
ГАЗ-21 и Matra Bonnet Djet V считались среди любимых автомобилей Юрия Гагарина.
Ищем историю главных автомобильных предпочтений космонавтов и разбираем мифы о их судьбе.
Рассказы о машинах Юрия Алексеевича уже были, но нам хотелось узнать больше – чем сейчас пользуются машины автора и где их можно найти.
1. ЛАЗ-695Б
Автобус, который доставил Гагарина к «Востоку-1», работал на Байконуре и возил космонавтов после полета. Это был единственный автобус с специально оборудованным салоном, где стояли аппараты для обслуживания скафандров, радиостанции спецсвязи, кондиционеры и многое другое. После гибели Владимира Комарова 24 апреля 1967 года его сочли несчастливым и отправили в отставку.
Автобус долгое время стоял в отдаленном месте Байконура, затем исчез из виду и лишь к середине 80-х годов был обнаружен на территории одного московского НИИ в плачевном состоянии. Уникальный экземпляр отправили на восстановление в родной Львов, а оттуда в 1989 году — в мемориальный музей города Гагарин, причем даже своим ходом. По пути автобус сломался, прибыл в музей на буксире и снова оказался заперт в ангаре на долгие годы.
Только через много лет реставраторы из Санкт-Петербурга вернули ему прежний облик. Автомобиль принадлежит музею, проживает в гараже и иногда выходит на праздничные мероприятия, но не входит в основную выставку.
2. ГАЗ-21 «78-78 МОД»
Черную «Волгу» с номерами 78-78 МОД, которую Юрий Алексеевич получил после полета в подарок от Совета министров СССР, проще всего разглядеть. Машина стоит в стеклянной витрине музея Гагарина и является одним из главных экспонатов. Внутрь не попасть, но через стекло видно особую голубую отделку интерьера. В остальном это была обычная «Волга».
Гагарин для большей части поездок использовал эту машину, что породило одну из многочисленных легенд. Говорят, автомобиль постоянно ломался, и когда об этом узнали на ГАЗе, забрали его на завод и перетряхнули всю технику почти за ночь. Юрий Алексеевич высоко оценил это, но всё же купил ещё одну «Волгу», а эту поставил в гараж. Новая машина якобы была бежевого цвета и имела красивые номера 12-04 ЮАГ — дата полета и инициалы космонавта. Но это просто вымысел, не подтвержденный никакими данными. До самой гибели он ездил именно на том черном седане, который находится в музее.
3. ЗИЛ-111В
История кабриолета ЗИЛ-111В, на котором Гагарин проезжал из Внуково в Кремль к Хрущеву, оказалась любопытной. Из двенадцати выпущенных экземпляров три имели именно такое исполнение — небесно-голубого цвета с бежевым тентом. Двум кабриолетам сегодня приписывают статус этого самого автомобиля.
Первый автомобиль был выставлен на торги несколько лет назад аукционным домом «Литфонд» по цене почти 3 миллиона долларов, но покупателя так и не нашёл. По информации продавца, в 1964 году его передали в Армению, где он встречал иранского шаха Пехлеви. Затем, вероятно, хранился в ереванском ГОНе до 2007 года, после чего был выкуплен бизнесменом Андреем Ковалевым. Машина находится в оригинальном состоянии и родной краске, за исключением перешитого салона.
Существует ещё один точно такой же экземпляр — отреставрированный и выставленный в Музее техники Вадима Задорожного.
Работники экспозиции утверждают, что именно этот автомобиль доставлял Гагарина, хотя никакой конкретной информации в архивах не сохранилось: ни номера рамы, ни каких-либо других подсказок, кроме модели и цвета. Возможно, когда-нибудь этот спор будет разрешен, а пока пусть предположим, что два кабриолета Гагарина лучше, чем вовсе ничего.
4. Matra Bonnet Djet V
Наконец, самая известная машина первого космонавта, без упоминаний которой не обходится ни одно 12 апреля. В действительности Matra Djet разработала гонщик и конструктор Рене Бонне. Его компанию Automobiles René Bonnet «Матра» выкупила в 1964 году, и с этого момента начнется история побед в «Формуле-1», Ле-Мане, а также революционных дорожных машинах вроде Matra Rancho и Renault Espace.
В 1965 году Гагарин побывал на авиасалоне в Ле-Бурже и долго рассматривал красивое, компактное среднемоторное купе. Хотел ли он иметь такую машину или французы предложили ему ее – история неизвестна. Но уже через месяц, 26 июля, персональный автомобиль Юрия Алексеевича отправился из Парижа в Москву своим ходом. За рулем ехал механик «Матры», а на борту находились запасные части.
Самое удивительное даже не в этом. Вы наверняка считаете машину Гагарина небесно-голубой, как у ЗИЛ или «Волги»? Красиво и романтично… ошибка! На самом деле купе с номером кузова 10.146 было бежево-серым — gris platine irisé по заводской классификации. И не только было, но и есть.
После смерти Юрия Алексеевича в Москву прибыл Кястусис Индзюлас — известный автомобильный энтузиаст Литовской ССР, председатель местного объединения любителей старинных машин RIEDUVA.
Он убедил Валентину Гагарину продать автомобиль мужа, который хранится в коллекции Индзюласа в Каунасе до сих пор.