Как расшифровывались коды на советских автомобильных номерах и почему некоторые символы упразднили

VozBox  » Новости »  Как расшифровывались коды на советских автомобильных номерах и почему некоторые символы упразднили

Автомобильный государственный номер – это не просто формальность, а идентификационный код транспортного средства, необходимый для передвижения по дорогам общего пользования. В ряде стран к нему относятся почти как к части имиджа: коллекционеры и автолюбители готовы платить значительные суммы за уникальные сочетания букв и цифр. Как установил портал vozbox.ru, в советское время номерные знаки также обладали своими особенностями, хотя некоторые детали стали известны широкой публике лишь спустя десятилетия.


В течение всего периода существования СССР дизайн номерных табличек неоднократно модифицировался. Наиболее значительные изменения произошли перед проведением Летней Олимпиады 1980 года в Москве. В то время чёрные таблички с белыми символами были заменены на белый фон с чёрными знаками. Этот вариант послужил основой для разработки будущих российских стандартов, хотя и имел ряд отличий от западных аналогов.


Советские автомобильные номера отличались использованием кириллического алфавита. В то время, когда современные российские таблички допускают только латинские буквы, можно было увидеть, например, «Ш» или «П» — символы, которые вызывали замешательство у иностранцев. Специально не стремились к созданию «говорящих» комбинаций, однако случайные номера, содержащие намёки или шутливые слова, приносили владельцам особое удовольствие. Например, табличка с номером «ЛЕЩ» стала бы настоящей удачей для любителя рыбалки.


В конце 70-х годов обновление стандартных автомобильных номеров сопровождалось появлением нестандартных жёлтых табличек на советских улицах. Эти «экспортные» номера состояли исключительно из латинских букв и цифр. Их крепили на автомобили, предназначенные для продажи за границу, и выдавали транспортным средствам, используемым иностранными гражданами. Дипломаты продолжают использовать автомобили с красными номерами, что является давней традицией.


Поездки за границу на личном автомобиле в Советском Союзе были нечастым явлением, хотя и случались. Для таких поездок в Госавтоинспекции выдавались временные номерные знаки с установленным сроком действия. В некоторых случаях дополнительная табличка не была необходима, если стандартная комбинация букв и цифр не включала кириллические символы. Это особенно относилось к спортивным автомобилям, участвовавшим в международных соревнованиях: они отправлялись с заводскими номерами, а временные знаки, если и получали, сразу же возвращались после завершения поездки.


В то время не было привычной системы кодов регионов, однако по буквенному обозначению можно было установить место производства автомобиля. Например, «МО» указывало на Москву, а «ЛА» – на Ленинград. В настоящее время регион на номерных знаках обозначается цифрой, и количество букв было уменьшено: сохранены только те, которые идентичны по написанию с латинскими буквами, чтобы соответствовать европейским стандартам.


В Советском Союзе автомобильные номера выполняли функцию своеобразного пропуска, дающего доступ к привилегированным кругам. К примеру, к московской Олимпиаде была разработана серия табличек с кодом «ОЛМ». Эти номера предназначались исключительно для транспортных средств, участвовавших в организации и обслуживании спортивного мероприятия.


Автомобили с маркировкой «МОС» были зарезервированы для высших партийных чиновников. Вскоре в народе появилась шутливая расшифровка этого обозначения – «Московский Особый Статус». А автомобили, на которых передвигалась охрана Брежнева, имели индекс «МОЛ», который в неофициальной обстановке объясняли как «Мы Охраняем Леонида».


Специальный код «ММО» присваивался космонавтам, которые считались национальной гордостью. После букв в этом коде указывались цифры, соответствующие номеру космического полёта, и к концу 1980-х годов такие автомобили стали более распространёнными.


Иногда существовали так называемые «блатные» автомобильные номера, приобрести которые обычным путем не представлялось возможным – они получались благодаря личным связям или определенному положению в обществе. Например, известные спортсмены часто запрашивали комбинации, соответствующие их игровым номерам. Так, на «Волге» легендарного хоккеиста Валерия Харламова можно было увидеть номер «00-17», полностью идентичный его номеру на льду.