Российские автопроизводители попросили ограничить ввоз иномарок для физических лиц

VozBox  » Новости »  Российские автопроизводители попросили ограничить ввоз иномарок для физических лиц

«Объединение автопроизводителей России» (ОАР) направило предложение в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с просьбой пересмотреть способ расчета утилизационного сбора на автомобили, чтобы остановить так называемый «серый» импорт, осуществляемый через оформление транспортных средств на физических лиц. «Объединение автопроизводителей России» – некоммерческая организация, целью которой является защита прав и интересов российских компаний-производителей. В состав организации входят такие предприятия, как АВТОВАЗ, Группа ГАЗ, КАМАЗ, «Москвич», ФГУП НАМИ, Соллерс, Автотор и ряд других.

Как пишет В коллективном обращении, адресованном главе Минпромторга Алиханову, члены ОАР отмечают, что постановление правительства №1291 от декабря 2013 года, регламентирующее порядок расчета утилизационного сбора, утратило актуальность и требует внесения изменений. Представители автопроизводителей предлагают пересмотреть методику определения утильсбора, привязав ее не к объему и типу двигателя, а к мощности. Обоснование предлагаемых изменений заключается в том, что современные импортные автомобили нередко оснащаются высокопроизводительными турбомоторами, характеризующимися небольшим рабочим объемом.

«В итоге сформировалась ситуация, при которой автомобили, существенно различающиеся по стоимости, облагаются одинаковым утилизационным сбором, особенно если у них небольшой объем двигателя. К примеру, бюджетный седан Changan Alsvin с рекомендуемой розничной ценой 1,85 млн руб. и объемом двигателя 1,48 л (мощность 98 л.с.) облагается утильсбором в размере 677,4 тыс. руб. Такой же размер утилизационного сбора предусмотрен для автомобиля BMW Х3 с рекомендуемой розничной ценой 8 млн руб. и объемом двигателя 1,99 л (мощность 255 л.с.) и для последовательного гибрида Aito M9 с рекомендуемой розничной ценой 10 млн руб. и мощностью 496 л.с.» , — говорится в обращении.

Утилизационный сбор больше не учитывает разницу в стоимости автомобилей разных классов, поскольку стоимость уплаты за премиальный и доступный автомобиль часто оказывается сопоставимой.

Представители Объединения полагают, что предоставление сниженных тарифов утилизационного сбора для частных лиц негативно сказывается на автомобильном рынке.

В настоящее время физические лица при ввозе транспортных средств для личного использования платят утилизационный сбор по сниженной ставке: 3400 рублей, если автомобилю не более трех лет, и 5200 рублей — если автомобиль старше трех лет. Это правило не распространяется на машины с двигателем объемом свыше трех литров, для которых льготная ставка «утильсбора» не действует. Физическое лицо, импортировавшее в Россию автомобиль для личного пользования, обязано не перепродавать его в течение года с даты ввоза.

По мнению представителей ОАР, в последние годы в России наблюдается бурный рост нелегального импорта автомобилей, чему способствовала существующая система льгот.

В 2024 году доля автомобилей, ввозимых в Россию физическими лицами, составляла от 1% до 50% от общего объема импорта, тогда как в 2025 году этот показатель вырос до 50-70% и выше. Это привело к тому, что рынок оказался перенасыщен иностранными автомобилями, не сопровождаемыми гарантией, системами обслуживания и поставками запасных частей. Кроме того, федеральный бюджет теряет миллиарды рублей из-за того, что потребители и компании обходят высокие «коммерческие» ставки утилизационного сбора, предназначенные для импортеров-юридических лиц.

Фото: пресс-служба ДВТУ ФТС России