NavioSim: фотореалистичный симулятор приближает эру беспилотного транспорта

VozBox  » Новости »  NavioSim: фотореалистичный симулятор приближает эру беспилотного транспорта

Пока российские власти рассматривают вопросы правового регулирования беспилотного транспорта, сам он продолжает развиваться. Ранее мы сообщали о запуске коммерческой эксплуатация беспилотных грузовиков. Ранее уже проводились испытания автономных такси (в качестве примера — компанией «Сберавтотех», которую позже переименовали в Navio ). А сегодня компания Navio объявила о дальнейших успехах в области беспилотного транспорта, продемонстрировав свою новую разработку: фотореалистичный симулятор NavioSim. Что представляет собой этот продукт и какова его функциональность?

Для начала уточним, что на сегодняшний день наиболее распространенная архитектура автономных транспортных средств включает в себя:

  • Комплекс датчиков, предназначенный для восприятия окружающей обстановки (камеры, радары и лидары);
  • Комплект оборудования для определения местоположения, включающий карты и модули геопозиционирования);
  • Комплект средств управления транспортным средством, обеспечивающий команды для движения и выполнения маневров);
  • Набор инструкций и алгоритмов, определяющих последовательность действий в различных условиях и ситуациях).

Финальный компонент является наиболее трудным. На текущий момент большинство алгоритмов действий для беспилотника создаются непосредственно человеком. Однако, подобным образом охватить даже наиболее распространенные дорожные сценарии практически невозможно. Эта проблема даже получила свое название — Long Tail. Для решения этой задачи компания Navio внедрила генеративный искусственный интеллект GenAI, основанный на VLA-моделях (Vision-Language-Action). Их ключевое достоинство – интеграция восприятия, прогнозирования и принятия решений в единую систему, обеспечивающую адаптацию к новым сценариям в реальном времени и применение накопленного опыта в нестандартных (новых) ситуациях. Однако некоторые дорожные ситуации, которые должны стать основой базы знаний ИИ беспилотников, даже после преодоления нескольких миллионов тестовых километров остаются не охваченными — ведь не стоит устраивать реальные аварийные ситуации исключительно для того, чтобы «обучить» ими ИИ?

Для поддержки специалистов разработано новое решение от Navio — фотореалистичный симулятор NavioSim, который позволяет воссоздавать различные дорожные сценарии в виртуальной реальности.

NavioSim обладает рядом достоинств, включая высокую детализацию, сопоставимую с записью с автомобильного видеорегистратора, и способность генерировать практически неограниченное число дорожных сценариев, в том числе с моделированием в разных местах, при различных условиях освещения и погоды, а также с учетом характеристик транспортных средств. Кроме того, платформа позволяет ускорить процесс разработки, а также повысить надежность и безопасность автоматизированных автомобильных систем.

Симулятор предоставляет возможность проведения трех видов тестирования:

  • SIL (Software-in-the-Loop) – это способ оперативной проверки функционирования всех алгоритмов в условиях контролируемой среды;
  • HIL (аппаратное моделирование) позволяет обнаруживать проблемы на границе программного и аппаратного обеспечения. Это позволяет имитировать любые внешние условия и создавать ошибки, чтобы определить, как компонент реагирует на них;
  • VIL (Vehicle-in-the-Loop) представляет собой своего рода «очки виртуальной реальности» для автомобиля, используемые на испытательном полигоне. С помощью этой технологии создается имитация сложных ситуаций, которые не поддаются воспроизведению в реальных условиях – данные передаются на датчики беспилотного транспортного средства непосредственно из симулятора.

Для моделирования используются как данные, полученные из фактических записей поездов, так и информация, созданная в графических редакторах, включая разработку искусственных сценариев.

Времени покажет, насколько новая технология ускорит внедрение беспилотных автомобилей в дорожное движение. Однако уже сейчас можно отметить, что работы ведутся не только в области программного обеспечения, но и в части аппаратной составляющей. В частности, были показаны системы очистки видеокамер, используемых в беспилотных автомобилях. В настоящее время для этой цели применяются традиционные методы: форсунки для омывателей и очищающие щетки-дворники. Но кто знает, возможно, и здесь в ближайшем будущем произойдет технологический скачок, который позволит отказаться от омывающей жидкости и сопутствующих ей устройств…?