![](https://vozbox.ru/wp-content/uploads/2024/12/7616jr9guxaimsdlz1.jpg)
![](https://vozbox.ru/wp-content/uploads/2024/12/7616jr9guxaimsdlz1.jpg)
В последнее время знакомая предложила мне прокатиться до бывшего завода «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» (теперь просто «МБ Рус Мануфэкчуринг»), который находится в индустриальном парке «Есипово» у деревни Ложки Московской области. «Неужели за забором много собранных Exeed?» — спросила я. «Нет, не только», — ответила она. В результате пришлось оставить все и отправиться туда. На месте действительно обнаружились не только Эксиды, как видно из фото.
![](https://vozbox.ru/wp-content/uploads/2024/12/ygjhkgjn7egcnpn7eq.jpg)
![](https://vozbox.ru/wp-content/uploads/2024/12/477xcqlgstic5drhbv.jpg)
По длинной стороне за забором, рядом с цехом, в ряд выстроились полноразмерные кроссоверы, которые по нашей базе регистрации проходят как Lixiang L9, но точнее их называть Li L9: Li Xiang — миллиардер и основатель компании, которая сегодня называется Li Auto.
![](https://vozbox.ru/wp-content/uploads/2024/12/atzmykepdnpgrrxvpx.jpg)
![](https://vozbox.ru/wp-content/uploads/2024/12/ujabb08emyb8a9tj7r.jpg)
Компания Li Auto начала выпускать машины в 2019 году и сейчас реализует значительные объемы, даже по меркам Китая. С января по апрель 2024 года Li Auto поставила дилерам Поднебесной более 106 тысяч автомобилей. Обратите внимание, что автомобили, стоящие вдоль забора, не закрыты на замок. Посмотреть бы на них наклейку с VIN-номером…
Предприятие не высказало официального мнения по поводу присутствия Lixiang на своей территории. Мы используем территорию завода как склад. Конечно, никто такого делать не запрещает, но я насчитал всего 50-60 штук Li L9, а для удовлетворения потребностей дилеров этого недостаточно. Напомню, что по данным редакции Дрома, в первом квартале 2024 года на учет встали 8049 автомобилей марки Lixiang — марка вошла в топ-10 брендов российского рынка. Из указанного объема 1399 машин были выпущены в текущем году, остальные — в 2023-м, есть даже три образца 2022 года. Для сравнения: Москвичи за то же время разошлись тиражом менее чем в пять тысяч, Омоды — в десять тысяч с хвостиком. В общем, «склад» из 50 машин — это ничто, это не склад.
Предположим, что Лисяны собирают на подмосковном заводе. Какую бизнес-модель можно представить? Очень простую: с 1 февраля 2024 года у импортеров нет возможности завозить китайские «электрички» и гибриды по процедуре параллельного импорта. Что делать в таком случае? Если продавать через частников по СБКТС как подержанные, то их просто не хватит. В то же время сумма, на которую увеличится стоимость собранной в РФ машины методом прикручивания гаек, будет несущественной для цены Лисянов. Модели Li Auto позиционируются как люксовые, дорогие с высокой маржой. При этом машинокомплекты-DKD, которые проходят границу как готовые автомобили, можно получать в любых количествах – китайцы будут рады.
Завод Mercedes-Benz в «Есипово» и бывшее представительство «Мерседес-Бенц Рус», сейчас «МБ Рус», принадлежат «Автодому». «МБ Рус» успешно торгует Лисянами не первый год. Осталось заключить контракт на поставку DKD-комплектов — автомобилей, произведенных в Китае, разобраны, упакованных и отправленных адресату. После этого можно долго крутить гайки на территории склада. Затея точно выгорит, поскольку наш покупатель с радостью приобрел Li Auto, ему уже и Мерседесы не нужны… В первом квартале дорогие россияне купили всего 1725 Мерседесов, из которых только 106 выпущены в 2024 году.
![](https://vozbox.ru/wp-content/uploads/2024/12/b8ycm17lin7lw92dlr.jpg)
На территории бывшего немецкого завода есть Мерседесы, стоящие в фирменных «маскхалатах» для транспортировки на автовозах. На нескольких машинах через «длинный» объектив видны не только эмблемы, но и фирменные надписи. К примеру, на фото — кроссоверы в исполнении AMG. Эти машины точно на складе в ожидании отправки до дилера. Завозить Мерседесы по параллельному импорту можно в любых количествах.
![](https://vozbox.ru/wp-content/uploads/2024/12/wwkp4ngy44wyvysvwr.jpg)
Я изучил ситуацию и решил обратиться к коллеге Цыганову — многолетнему автору Дрома и основателю «Автопотока». Он хотя бы слышал о возможном появлении в России моделей марки Li Auto. Несколько источников говорили ему, что еще год назад рассматривалась вторая марка наряду с Exeed. По моей информации, речь идет о марке, не представленной официально на российском рынке, и Ли Авто под это описание подходит.
