
Автоматические трансмиссии стали распространены на дорогах, особенно в городе, где важно удобство и минимум усилий от водителя. Из-за этого производители всё чаще заменяют механику автоматами для максимального комфорта управления автомобилем. Но при всей популярности автоматических коробок передач есть важный технический момент, который нельзя игнорировать: возможность буксировки и езды с прицепом.
Споры о возможности буксировки автомобилей с автоматической коробкой передач (АКПП) — распространенное явление среди водителей. Не существует однозначного ответа, так как рекомендации по буксировке варьируются в зависимости от модели автомобиля и конструктивных особенностей трансмиссии и силовых элементов.
Проблема вызвана принципом работы автомата: многочисленные вращающиеся части нуждаются в постоянной смазке.
Масло движется по системе не самопроизвольно, для этого необходим насос.
Насос включается лишь при работе двигателя. При остановке мотора циркуляция прекращается, и механизм лишается смазки.
При подобных обстоятельствах буксировка может вызвать серьезные повреждения. Части трансмиссии испытывают усиленный износ, что может потребовать дорогостоящего ремонта.
Давление в системе при простое часто недостаточно для надлежащей смазки. Поэтому во время буксировки важен вопрос работоспособности двигателя.
В случае невозможности запуска двигателя ситуация ухудшается. Движение автомобиля с ведущими колёсами на дороге представляет серьёзные риски. Хотя это технически возможно, то как крайняя мера: на скорости до 15 км/ч и не более чем на 2-3 км. Строгая эта рекомендация связана с тем, что при движении внутренние узлы коробки продолжают вращаться без достаточной смазки. Это вызывает усиленное трение, тепловую нагрузку и, в конечном итоге, износ компонентов трансмиссии. Результатом может быть не только сбой в работе, но и капитальный ремонт, цена которого многократно превысит стоимость вызова эвакуатора.
Лучший вариант – перемещение на платформе или с использованием специальных катков под ведущие колеса. Основное правило сохраняется: ведущая ось должна быть поднята. Колеса, не соединенные с трансмиссией, могут оставаться на земле – они не создают нагрузки на коробку передач и не причиняют повреждений.
При работающем двигателе масляный насос внутри автоматической трансмиссии запускается, обеспечивая циркуляцию смазочной жидкости по каналам коробки. Такое перемещение автомобиля на тросе технически возможно, но полностью безопасным его назвать нельзя. Рекомендуется соблюдать умеренный темп – скорость не выше 40 км/ч – и избегать протяжённых маршрутов: оптимальным считается ограничение в пределах 15-20 километров.
Даже с запущенным двигателем система смазки не функционирует на полную мощность, особенно при малых оборотах. В таких условиях масло распределяется плохо, и некоторые детали могут испытывать недостаток защиты от трения. Длительная эксплуатация в таком режиме – прямой путь к быстрому износу.
Возможность буксировки других автомобилей или тяжелых прицепов за автомобилем с АКПП обычно не ограничена, разве что производитель изначально не предусмотрел возможность крепления фаркопа, например, некоторые китайские автоконцерны поступают именно так. Автомобили без заводского фаркопа запрещено эксплуатировать с прицепом. При установке фаркопа во время движения лучше использовать ручной или полуавтоматический режим переключения передач, избегать резких стартов с места и длительных нагрузок на подъемах.
Автоматическая коробка передач может тянуть прицеп или другое авто без рывков и перегрузок. Нужно быть осторожным и знать устройство конкретной трансмиссии.