Что такое октановое число и как оно сказывается на работе?
Качество бензина оказывает существенное влияние на цену и работу мотора.
Числа 92, 95 и 98 на заправках указывают на октановое число топлива. Это важнейший параметр, влияющий на стоимость бензина и эффективность работы двигателя. Неправильный выбор октанового числа может быстро вывести двигатель из строя.
Что такое октановое число
Октановое число бензина показывает, насколько хорошо он сопротивляется детонации. Чем больше цифра, обозначающая сорт бензина, тем выше его способность противостоять детонации.
На что влияет октановое число
Октановое число бензина задаёт границы характеристик поршневого двигателя, способного использовать его максимально эффективно без риска детонации. Степень сжатия, являясь основной (но не единственной) такой характеристикой, закладывается конструктивно на заводе и всегда постоянна. Для владельца октановое число определяет минимально допустимый сорт бензина для заливки в бак. В целом зависимость такова: современные двигатели с высокой удельной мощностью и степенью сжатия не допускают работы на низкооктановом бензине из-за риска детонации. Обратное верно: чем проще и старше двигатель, тем менее привередлив он к сорту бензина. Старые многоцилиндровые двигатели большого объема легко «переваривают» 80-й и даже 76-й бензин, на который и были рассчитаны.
Для понимания значения выбора топлива стоит поговорить о детонации.
Детонация представляет собой неуправляемое взрывообразное самовозгорание смеси топлива и воздуха в цилиндрах. Опасность детонации заключается в том, что самовоспламенение смеси происходит до момента планового горения от искры свечи. В результате микровзрывы, возникающие почти одновременно во многих точках цилиндра, разрушительно действуют на детали поршневой группы двигателя. Небольшое расстояние с постоянной детонацией может привести к необратимому ущербу двигателю, требующему капитального ремонта. Каждый автовладелец должен знать минимальное допустимое октановое число при выборе заправочного пистолета.
Чем отличается 92 бензин от 95
Октановое число бензина устанавливает границы эксплуатационных возможностей поршневых двигателей, способных наилучшим образом использовать его без угрозы детонации.
Различия заключаются в антидетонационной устойчивости. АИ-95 предназначен для современных, мощных двигателей с высоким давлением сжатия, работающих на высоких оборотах, возможно, с турбонаддувом. АИ-92 подходит для атмосферных двигателей с меньшим давлением сжатия и мощности, работающих на низких оборотах.
Использование бензина 92 вместо рекомендованного 95 повышает риск детонации на высоких оборотах. Не рекомендуется использовать более высокооктановый бензин, чем заложенный производителем. Более высокий октановый номер влияет не только на стойкость к детонации, но и на течение процесса горения — он дольше горит при поджиге свечой.
В двигателях с высокой мощностью это допустимо из-за высоких оборотов и варьирования фаз газораспределения. Однако в простых маломощных атмосферных двигателях, особенно в городской эксплуатации, высокооктановый бензин может привести к негативным последствиям, например, перегреву камеры сгорания и прогару клапанов.
Методы определения октанового числа
В России для измерения октанового числа бензина применяются два способа: моторный и исследовательский.
- Для определения октанового числа топливному образцу предшествует заправка в поршневую установку УИТ-85 или УИТ-65 с регулируемой степенью сжатия. Установка запускается и переходит в режим, имитирующий работу среднего двигателя на трассе: обороты 900 в минуту и температура топливовоздушной смеси 149 градусов. Датчики фиксируют детонацию и сравнивают момент её возникновения с эталонами топлива, тем самым присваивая образцу определённое октановое число.
- Исследовательский метод отличается от моторного рабочими оборотами установки — 600 об/мин — и температурой впрыскиваемой смеси — 52 градуса. Данный метод моделирует работу среднестатистического ДВС в городском режиме. Как и в случае с «загородным» режимом, установкой фиксируется момент детонации, по которому изучаемому бензину присваивается та или иная маркировка октанового числа.
Обратите внимание, что именно октановое число топлива по исследовательскому методу (АИ) чаще указывают на бензозаправках. Если же написано, например, «А-92», то топливо маркировано по моторному методу.
Владелец автомобиля по показателю октанового числа устанавливает минимальный класс бензина для заправки.
То же топливо по разным методикам анализа может демонстрировать разные показатели октанового числа. Разницу между этими показателями называют «чувствительностью топлива». В теории этот параметр стоит учитывать при выборе АЗС: к каждой партии должно прилагаться открытое для всех клиенто documentation с характеристиками, например, паспорт качества. На практике же большинство людей руководствуются только ценниками на вывесках, не обращая внимания на документы с информацией о топливе.
Как повысить октановое число бензина
Производство бензина ведется с применением двух способов повышения октанового числа. Первый заключается в изменении технологического процесса. Это эффективный, но дорогой и затратный метод. Второй способ более распространен: добавление антидетонационных присадок к низкооктановому бензину. До недавнего времени для этого активно использовали тетраэтилсвинец — вещество, опасное для человека и природы. Оно было широко распространено в России до середины 90-х годов, когда от него стали повсеместно отказываться, а в 2003 году его законодательно запретили.
В настоящее время эфиры, ароматические углеводороды и спирты вытеснили тетраэтилсвинец в качестве добавок к топливу. Метилтретбутиловый эфир – яркий представитель такого рода соединений. Оно не только значительно менее опасно для живых организмов, чем тетраэтилсвинец, но и демонстрирует более высокую эффективность при использовании в составе бензина. Среднее повышение октанового числа при промышленном применении современных добавок составляет 10-12 единиц.
В магазинах автозапчастей такие препараты есть в большом количестве и предназначены для самостоятельного использования. Обычно сообщается о повышении октанового числа на 2-6 единиц при добавлении одного флакона средства в бак. Однако вопрос качества и стабильности конечного продукта при применении такой химии всегда остается открытым. Кроме того, средняя цена не позволяет считать регулярное применение экономически выгодным.
Главным недостатком «присадочного» способа повышения октанового числа (как в промышленном, так и в бытовом варианте) является нестабильность химических соединений. В результате это сказывается на снижении действия добавки со временем, а при длительном хранении бензина его октановое число снова падает.
При использовании в двигателе, предназначенном для 95-го бензина, менее дорогой 92-й солярка в условиях высоких оборотов существенно повышает вероятность детонации.
Как понизить октановое число бензина
В современных легковых автомобилях бензин с октановым числом ниже 92 почти не используется. Тем не менее, собственники старых автомобилей иногда нуждаются в снижении антидетонационного числа топлива. Для этого используют два неформальных способа.
- Быстрая испаряемость — главный недостаток топливных добавок, повышающих октановое число. Несколько дней с открытой крышкой достаточно, чтобы октановое число снизилось на несколько единиц в емкости с бензином. Однако точный результат определяется лишь специальным прибором, доступным не всем. Домашние октанометры, продаваемые в магазинах, имеют погрешность измерений до 10 единиц, что делает их практическую пользу минимальной.
- Смешивание бензина с керосином — сомнительная практика, поскольку предсказать поведение такой смеси в работе двигателя затруднительно.