
Внимательно рассмотрив свежее дорожное покрытие, можно заметить на нём ровные круглые или квадратные отверстия, протянувшиеся по всей длине участка дороги и расположенные на одинаковом расстоянии. Водители часто задаются вопросами об их назначении. Кто-то считает, что это способ защитить асфальт от трещин в жару, а кто-то убеждён, что таким образом обеспечивается дренаж для стока воды. Но оба варианта не соответствуют действительности.
Эти отверстия называют кернами и нужны для проверки качества работ. После укладки полотна специалисты вырезают из него небольшие участки асфальта (керны) и отправляют их в лабораторию. Там оценивают толщину покрытия и его прочность, чтобы убедиться, что укладка соответствует нормативам.
Специальная техника, которая нарезает швы, оставляет ровные прямоугольные выемки на свежем асфальте. Её применяют также для подготовки дорожного полотна к последующей обработке и контроля состояния покрытия.
Порой вырезы делаются в первые дни после укладки асфальта, когда материал ещё тёплый и гибкий. В некоторых случаях забор образцов выполняют позднее, через недели, когда покрытие полностью остынет и затвердеет. Диаметр кернов зависит от состава смеси: на песчаных покрытиях около 5 см, на мелкозернистом до 7 см, а на крупнозернистом может быть 10 см.
Теперь понятно назначение этих отверстий. Возникает новый вопрос: почему их часто оставляют открытыми, что думает ГИБДД, и разрешено ли это правилами?
Прямоугольные вырезы на новом покрытии быстро разрушаются под воздействием машин и резких перепадов температур. Особенно интенсивно это происходит зимой, когда влага попадает в отверстия и расширяется при замерзании. В результате небольшие углубления превращаются в выбоины. По правилам такие вырезы должны заделываться сразу после изъятия образцов. Для этого применяют «холодный асфальт» — специальный состав из битума, щебня и растворителей, который позволяет оперативно закрывать дефекты.
В действительности дорожники часто используют лишь щебень или совсем не закрывают выемки. Открытые ямы представляют особую угрозу для мотоциклистов и велосипедистов, число которых растет с наступлением теплой погоды.