM

Ольховский указал на то, что ключевая ставка затрагивает все процессы и виды деятельности, в том числе работу со складами запчастей. Для содержания таких складов необходимы средства, привлекаемые по высокой ставке коммерческих банков. Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о возможности более лояльных кредитных условий банки могут сотрудничать с Банком России, чтобы найти механизм, учитывающий цели как первого, так и второго.

Ренат Тюктеев считает, что повышение цен на запчасти и расходные материалы останется в пределах общего тренда роста цен на новые автомобили. Поддержание транспортных средств станет более затратным, но не менее сложным, чем раньше.

Дмитрий Баранов считает, что Россия продолжит предлагать как российские, так и иностранные машины, включая те марки, которые официально не работают в стране. Аналогичная ситуация будет с запчастями и комплектующими.

Насколько вырастут цены

Андрей Ольховский полагает, что средняя цена машин в следующем году может увеличиться на 10%. В случае снижения продаж на 25–30% дилерская сеть может претерпеть существенные изменения: уменьшится количество точек обслуживания автомобилей. Это может повлиять на безопасность эксплуатации транспортных средств.

Ренат Тюктеев считает, что в 2025 году средняя стоимость продаваемых машин увеличится на 7–10%. Такой сдержанный рост специалист связывает с тем, что автомобили уже поднялись в цене на 46% относительно 2022 года и на 14% — по сравнению с 2023 годом: за два последних года основной скачок цен был пройден. «Ввиду того, что доля китайских брендов превысила 60% от общего объема продаж, основным фактором роста цен станет динамика юаня к рублю», — отметил эксперт.

Иларион Демчиков не указал точных цифр в своем прогнозе, однако отметил, что помимо ключевой ставки на ценообразование действуют и другие факторы. К ним относятся индексация утилизационного сбора, затраты на логистику, транзакционные издержки при расчетах с зарубежными партнерами.

«Стоимость может возрасти, но это следствие повышения цен на товары и услуги, колебаний валютных курсов. Тем не менее, владельцам автомобилей доступны все детали и узлы.» — прокомментировал ситуацию Дмитрий Баранов.