«Впереди камера на полосу!» – этот запрос стал частью словарного запаса автомобильных навигаторов. Что он означает?
Что такое камера на полосу
Камера на полосу (КнП) – это автоматизированный комплекс фотовидеофиксации, который обычно размещают на участках дорог с интенсивным движением и повышенной опасностью, а также в зонах, где действуют временные ограничения. В нормативных документах термин «Камера на полосу» не используется, однако в разговорной речи им обозначают дорожные камеры, предназначенные для контроля выезда на обочину, выделенные полосы, трамвайные пути, а также на тротуары, пешеходные и велодорожки. При этом специализированные КнП не применяются, а используемые дорожные камеры обладают широкими возможностями, позволяющими фиксировать различные нарушения правил дорожного движения.
По типу установки и конструктивным особенностям ГОСТ Р 57144-2016 устанавливает следующую классификацию комплексов автоматической фотовидеофиксации:
- Стационарные. Устанавливаются на дорожные ограждения, опоры и другие элементы инфраструктуры. Обеспечивают круглосуточный мониторинг различных нарушений. Могут отслеживать до четырех полос движения.
- Мобильные. Они отличаются компактными размерами и устанавливаются в автомобилях ГИБДД или общественном транспорте. Такие устройства предназначены для осуществления контроля за дорожным движением в течение короткого периода времени.
- Передвижные. Их размещают на штативах, треногах у обочин дорог, а также на вышках, установленных на транспортных средствах (ТС). Например, в Москве это оборудование Центра организации дорожного движения (ЦОДД). В режиме непрерывной работы в течение определенного периода времени они фиксируют, главным образом, превышение скорости, но также способны распознавать нарушения требований дорожной разметки.
- Носимые. Их основная задача – мониторинг транспортного потока в течение короткого периода, и для их установки не нужны какие-либо специальные сооружения.
Расположение камер, осуществляющих фиксацию нарушений правил дорожного движения, определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2024 года № 754 «О порядке размещения стационарных, передвижных и мобильных средств фиксации» . В документе, в частности, говорится о том, что сведения о расположении камер фиксации нарушений ПДД и маршрутах движения транспорта, используемого для мобильной фиксации, должны быть общедоступны и размещены на сайте МВД. Для уведомления водителей о местах расположения стационарных и передвижных камер допускается установка специальных указателей. Кроме того, согласно п. 6.22 ПДД места, где возможна работа стационарных и передвижных дорожных камер, обозначаются знаком 6.22 «Фотовидеофиксация», который вне населенных пунктов устанавливается на расстоянии 150–300 м до зоны контроля таких камер. Согласно требованиям, сформулированным в постановлении правительства РФ от 01.06.2024 № 754 «О порядке размещения стационарных, передвижных и мобильных средств фиксации» , расстояние уменьшается до 100 метров от места установки знака 6.22 в сочетании со знаками 5.23.1, 5.23.2 и 5.25, которые указывают на начало населенного пункта.
Районы действия стационарных, передвижных и мобильных комплексов должны быть раздельными и не пересекаться. В населенных пунктах камеры располагаются на расстоянии не менее 1 км, за их пределами — не менее 5 км. Мобильные средства фиксации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Порядок установки, отключения и демонтажа устройств, предназначенных для фиксации нарушений правил дорожного движения, установлен в ст. 22.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ в редакции от 23.07.2025.
Как выглядит камера на полосу
В зависимости от модели КнП выглядят по-разному:
- стационарные комплексы могут иметь продолговатую форму с инфракрасными прожекторами по бокам или представлять собой боксы квадратной формы;
- мобильные комплексы с круговым обзором монтируются в балку со спецсигналами полицейских автомобилей;
- переносные комплексы представляют собой небольшое устройство с объективом, закрепленное на треноге.
Узнать больше о различных моделях систем фото- и видеофиксации можно в соответствующей статье «Виды камер видеонаблюдения на дорогах: внешний вид и основания для штрафов» .
Как работает камера на полосу
Автоматическая фиксация нарушений ПДД, составляющая основу системы контроля и предотвращения, осуществляется с помощью фото- и видеокамер, входящих в комплексы. Программное обеспечение позволяет выявлять случаи движения по полосе, предназначенной для движения общественного транспорта, или выезда на такую полосу. Собранная информация поступает в центр обработки данных для проверки. В случае успешной идентификации транспортного средства по государственному номеру, формируется постановление об административном правонарушении, и собственнику транспортного средства направляется уведомление.
Комплексы фотовидеофиксации фиксируют нарушения скоростного режима, анализируя последовательность снимков, сделанных с определенной частотой, и измеряя время, необходимое сигналу, излученному устройством, для возвращения после отражения от транспортного средства. Такие приборы классифицируются на два типа в зависимости от вида используемого сигнала:
- радарные;
- лазерные.
Что фиксирует камера на полосу
Несмотря на отсутствие определения КнП в нормативных документах, принято считать, что эти устройства фиксируют:
- выезд на выделенные полосы, предназначенные для движения маршрутного общественного транспорта, а также зарегистрированных машин такси;
- выезд на обочину;
- выезд на тротуары, пешеходные и велодорожки;
- выезд на трамвайные пути там, где это запрещено.
Камера на полосу: штрафы
Штрафы, выписываемые по данным с камер фотовидеофиксации, включая системы контроля и предотвращения нарушений (КнП), соответствуют тем, которые назначают сотрудники ГАИ. Однако, существует важное отличие: за нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме, нельзя применить меру наказания в виде временного лишения водительского удостоверения.
В случае выявления нарушений, связанных с функционалом КнП, устанавливаются следующие штрафные санкции.
Частые вопросы
Камеры, контролирующие соблюдение полосы движения, и камеры, фиксирующие нарушения разметки, имеют разное назначение, хотя и могут располагаться рядом. Камеры на полосу движения следят за тем, чтобы транспортные средства не покидали свою полосу, и часто используются для фиксации перестроений без поворотников. В свою очередь, камеры на разметку контролируют соблюдение линий дорожной разметки, например, стоп-линий, одностороннего движения или запрета въезда в определенную зону
Невозможно дать ответ на этот вопрос, основываясь на действующих нормативных документах, так как в них отсутствует необходимая терминология. Тем не менее, общепринято, что функциональные возможности камер, связанные с разметкой, более широки и охватывают, в частности, фиксацию:
- пересечения сплошных линий разметки всех видов;
- выезда за стоп-линию;
- выполнение маневра с не предназначенной для этого полосы.
Какие устройства контроля фиксируют выезд на полосу встречного движения
В соответствии с законодательством, наиболее точным ответом на данный вопрос являются камеры, установленные на комплексах фотовидеофиксации.
На каком расстоянии камера способна охватить полосу
При наличии хорошей видимости, комплексы фотовидеофиксации способны фиксировать нарушения ПДД на расстоянии около 300 метров, благодаря их конструктивным особенностям.
Главное о камере на полосу
- В действующих нормативных документах отсутствует обозначение «Камера на полосу.
- Камера на полосу является элементом системы автоматизированной фотовидеофиксации. Такие камеры используются для выявления различных нарушений правил дорожного движения.
- Система камер контролирует выезд на полосы, предназначенные для общественного транспорта, на обочину, на тротуар, на пешеходные и велодорожки, а также на трамвайные пути, расположенные на встречном направлении.
- Штрафы, налагаемые дорожными камерами и инспекторами ГИБДД, имеют одинаковый размер. Однако за нарушение, зафиксированное камерами, предусмотрена только денежное взыскание, а лишение водительских прав не предусмотрено.