
При отказе тормозной системы в работе автомобиль теряет управляемость.
Сильная летняя жара существенно повышает опасность перегрева тормозных систем. По словам инспектора ГАИ из беседы с редакцией портала vozbox.ru, частые и резкие торможения при спуске разогревают диски и колодки до критической температуры. Изношенные шланги в таких условиях становятся податливее и могут начать пропускать тормозную жидкость. Такое явление на стоянке или при низкой скорости неприятно, но обычно безопасно. Гораздо опаснее, если педаль внезапно проваливается на высокой скорости.
На прямой дороге остановитесь, включив аварийные огни, и медленно съезжайте на обочину. Если дорога идёт под уклон или перед вами плотный поток машин, сохраняйте спокойствие. Отпустите педаль газа, предупредите пассажиров о возможном ударе и попросите их крепко держаться за поручни и упираться ногами для лучшей фиксации.
В современных легковых автомобилях установлена двухконтурная тормозная система. Она спроектирована так, что при выходе из строя одного контура второй сможет частично компенсировать тормозное усилие. Для этого не стоит сразу же нажимать педаль до упора. Лучше использовать метод «прокачки» — несколько раз резко нажимать и отпускать педаль. Это может помочь повысить давление в рабочем контуре.
Включите аварийную сигнализацию и дальний свет фар для предупреждения других водителей о проблеме. Одновременно ищите место для безопасной остановки машины. Если восстановить тормоза не получается, оцените обстановку и подумайте, где можно снизить скорость. В крайнем случае используйте мягкие препятствия — кустарник или рыхлый грунт помогут замедлить автомобиль. При возможности старайтесь уехать на поле, избегая глубоких кюветов.
В крайних случаях можно попытаться осторожно прижать автомобиль боком к отбойнику, используя трение для уменьшения скорости. Однако этот метод следует применять лишь если другие способы остановки оказались безрезультатны. Прежде всего нужно попробовать использовать имеющиеся в машине средства торможения.
Чтобы снизить скорость, можно использовать двигатель и коробку передач. Для машин с механической трансмиссией это значит последовательно переходить на более низкие передачи. Но помните: слишком резкий переход, например, с четвёртой на первую, может вызвать блокировку колёс и занос. Владельцам автомобилей с автоматической коробкой передач проще — достаточно перевести селектор в режим «L» или «1», а электроника снизит передачи сама.
Можно попытаться воспользоваться стояночным тормозом. При наличии классического ручника тяните его плавно и равномерно, чтобы избежать блокировки задних колёс и срыва машины в занос. Электронный стояночный тормоз имеет особенность: на высокой скорости система может не активироваться.
Если дорога позволяет и водитель уверен в умениях, можно попытаться произвести контролируемый занос – боковое скольжение ускоряет снижение скорости. Такой приём требует большого опыта: неопытный водитель может лишиться управления машиной и ухудшить положение дел.