
В автомобилях большие экраны для мультимедийных систем вытеснят проекционные дисплеи и виртуальную реальность.

С появлением первых экранов в машинах в конце прошлого века доступ к такому оснащению был лишь у дорогих моделей. Сейчас сенсорные дисплеи стали обычным явлением, даже в бюджетных автомобилях. Цифровые решения вытеснили традиционные рычаги и поворотные регуляторы. Управление климатом, радио и даже КПП осуществляется тапами и свайпами.
Желание покупателей, особенно в Китае, к большим экранам, функциям и визуальному контенту растет. Вместе с этим появляются вопросы о безопасности и удобстве использования большого количества экранов в автомобилях. Производители задумываются о том, как сократить количество дисплеев в машинах.
Инновации от производителей
Инженеры Bentley предложили довольно изящное решение: в Continental GT экран убран за деревянной панелью и остается скрытым даже после запуска двигателя. Для его появления требуется нажатие специальной кнопки.

Bentley Continental GT Speed
Компания Continental (не путать с Bentley) разработала прототип под названием In2Visible. Его особенность — полностью скрытый экран, встроенный в панель. В выключенном состоянии его невозможно заметить. При активации системы появляется изображение. На данный момент это лишь прототип.

Continental In2Visible
Машины без мультимедиа
Недавно мы рассказывали вам про стартап SlateКомпания, основанная бывшими инженерами Tesla и Rivian, создала миниатюрный пикап без мультимедийной системы. В автомобиле есть только маленький экран за рулем для показа скорости и остатка батареи. По желанию можно установить на торпедо смартфон.
В автомобильной индустрии популярна идея BYOD — «Принеси своё устройство».

Slate Truck
Использование проекции
Идею отображения информации на лобовом стекле заложили еще в 1980-х годах, когда General Motors осуществила первую проекцию на лобовое стекло. Сегодня проекционные экраны встречаются во многих авто бизнес-класса и выше.
BMW улучшила существующую технологию. В 2025 году компания выпустит линейку электромобилей Neue Klasse с системой Panoramic Vision. Она не просто проецирует информацию перед глазами водителя, а охватывает все лобовое стекло и может показывать маршрут, подсказки навигации, музыку, настройки и даже сообщения из мессенджеров. Такой функционал уже применяли некоторые автопроизводители, но ранее доступ к информации имели только водители.

BMW iDrive Panoramic Vision
Никто не планирует отказаться от экранов. BMW сохранит традиционный дисплей. Но задан вектор развития: информация должна отображаться прямо перед водителем, там, где её удобно видеть, не отвлекаясь от движения.
Российское решение
Пресс-служба бренда «Атом» сообщила, что отечественный электромобиль Производство остекления будет осуществляться российскими компаниями. Разработку и выпуск стекол ведёт Борский стекольный завод, являющийся партнёром компании «КАМА».
Сообщение акцентирует внимание на передовых технологиях, которые будут внедрены в модель. В частности, речь идет о системе дополненной реальности AR HUD. Представители бренда считают это важным шагом для развития отечественного автопрома: в «Атоме» появится проекционный дисплей с широкой проекцией и соотношением сторон 13:6. Система будет формировать изображение, сопоставимое с экраном диагональю более трех метров, визуально расположенным примерно в 12 метрах перед водителем — по уровню это решение сравнимо с аналогами в премиум-сегменте мировых брендов.

Система дополненной реальности AR HUD
Для работы AR HUD в конструкции предусмотрено многослойное лобовое стекло с клиновидной ПВБ-пленкой, которая обеспечивает четкую проекцию. На внутреннюю сторону стекла установят камеры для работы системы помощи водителю (ADAS).
Виртуальная реальность для пассажиров и водителей
Технологии виртуальной и дополненной реальности широко распространены, но их применение в автомобильных системах пока ограничено.
Audi совместно с компанией Holoride испытывает систему виртуальных развлечений для пассажиров. Нужно надеть гарнитуру, и вместо просмотра пейзажа можно начать игру. Изображение синхронизируется с движением автомобиля, чтобы избежать укачивания.

Развлекательная система для пассажиров автомобилей Audi.
Компания BMW долго разрабатывает гарнитуры Varjo, показывающие водителю виртуальные изображения.
Начавшись как небольшой эксперимент инженеров, технология превратилась в поистине удивительное изобретение. Это не просто добавление виртуального мира в автомобили, это больше: автомобили стали контроллером, объединяющим виртуальный и физический миры, как никогда прежде, — заявил Франциск ван Мил, генеральный директор BMW M GmbH.

Автомобиль BMW с VR-гарнитурой
Главным недостатком является безопасность. Для пассажиров наихудшим результатом может быть тошнота, а для водителя, использующего гарнитуру, частичное ограничение видимости, что может привести к серьезной аварии.
Проекция на сетчатку глаза
Самое инновационное предложение — исключить физические экраны.
Изображение будет непосредственно проецироваться в глаза водителей и пассажиров. Сейчас это кажется вымыслом, но первые попытки уже предприняты.
Существует технология проекции изображения на сетчатку глаза – Retinal projection. Она реализуется с помощью специальных очков, но обладает недостатками: громоздкостью, низким разрешением и высокой стоимостью. Дальнейшим развитием этого направления является Retinal homing. В данном случае изображение не проецируется с очков, а извне – например, с помощью инфракрасного лазера, который отслеживает положение глаз и направляет картинку туда. Пока же это больше похоже на экспонат из музея науки.

Прототип виртуального сетчатого дисплея Avegant применяет микрозеркала и увеличенную оптику для формирования впечатляющего 3D-изображения.
Авторы
Теги