Всё о гоночных машинах «Формулы-1»: устройство, развитие и лидеры скорости.
Болид «Формулы-1» – гоночный автомобиль для соревнований в автоспортивной дисциплине «Формула-1». Использовать его в других классах состязаний нельзя, как и выезжать на обычных дорогах. Каждая машина разрабатывается индивидуально по заказу спортивной команды. Команда обычно ежегодно выставляет новую или модернизированную модель.
Характеристики болидов «Формулы-1»
Машины класса «Ф-1» признаны самыми продвинутыми в плане автомобильных технологий и инженерных разработок. Вот некоторые характеристики типичной современной модели.
Размер
Средние показатели длины машин «F-1» составляют 5 метров, ширина приблизительно равна 2 метрам, а высота не превышает 1 метр.
Вес
Согласно нынешним нормам, вес болида составляет не более 700 килограмм. С пилотом в снаряжении вес может увеличиться до 800 килограмм.
Скорость
Представители самых почетных гонок планеты способны развивать скорость более 350 км/ч. Однако назвать формульные болиды самыми быстрыми автомобилями нельзя, так как существуют мелкосерийные гиперкары, превосходящие эту отметку. Дело в том, что аэродинамика болидов «Ф-1» работает не только на спидометр, но и на управляемость в поворотах. Поэтому чисто скоростные характеристики не главное. И всё же, даже 350 км/ч назвать недостаточными язык не повернется.
Мощность
Сдерживая мощь машин жесткими правилами, призванными сделать гонки более справедливыми, количество лошадиных сил периодически ограничено. В 2024 году эта отметка составляет 850 л. с. плюс электромотор (о чем будет сказано далее). Однако не все команды обладают достаточным техническим и финансовым потенциалом для эффективного использования такого лимита. Сход с дистанции из-за поломок — частая ситуация, и это свойственно не только «Формуле».
Интересно, что весь большой «табун» снимается всего с объемом рабочего пространства в 1,6 литра. К бензиновому 1,6-литровому V6 добавляется вспомогательный электромотор мощностью 161 лошадиная сила (у всех одинаковая мощность).
Сколько стоят болиды «Формулы-1»
Ясно, что гоночные автомобили этого класса — эксклюзивный товар, доступный только ограниченному кругу лиц. Однако приблизительную стоимость их изготовления можно судить по представленным цифрам. Суммы указаны в рублях исходя из сегодняшнего курса обмена валют:
- двигатель: 60 млн руб.;
- подвеска: 25 млн руб.;
- коробка передач: 15 млн руб.;
- монокок: 10 млн руб.;
- тормозная система: 2,5 млн руб.
Каждая машина такого типа – фактически расходный материал. Команда обновляет парк с новым сезоном. Спонсоры вкладывают огромные средства в разработку, испытания и настройку новых машин. В течение сезона болиды постоянно совершенствуются. Необходимо также учитывать регулярный износ всех узлов и агрегатов, их нужно держать под рукой и заменять при необходимости.
Устройство болидов «Формулы-1»
Машины «Формулы-1» состоят из ключевых компонентов.
- КокпитМонокок, или ещё монокок, — это основа всех подобных машин без традиционного кузова. Он представляет собой углепластиковый «кокон», где располагается кресло пилота. Монокок — каркас болида, который защищает гонщика при авариях и служит основой для крепления основных узлов и деталей. Благодаря технологичному материалу его вес крайне мал — всего 30–40 кг.
- Двигатель и трансмиссияКрепятся к монококу позади водителя. О двигателе уже рассказали. Трансмиссия представляет собой восьмиступенчатый роботизированный «полуавтомат» с переключением передач кнопками на руле.
- Подвеска и рулевое управлениеПодвеска «Формулы» представляет собой многорычажную конструкцию на поперечных тягах. У руля быстросъёмное крепление, дающее возможность пилоту оперативно покинуть кабину либо сесть за штурвал.
- «Кузов»В сущности, его нет. Внешний вид — набор аэродинамических элементов, уменьшающих сопротивление воздуха, прижимающих машину к дороге и охлаждающих ключевые узлы. Каждый болт рассчитан с максимальной точностью для функциональности, без учета внешнего вида.
«Формула» как инструмент коммерции
В настоящее время в гонках «Формула-1» машины разных команд почти идентичны, отличаясь главным образом окраской и незначительными деталями. В сезоне 2024 года многим болидам свойственен черный цвет, так как лишняя краска добавляет несколько десятков граммов, влияющих на результат. Команды последовательно поддержали этот тренд. Международная автомобильная федерация (FIA) пока не приняла «закона о цветах», но возможно утверждение подобного регламента.
Многолетние наблюдатели «королевских гонок» отмечают снижение интереса к ним, даже среди преданных болельщиков. За последние два десятилетия высшая лига под руководством «Формулы-1» превратилась из культуры автоспорта в многомиллиардный коммерческий проект FIA и ссору спонсоров.
5 лучших болидов «Формулы-1»
Рассмотрим некоторые наиболее успешные автомобили из истории Формулы-1.
1. Lotus 72: 20 побед в сезонах 1970–1975
Lotus 72
Этот автомобиль считается определяющим фактором развития гоночных болидов на протяжении многих лет. Например, у него были боковые воздухозаборники для охлаждения (вместо носовых) и общая клиновидная форма.
2. Williams FW11/FW11B: 18 побед в сезонах 1986–1987
Williams FW11
Успех заключался в превосходном двигателе Honda и сложной, но действенной гидравлической подвеске. Последняя гасила один из главных недостатков прямых участков тех лет — подскок на неровностях, а также повышала скорость прохождения поворотов.
3. McLaren M23: 16 побед в сезонах 1973-1978
McLaren M23
Одна из самых долговечных машин в мире Формулы-1: шесть сезонов на подиуме. Универсальность настроек М23 приводила к неоднозначным отзывам: пилоты сначала его критиковали, но позже признали лучшим.
4. Ferrari F2004: 15 побед в сезоне 2004
Ferrari F2004
«Красным» помог свой испытательный трек, а неудачи конкурентов из Williams и McLaren сыграли свою роль. В 2004 году машина одержала уверенную победу.
5. Lotus 25: 14 побед в сезонах 1962-1967
Lotus 25
Заключает список всё тот же Lotus, но более ранней разработки. Как и модель 72-го года, машина произвела революцию в «Формуле-1». Именно тогда известный спортивный конструктор Колин Чепмен реализовал идею монокока. После этого схема центральной капсулы, к которой крепится всё остальное, стала стандартом на многие десятилетия.