В случае если рассматривать возможность использования оборудования, оставшегося от немцев, других вариантов поставки комплектов для сварки кузова, кроме как с китайского завода Beijing-Benz (совместное предприятие Daimler и BAIC в Пекине), просто нет. Весь сварочно-окрасочный комплекс, на котором освоили производство E-Class, GLE-Class, GLS-Class и GLC-Class, вряд ли можно приспособить под что-то другое: технологическая переподготовка производства потребует слишком больших инвестиций – проектирования и изготовления новой оснастки, настройки электроники, управляющей всеми техпроцессами, и т. д.
Бизнес-схема бренда Exeed с сбором в Подмосковье не работает. Для этого вовсе не нужно было выпускать партию машин отверточным способом. Проблема не только в утилизационном сборе, который китайцы компенсируют скидкой на некоторые модели Chery. Дело в том, что «отвертка» по контракту — это двойная потеря денег. Компания «Автодом», а также завод не будут ни импортировать, ни продавать эти Exeed через свои структуры. Заказчиком сборки стало российское представительство Chery «Чери Автомобили Рус».
Для того чтобы себестоимость автомобиля Exeed TLX, собранного в России из DKD-комплектов, соответствовала цене продажи (4,2-4,4 млн рублей), его нужно продавать за 5,5-6,0 млн рублей. Однако при такой цене никому не нужен автомобиль, да и прибыли нет никакой — дешевле импортировать. Что касается локализации, необходимой для полной компенсации утилизационного сбора, её на моделях Exeed в России никогда не будет — китайцы не разрешают выпускать кузова на моделях своей люксовой марки. На Чери и Омоде — пожалуйста, на Эксидах — нет. По крайней мере, так говорят люди, знакомые с позицией штаб-квартиры Chery по этому вопросу.
![](https://vozbox.ru/wp-content/uploads/2024/12/e2hhhbq509c9nxq0s8.jpg)
![](https://vozbox.ru/wp-content/uploads/2024/12/lp95ocd772po2zxnz2.jpg)
На территории «МБ Рус Мануфэкчуринг» нашлось много автомобилей Эксид, преимущественно TLX. Одобрение типа транспортных средств российского производства TLX (тип М51) действует с 3 мая, а Exeed VX (тип М52) — с 7 мая 2024 года. Возможно, по итогам второго квартала начнут продавать первую партию Эксидов — об этом расскажет статистика постановки на учет.
![](https://vozbox.ru/wp-content/uploads/2024/12/17xn37vmg0grdcswcx.jpg)
![](https://vozbox.ru/wp-content/uploads/2024/12/99tu0oyy8f5u9ursob.jpg)
![](https://vozbox.ru/wp-content/uploads/2024/12/u75r6t7jsszsohlpkr.jpg)
В настоящее время большая часть собранных Эксидов находится на заводском участке с замазанными надписями и табличками.
На этом автомобиле буквы не заклеили, но его всё равно можно было узнать — это Exeed RX, сертификат по которому пока отсутствует. На лобовом стекле в правом нижнем углу белым маркером написано: «Не трогать, досмотр»Этот образец уже собран и готов к оформлению ОТТС?
Или сертификацию по нему уже ведут?… Скоро узнаем.
![](https://vozbox.ru/wp-content/uploads/2024/12/wc77qqn4vwepdke13i.jpg)
В завершение добавим, что в 2023 году бывший завод Mercedes-Benz потерял 1,3 млрд рублей — немного. Напомним, что бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге принес в 2023 году убытки в размере 13,6 млрд, а бывший завод Hyundai — 16,5 млрд. Такой маленький убыток вовсе не означает, что «Автодом» готов держать предприятие в простое еще год или два, тем более что и сам «Автодом» в прошлом году просел в финансовом плане. Если в 2020, 2021 и 2022 годах он в среднем в год приносил владельцам по 2 млрд рублей, то в 2023-м прибыль упала до 50 млн. Не связано ли это с покупкой российского бизнеса Mercedes-Benz в апреле прошлого года?
![](https://vozbox.ru/wp-content/uploads/2024/12/nycafwa4dyj7zebb11.jpg)
Предупреждаем администрацию завода о наличии прохода в заборе, позволяющего легко попасть на территорию взрослому человеку. В период немецкого правления подобных проблем, наверное, не возникало…
В первом квартале в России самым популярным Лисяном стал среднеразмерный L7 (4073 машины). За ним следует полноразмерный L9 (3904 машины). L8 продался плохо — всего 70 машин, а две остались с прошлого года, когда еще выпускали Li One.
![](https://vozbox.ru/wp-content/uploads/2024/12/7xy8v3y9fp51umzrz8.jpg)
Фото: Сергей Арбузов / drom.ru