Чеченский автопром: Чаборз М-4 и М-5 – живые машины будущего?

VozBox  » Новости »  Чеченский автопром: Чаборз М-4 и М-5 – живые машины будущего?

В феврале текущего года в соответствии с постановлением № 1649 от 12 декабря 2019 года чеченская компания «Чаборз», специализирующаяся на выпуске багги на базе агрегатов моделей Lada, получила грант Минпромторга. Грант предназначен для научных исследований и опытно-конструкторских работ по разработке мобильного вездехода М-5 для нужд армии. На выставке «Армия-2024», мы дали большой репортажЧеченцы представили два варианта: помимо М-5, который будет разрабатываться в рамках НИОКР для Минпромторга, еще и М-4, являющийся классом ниже. М-5 — самая мощная машина в нашем ассортименте. Ее грузоподъемность достигает 800 кг, что позволяет разместить миномет калибра 120 мм — на данный момент очень востребованное вооружение. Разработали механизм автоматической разгрузки миномета с платформы и последующей загрузкой после выполнения боевой задачи. В итоге можно назвать эту установку мобильным минометом. На все операции без учета стрельбы уходит 30 секунд. Боекомплект рассчитан на 16 выстрелов. Экипаж М-5 состоит из трёх бойцов. Одна из модификаций предусматривает перевозку и использование противотанкового ракетного комплекса “Корнет” вместо миномета.

Специалисты НАМИ проводили инжиниринг по макету М-5, став субподрядчиком. После сдачи опытного образца испытания пройдут в Российском университете спецназа. В случае появления заказчиков «Чаборз» должен обеспечить масштабирование производства. До опытного образца пока далеко — приемке Минпромторга его передадут только в конце 2025 года, так как договор на НИОКР действует два года.

С производством как дела? Напомню, в декабре 2020 года посещали чеченское предприятие «Чаборз» — сборка велась в огромном ангаре. Адам Хакимов уточняет: В скором времени с Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана будет подписано соглашение о возведении роботизированного завода по производству всей серии багги. Проектная мощность завода — 5000 единиц всех моделей суммарно. Не планируется ограничивать военными заказами, а машины будут предлагаться туристам и спортсменам. В следующем году для участия в “Шелковом пути” будет выставлено багги М-3.

По мнению Адама Хакимова, М-5 спроектирована на агрегатах ГАЗа, например, под капотом установлен 2,2-литровый дизель. Шины поставляются из Нижнекамска, а усиленные амортизаторы — из Подмосковья, проблем с локализацией нет.

По той же схеме, что и М-5, но с МГТУ имени Баумана ведется работа по М-4. Машина имеет снаряженную массу 1200 кг, грузоподъемность — 500 кг, дорожный просвет — 300 мм, запас хода по шоссе — 500 км. Главное назначение машины — подвоз боеприпасов и вывоз раненых. Разработка ведется в рамках контракта с Министерством обороны. На выставке был представлен неходовой макет — посадочный, из которого к концу года должны сделать опытный образец. Именно тогда заканчивается подрядный контракт по инжинирингу между «Бауманкой» и «Чаборзом». После испытаний проекту присвоят литеру «О1». «Чаборз» либо заключит с «Бауманкой» новый контракт на доведение опытного образца, либо самостоятельно доведет машину до серийного выпуска.

М-4 спроектирован на базе агрегатов Lada. Мосты с самоблокирующимися дифференциалами взяты от Нивы Бронто. Подвеска — от обычной Нивы с увеличенным ходом. Раздатка планируется упрощённой конструкции, без второй понижающей ступени. Первая передача в раздатке будет несколько увеличена относительно оригинальной — максимальная скорость при этом упадет, зато в наиболее ходовых режимах будет достигнута требуемая тяга. Межосевой дифференциал сохранится с самоблокирующимся механизмом вместо принудительной блокировки. Задняя независимая подвеска выполнена просто: развернут передний мост Нивы на 180 градусов. Кузов, как и в М-5, оригинальный — его усилили после оценки напряжения по методу конечных элементов. Выставочный макет М-4 был создан всего за 25 дней.

Первоначально корпус раздатки на образцах М-4 будет сварным, а не литым. При масштабировании производства компания «Чаборз» использует займы ФРП по ставке всего 3%. Заказчиком для М-4 выбран прототип Desertcross из Китая. Этот же автомобиль являлся прототипом для Улана, о котором сообщалось в обзоре «Армии-2024».

Фотография «Чаборз М-5», автор — Сергей Арбузов (Дром).
Мотоцикл Чаборз М-5, фотография Сергея Арбузова с сайта Дром.
Мотоцикл Чаборз М-5, фотография Сергея Арбузова / Дром.
Фотография автомобиля Чаборз М-5 от Сергея Арбузова для сайта Дром.
Фотография автомобиля ЧАБОРЗ М-5 выполнена Сергеем Арбузовым для ресурса Дром.
Фотография М-4 Чаборз, автор — Сергей Арбузов / Дром.
М-4 Чаборз, снимок Сергея Арбузова / Дром.
Чаборз M-4, снимок: Сергей Арбузов / Дром.