Специалист Давиденко прогнозирует повышение цен на детали для автомобилей европейского производства на 40%.
В 2025 году россиян могут ожидать сложности с ремонтом и обслуживанием машин из-за вторичных санкций, затруднений в логистике и проблем с оплатой.
В начале 2025 года множество автомобилистов столкнулись с нехваткой оригинальных запчастей для своих машин. Количество предложений по запчастям для европейских, японских, американских и корейских моделей всё меньше, а на их место приходят преимущественно китайские аналоги.
Что с поставками
На начало 2025 года вопрос поставок автомобильных комплектующих в Россию полностью не урегулирован. Некоторые наименования остаются дефицитными или отсутствуют вовсе. С расходными материалами для планового технического обслуживания ситуация улучшилась.
«С момента разрешения на параллельный импорт В Россию запасных частей западных производителей не поступает почти три года. Сроки поставок автокомпонентов по-прежнему нельзя назвать стабилизировавшимися, — прокомментировал ситуацию руководитель отдела развития дополнительных продуктов ГК «Альфа-Лизинг» Максим Давиденко.
Специалист указал, что на поставки автокомпонентов оказывают влияние несколько негативных факторов.
- периодически вводимые новые санкции
- волатильность курса рубля
- Страх введения дополнительных ограничений с участием иностранных фирм из государств, обеспечивающих транзит.
По мнению Давиденко, подобные обстоятельства утяжеляют, затягивают и увеличивают стоимость пути автомобильных комплектующих до российских автомобилистов.
Татьяна Овчинникова, директор франчайзинговой сети автосервисов Fit Service, полагает, что в ближайшем будущем ситуация может ухудшиться. При этом по её словам, в настоящее время дефицита автокомпонентов нет: владельцы автомобилей могут найти и приобрести практически любую позицию для распространенных марок. Новые сложности специалист связывает с высокой ключевой ставкой, установленной ЦБ.
Из-за повышения цен на кредиты некоторые компании — производители запчастей не смогут размещать заказы прежним объемом. Из-за этого выпустится меньше продукции, и к лету может появиться дефицит.
Как обстоят дела с оригиналом
В 2024 году введенные вторичные санкции против стран и компаний, участвующих в поставках автокомпонентов в Россию, усложнили импорт дефицитных деталей: до трети контейнеров с автозапчастями застревали на границе. Часто это происходило из-за проблем с оплатой товара. ОАЭ и Турция три года подряд были основными поставщиками оригинальных, дефицитных деталей, но сейчас этот канал существенно сократился, как сообщили представители отрасли.
Татьяна Овчинникова рассказала о сложностях с перечислением денег при поставках через ОАЭ: из-за этого меняется схема оплаты и стоимость услуги «перечисления средств». В результате увеличиваются и сроки поставок.
Максим Давиденко из ГК «Альфа-Лизинг» подтвердил увеличение сроков поставки автокомпонентов: «увеличение сроков поставки запчастей через ОАЭ и Турцию происходит из-за проблем со стороны вторичных санкций.
Вторичные санкции усложняют схемы поставок и их оплату, что в итоге отражается на увеличении сроков и конечной стоимости деталей».
При покупке запчастей для автомобиля настоятельно рекомендуется проявлять осторожность, так как риск приобрести подделку в последнее время заметно возрос.
Что по ценам
Специалисты не видят предпосылок к снижению цен на автокомпоненты в России. К концу 2025 года детали для ремонта и обслуживания автомобилей станут существенно дороже.
Максимум Давиденко отмечает последствия падения рубля, случившегося в конце 2024 года. Специалист прогнозирует рост цен на запчасти европейских производителей на 40% в 2025 году из-за сохраняющейся волатильности валютных курсов. Владельцам китайской техники повезло больше, хотя и компоненты к их транспорту к концу прошлого года уже выросли примерно на 2%, а в текущем году могут стать дороже еще на 15–20%.
«Цены будут следовать за курсом валют, — уверена Татьяна Овчинникова. — Как у любого импортируемого товара, у запчастей есть прямая зависимость от курса рубля к основным валютам. За последние 2–3 месяца отмечаем рост в среднем на 10–15%. Повышение происходит из-за сохраняющихся сложностей с логистикой и проблем с перечислением денежных средств. Крупнейшим дистрибьюторам приходится менять логистические цепочки, а также корректировать схемы оплаты».
Специалисты указывают, что некоторые автозапчасти по-прежнему испытывают дефицит. К таким относятся лобовые стекла, кузовные детали и оптика. Роман Тимашов обратил внимание на особые трудности с электронными компонентами: ключами, блоками, системами безопасности и мультимедиа. Несмотря на возможность достать многие из этих компонентов, сложность заключается в адаптации их к работе на автомобиле: программирование и привязка к бортовым системам требуют высокой квалификации.
Нехватка запчастей сохраняется, особенно по заказам с указанием VIN-номера автомобиля, особенно если это номер для российского рынка. Рост цен наблюдается, в частности, на кузовные части. Например, средний чек за кузов премиум-сегмента вырос на 21%, а массового — на 32% (2023 по сравнению с 2024 годом). В слесарном направлении увеличение составило соответственно 10 и 7%.
Россиянам пока нет необходимости беспокоиться о наличии расходных материалов в магазинах, поскольку их продают в большом количестве. В основном это не оригиналы, а качественные аналоги по более низкой цене.