Автотор: Противостояние рынку. Торможение перехода от двигателей внутреннего сгорания к электроприводу

VozBox  » Новости »  Автотор: Противостояние рынку. Торможение перехода от двигателей внутреннего сгорания к электроприводу

Наша предыдущая заметка Ситуация с производством аккумуляторов для электрокаров в России. Вызвала бурю возмущённых откликов читателей заметка: дескать, заводы по выпуску аккумуляторов строятся, некоторые фирмы уже налаживают выпуск батарей, а Дром пишет, что российских батарей нет и не предвидится. Как ни странно, эти два мнения не противоречат друг другу, и у внимательных читателей наша заметка вопросов не вызвала. Мы говорили не о том, что заводы по выпуску аккумуляторов не строятся, а о том, что в 2025 году нет никакой возможности начать выпуск батарей, которые по последней редакции Постановления Правительства РФ № 719 от 17 июля 2015 года можно было бы признать российскими. За подробностями отсылаем читателей к упомянутому материалу и продолжаем тему российских аккумуляторов. на них рассчитан проект «Автотора» по ремоторизацииРечь идет о модернизации устаревших автомобилей, как грузовых, так и легковых, произведенных в Калининграде, путем замены двигателей внутреннего сгорания на электромоторы и литий-ионные аккумуляторы высокого напряжения.

Для компании «Автотор» данный проект имеет ключевое значение. С ним связана обязательная локализация новых электромобилей марки Amberauto, выпускаемых на предприятии, а также запуск нескольких крупных производств, в том числе алюминиевого литья. О текущем состоянии проекта мы пообщались с вице-президентом и директором по ремоторизации «Автотор Холдинга» Дмитрием Чемакиным.

Сергей Арбузов:Мне кажется, что за полтора года проект не сделал значительных шагов вперёд. Действительно ли так?

Дмитрий Чемакин:Хотели бы ускорить многие процессы. Процедура сертификации занимала слишком много времени. Таких проектов в России не было, поэтому для НАМИ и сертифицирующих организаций всё было ново. На рынке есть «переделки», когда из ДВС выкидывают двигатель и устанавливают батарею и электромотор, но это кустарщина. Мы не идем по пути «самоделкиных», прокладываем дорогу промышленным сертифицированным и безопасным для пользователя решением. Идем путем изменения государственных правил сертификации транспортных средств с внесенными изменениями в конструкцию. Это сложный путь. За время мы прошли образец через лаборатории, полигон НАМИ и органы ГИБДД. Процесс длительный, но практически пройден. Есть еще параллельные проблемы, но рассказывать о них не буду.

С. А.:Что ещё нужно сделать, чтобы представить готовый вариант?

Д. Ч.:Есть готовые комплекты разной стоимости. Разрабатывается программа снижения их цены. На данный момент это приоритет, в то время как год назад главной задачей было создание самого комплекта для ремоторизации. Сейчас ведется борьба с рынком, снижается цена, параллельно развиваются заводы, которые должны производить составляющие для комплекта – электродвигатель, батарею (ее будет выпускать «Рэнера» Росатома), электронику и т.д. Первая линия завода электромоторов уже запущена.

С. А.:Прошу предоставить сведения о работе линии экструзии, которая включает в себя выдавливание корпуса через матрицу и последующую обрезку до заданной длины.

Д. Ч.:Пока нет локализации такой сложности. В ближайших планах – запуск завода цветного литья для изготовления и обработки алюминиевых передних и задних крышек электромоторов. В первом квартале 2025 года завод должен начать работу: оборудование уже устанавливается. Что касается экструзии, сейчас на запущенной первой линии сборки электромоторов используется корпус, изготовленный не нами, а сторонней компанией. Первые партии электромоторов произведены и оснащены всеми необходимыми электронными компонентами. Впрочем, ожидаемые успехи в вопросах, требующих углубления компетенций многих российских компаний, могут быть преждевременными. Например, трудно найти компанию с достаточными компетенциями в области электроники.

С. А.:Ведётся ли сейчас работа с конечными потребителями комплектов для модернизации?

Д. Ч.:С корпоративными клиентами ведём активную работу, но раскрывать условия не могу, поскольку каждый проект уникален: у каждого свои среднесуточные пробеги, своя расчётная модель и так далее. Ремоторизация – это костюм, который шьём на заказ под каждого клиента: нужно учитывать имеющуюся систему зарядных станций и при необходимости включать зарядные станции в его бизнес-модель. Скажем, если грузовик час разгружается, этот час должен заряжаться. Если речь о такси или служебной машине, в местах стоянки должны быть оборудованы зарядные станции. К примеру, недавно обсуждали проект большой ремоторизации транспортного парка одной из крупных торговых сетей.

С. А.:Какие новости о модернизации старых легковых моделей Автотора? Вы ведь говорил про тестовые заезды прототипа еще год назад.

Д. Ч.:Появился ещё один опытный образец – другая модель легковой машины с новым комплектом ремоторизации. Откровенно говоря, с батареей есть трудности. Для коммерческих машин многие вопросы решаются быстро, а для легковых моделей требуется более тщательный подход. Очень надеемся на запуск гигафабрики «Рэнеры» Росатома, который позволит вывести проект по ремоторизации на большие объёмы. Нам обещают запуск собственного производства ячеек в 2026 году, надеюсь, что обещание сдержат.

С. А.:На двух экземплярах легковых автомобилей, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, установлены аккумуляторы с жидкостным или воздушным охлаждением.

Д. Ч.: Нет, конечно не с жидкостной – с воздушной.

С. А.:Какие перспективы у них в нашем климате в таком случае?

Д. Ч.:Предлагаю назвать эти два прототипа «туристическими» и называть их назначение «туристическим». Такие образцы не будут иметь батарей большой мощности и емкости. На данном этапе можно обойтись без системы жидкостной терморегуляции.

С. А.:Пока не планируете аккумуляторы с жидкостным охлаждением?

Д. Ч.:Честно говоря, очень хочется воздержаться. Это серьёзно усложнит конструкцию, сократит, возможно, вовсе исключит использование сервиса быстрой замены батарей. Планируем предложить клиентам такой сервис – это основа программы ремоторизации. Дело в том, что главное неудобство электромобилей сейчас – длительное время зарядки. Для корпоративных клиентов, в том числе и использующих легковые модели, эксплуатационная выгода считается на протяжении суток работы, поэтому каждая минута важна. С учётом всех преимуществ ремоторизации, включая быструю замену батареи, выгода станет очевидной и неоспоримой. Пока наши клиенты – компании с большим гаражом и большими пробегами, а не бабушки и дедушки, которые ездят в щадящем режиме, им ремоторизация ни к чему.

С. А.:Желаем удачи в этом увлекательном занятии!

Д. Ч.: Спасибо!

Автомобиль Kia Cerato модели YD от производителя Автотор, фотографии из объявлений на сайте Дром.